Разработка классного часа с использованием технологии смыслового чтения.


Фестиваль методических разработок
с использованием стратегий смыслового чтения





Номинация: лучший сценарий воспитательного мероприятия
Форма: классный час
Класс: 5-7

Тема: Что мы знаем о ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
войне 1941-1945г.г?







Автор: Пакулева Ольга Викторовна
Харитонова Татьяна Николаевна
МОУ Емишевская ОШ
Тутаевский муниципальный район

2016 г
Цель мероприятия: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость, мужество и героизм своего народа на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными и величайшими битвами Великой Отечественной войны:
расширить знания детей о ВОВ
способствовать развитию чуткости и наблюдательности к художественному слову
совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношения автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному
создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на примере рассказа Сергея Алексеева «Последние метры».
Определение тема урока.
Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего? (на них изображена война, это ВОВ).
Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены на доске? (приближается праздник «День Победы»)
Пускай назад история листает Страницы легендарные свои, И память, через годы пролетая, Ведет опять в походы и бои. Сегодня будет час воспоминаний, И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет час напоминаний о подвигах и доблести отцов.
Подготовка к восприятию нового материала.
Произнесите слово ВОЙНА медленно, с чувством.
Какие смысловые ассоциации у вас возникли? (смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
Какие чувства у вас вызывает война? (тревожные, беспокойные, печальные, горькие).
Что вы знаете о ВОВ? (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).
Слово учителя:
Да ребята, 71 год над нашей Родиной синее, мирное небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов и новые поколения будут восхищаться их героизмом. Подвиг народа бессмертный!
У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений. И сегодня мы пролистаем с вами ЛЕТОПИСЬ БОЕВЫХ СРАЖЕНИЙ. Звучит фонограмма песни Лебедева – Кумача «Вставай, страна огромная»
Работа с текстами:
Величайшие битвы Великой Отечественной войны.
-Ребята, разделитесь на три группы (по желанию).
Каждая группа будет работать с текстом, посвящённым одной из битв в годы Великой Отечественной войны. Но в другие группы вы должны отправить своих «разведчиков», чтобы они могли ознакомиться с текстами других групп и передать их содержание. Полученные знания помогут вам в дальнейшем правильно ответить на вопросы викторины и выполнить творческие задания. За хорошую работу команда получит флажок, а индивидуальные правильные ответы мы будем оценивать «звездой».
БИТВА ЗА МОСКВУ (текст для работы в группе)
30сентября 1941года фашистские войска начали генеральное наступление на Москву. Оборона города была поручена генералу армии Г.К.Жукову. В столице продолжалось формирование отрядов народного ополчения. Тысячи москвичей вышли на строительство оборонительных сооружений на подступах к Москве.
7 ноября, в день празднования Октябрьской революции, на Красной площади всегда проводился парад советских войск. 7 ноября 1941 года Сталин парад не отменил. И он состоялся. Бойцы Красной армии маршировали по Красной площади перед Московским Кремлём и сразу же отправлялись на фронт. Слыша, как бойцы Красной армии идут по Красной площади, советские люди понимали, что москвичи не сломлены и готовы биться с врагом.
На Волоколамском шоссе немецкие войска прорвались близко к Москве. Здесь подступы к столице защищала дивизия генерала Панфилова. Почти вся дивизия погибла в упорных боях с фашистами. Остались в живых лишь 28 бойцов Возглавлял их политрук Клочков. Герои – панфиловцы преградили фашистам путь. « Друзья, - произнёс Клочков – Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва! В неравном бою герои не дрогнули, подбили 18 танков. Отдав свои жизни во имя Родины.
Решающие бои за Москву развернулись в конце ноября. Почти два месяца группа армий «Центр» вела кровопролитные бои, прорываясь к Москве. Фашистские войска понесли большие потери. Наступление врага на столицу было остановлено. К концу 1941 года немецкие войска были отброшены от Москвы. Столица была спасена. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА (сообщение учителя) Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он мечтал стереть с лица земли город. Своим войскам Фюрер предложил блокировать город и путём непрерывного обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду 40 самых отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. На защиту родного Ленинграда поднялись все жители города. Ленинградцы готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам. Город превратился в крепость. В короткий срок было построено 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Улицы перегородили противотанковые заграждения и баррикады. Повсюду были установлены зенитные орудия. Днём и ночью работали заводы и фабрики, которые выпускали танки и артиллерийские орудия, изготовляли мины, гранаты и патроны, шили гимнастёрки и шинели. Гитлер был уверен, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к его ногам. Но город был непреступен, немцы не смогли взять его штурмом. Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши. В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный город. Начался отсчёт блокадных дней и ночей. Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешней жизни. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянный обстрел. Но город продолжал жить. Работали театры, школы. Даже в таких жутких условиях учились дети.
Зима 1941 – 1942 года была на редкость суровой, с сильными морозами. В городе прекратилось движение городского транспорта. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро. Ленинградцы назвали её «ДОРОГОЙ ЖИЗНИ». От неё зависело спасение жителей города.
Под вражескими обстрелами и бомбёжками (зимой – по льду, на машинах и санях, весной и летом – на катерах, баржах и лодках) доставлялись по озеру различные грузы, в том числе продукты питания, боеприпасы, медикаменты. Однако перевозить большое количество груза, было невозможно. Часто лёд не выдерживал, и машины уходили под лёд. Почти три года – 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешеный натиск врага. Окончательно город удалось освободить только в январе 1944года. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (текст для работы в группе) Одним из самых кровопролитных (около 2 млн. погибших с двух сторон) сражений была СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (с июля 1942 – февраль 1943г.г). Потерпев поражение под Москвой, германское командование разработало новый план. Гитлеровцы всю свою мощь направили на уничтожение Кавказа, на захват Волги и юга России. Они мечтали захватить Сталинград (ныне Волгоград) и Астрахань, где имелись так нужные им хлеб и нефть. Фашисты рассчитывали добиться здесь успеха, а затем вновь нанести удары по Москве и Ленинграду. Однако русские солдаты отстаивали каждую улицу, каждую горсточку земли. Героическая оборона Сталинграда продолжалась 4 месяца. Одна за другой следовали атаки гитлеровцев. Наши бойцы встречали их плотным огнём, часто вступали в рукопашный бой. Обе стороны несли огромные потери.
Особенно тяжёлые бои развернулись за Мамаев курган. Это самое высокое место в городе. С высоты Мамаева кургана просматривался и простреливался весь Сталинград. Тот, кто владел этой высотой, тот владел городом. Тысячи наших бойцов пали смертью храбрых, защищая Мамаев курган. Наконец советским войскам удалось остановить наступление врага. В ноябре 1942 года советские войска под командованием генерала В.И.Чуйкова приняли окончательное решение нанести сокрушительный удар по врагу. Не успели смолкнуть орудия артиллерии, как на позиции гитлеровцев двинулись танки и пехота. На несколько дней смешались небо и земля. Это был настоящий ад войны, при котором совершались великие подвиги, проявлялась храбрость и отвага русского солдата - победителя.
Сотни тысяч немецких солдат и офицеров попали в кольцо окружения. Все их попытки прорваться к своим были напрасными. В феврале 1943 года остатки вражеских войск сдались в плен. ПОБЕДА советских войск на Волге стала решающим событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны КУРСКАЯ БИТВА (текст для работы в группе) Ключевым сражением Великой Отечественной войны стала КУРСКАЯ БИТВА (с 5 июля – 23 августа 1943г.) БИТВА ПОД КУРСКОМ была одной из самых тяжёлых. Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом, и в июле 1943 года гитлеровские войска перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «ТИГР» и «ПАНТЕРА». Итак, 5 июля 1943 года немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские оборонительные укрепления. Для этого германское командование стянуло к Курску мощные ударные силы: 2700 танков, около 2050 самолётов, 10 тысяч орудий и миномётов, новейшие истребители «ФОККЕ – Вульф-190. Фашисты надеялись, эти силы должны были уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов и это даст расширить фронт наступления немецкой армии. Целых 48 дней раздавался вокруг лязг танков и гул самолётов, казалось, земля и небо соединились в огне. Однако германским силам не удалось преодолеть мужественное сопротивление советских солдат. Не только на земле проявляли солдаты мужество и героизм, а также и в небе. Прикрывали лётчики с воздуха южнее Курска в районе Ольховки наземные наши части. Эскадрилья советских истребителей завершала боевой вылет. Уже возвращались на базу. Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Летит Горовец и видит, чуть позади летят фашистские бомбардировщики. Всего секунда была на раздумья у Горовца, резко развернув самолет, устремился он к врагам навстречу. Врезался лётчик в фашистский строй, первой атакой протаранил ведущий самолет противника. Развернулся, на второго фашиста. И этот рухнул. Бой летчика Горовца был уникальным, неповторимым. Девять вражеских самолетов сбил Александр Горовец в одном бою. Такого подвига больше не повторил никто. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не дожил лейтенант Горовец до победы. Погиб в неравном бою, а подвиг его живет. К 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. В ознаменование Курской победы впервые в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. был дан салют Победы. Операция «ЦИТАДЕЛЬ» провалилась. Танковое наступление фашистов было сорвано. Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска, советский народ выстоял. БИТВА ЗА БЕРЛИН. ПОБЕДА!!! (сообщение учителя) Весной 1945 года была подготовлена операция по штурму столицы Германии – Берлину. Советские войска должны были нанести несколько мощных ударов, окружить и разгромить противника в городе. Битва за Берлин началась 16 апреля и закончилась 8 мая 1945 года.
О штурме Берлина написан рассказ «Последние метры» Сергея Алексеева
- Как вы думаете, почему он так назван?
Берлин стал настоящим городом – крепостью. Гитлеровцы намеревались отстоять свою столицу, защищать её до последнего солдата. Каждая улица города была готова к длительным и кровопролитным боям.
За штурм и взятие Берлина была учреждена специальная медаль. Тысячи советских воинов – героев боёв за Берлин были награждены этой медалью.
Прочитайте небольшой отрывок:
Последние метры
Советские войска всё ближе и ближе подходили к центру Берлина. Впереди был рейхстаг – главное правительственное здание Германии. И вот советские солдаты уже у рейхстага.
Начался штурм рейхстага. Вместе со всеми в атаке Герасим Лыков.
Не снилось такое солдату. Он в Берлине. Он у рейхстага. Смотрит солдат на здание. Огромно здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.
С боем прорвались сюда солдаты. В последних атаках, в последних боях солдаты. Последние метры войны считают.
В сорочке родился Герасим Лыков. С 1941 года боец воюет. Оборонял он Москву, под Сталинградом, под Курском бился, до Берлина дошёл. Хранила судьба солдата.
- Я везучий, - шутил солдат. – В этой войне для меня не отлита пуля. Снаряд для меня не выточен.
И верно, не тронут злою судьбою солдат.
Ждут солдата в далёком краю российском жена и родители. Дети ждут. Ждут победителя. Ждут героя!
В атаке, в прорыве лихом солдат. Последние метры войны считает. Не скрывает радость свою солдат. Смотрит солдат на рейхстаг, на здание. Огромно здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.
Последний раскат войны.
- Вперёд! Ура! – кричит командир.
- Ура-а-а! – повторяет Лыков.
И вдруг. Рядом с солдатом снаряд ударил. Громом ухнул огромный взрыв. Поднял он землю девятым валом. Упала земля на землю. Сбила она солдата. Засыпан землёй солдат, словно и вовсе на свете не был.
Кто видел, лишь ахнул:
- Был человек – и нет.
- Вот так пуля ему не отлита.
- Вот так снаряд не выточен.
Знают все в роте Лыкова – отличный товарищ, солдат примерный. Жить бы ему да жить. Да только чудес на свете не бывает.
- Пусть земля ему будет пухом.
(остановка)
-Что вы можете сказать о главном герое рассказа? (Простой человек, так как не бывал за границей, «не снилось» побывать в Берлине, он удивляется величественному зданию с колоннами, стеклянным куполом, любит пошутить, даже прихвастнуть, его ждут семья: родители, жена и дети)
- Как вы понимаете выражение « в сорочке родился»?
Ребята, подумайте, какое может быть продолжение рассказа?
Давайте проверим ваши предположения и прочитаем продолжение рассказа.
И вдруг. Снова снаряд ударил. Рядом с тем местом, что первый. Немногим совсем в стороне. Рванул и этот огромной силой. Поднял он землю девятым валом.
Смотрят солдаты – глазам не верят. Поднял взрыв землю, а с ней и Лыкова. Поднял, подбросил, даже поставил на ноги.
Жив оказался солдат. Вот ведь судьба бывает. Знать, и вправду, пуля ему не отлита. Снаряд для него не выточен. Снова Лыков в атаке, в лихом порыве. Всё ближе и ближе колонны рейхстага. Купол в небе стеклом сверкает. Последние метры война считает
-Понравился вам рассказ? Почему?
-Кого из литературных героев вам напоминает Герасим Лыков? ( А.Твардовский «Василий Тёркин»)
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа, это второе рождение русской нации.
Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война, Ведь эта память – наша совесть! Она, как сила, нам нужна.

Немцы бросили все свои силы, снимали войска с западного фронта и направляли к Берлину. Уличные бои шли тяжелые, трудно продвигались советские танки и пехота. Город был сильно укреплен. Были вырыты противотанковые рвы глубиной 3 метра и шириной 3,5 метра. Нашим солдатам пришлось вести бои в подземных укреплениях – бункерах. По всему городу были устроены различные ограждения и минные ловушки. В городе находилось много вражеских снайперов. Особенно упорные бои разгорелись за рейхстаг – здание, в котором когда – то заседал парламент Германии. 6 мая Гитлер покончил собой. А,8 мая 1945 года фашистская Германия безоговорочно капитулировала. Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей, закончилась. 9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником ПОБЕДЫ.
Задание: Вспомни события Великой Отечественной войны. Прочитай краткое описание этих событий и восстанови их последовательность.
1)Советские войска окружают армию Паулюса под Сталинградом.
2) Пограничники мужественно защищают Брестскую крепость.
3) Германское командование подписывает акт о капитуляции.
4) Начинается блокада Ленинграда.
5) 22 июня 1941 года фашистская Германия нападает на Советский Союз.
6) Происходит танковое сражение под Курском.
7) Красная Армия одерживает победу в битве под Москвой.
8)Советские войска завершают Берлинскую операцию.
Ответы: 5,2, 7, 4, 1, 6, 8, 3.
Взаимопроверка в группах
Работа над пословицами в группах.
Задание. Назови пословицу.  Во время войны появилось много пословиц и поговорок. Каждая группа получает карточки с частями поговорок и пословиц, вам необходимо найти продолжение им.  1 карточка  Храбрость -  Дружно за мир стоять -  Войну хорошо слышать, ..  Кому война,.  Война-это большое болото:..  Хочешь победить на войне,..  Чем дальше в лес,.  Воин воюет, ..  Бой красен мужеством,  Миром дорожить - .  кому мать родная.  сестра победы.  войне не бывать.  легко влезть, но трудно выбраться.  а детки горюют.  работай вдвойне  да тяжело видеть  а приятель дружеством.  людям долго жить.  тем хуже для СС!  Правильные ответы:1-b; 2-c ; 3-g; 4-a; 5-d; 6-f; 7-j; 8-e; 9-h; 10- i 
Каждая группа зачитывает по одном пословице (по очереди)
Карточка 2 (дополнительный вариант) Кому мир недорог,.  В бою побывать -.  Война войной, а.  С миру по нитке - .  Худой мир лучше..  Пуля дура,..  Бой - святое дело,..  Лучше умереть в поле, .  До Москвы на танках,.  Умелый боец..  цену жизни узнать.  штык молодец.  иди на врага смело.  а от Москвы на санках.  везде молодец  чем в бабьем подоле.  тот нам и ворог.  обед, по расписанию.  Гитлеру веревка.  доброй брани  Правильные ответы:1 -g ; 2- a ; 3 -h; 4 -i; 5 -j ; 6- b; 7- c; 8- f ; 9- d; 10- e 
-А какую из этих пословиц можно отнести к рассказу Сергея Алексеева?

Викторина
1)В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны под деревней Прохоровка: А) Битвы за Москву;  Б) Сталинградской битвы;  В) Курской битвы;  Г) Битвы за Берлин.
2) Назовите событие в период Великой Отечественной войны, продолжавшееся 871 день, ужасами которого были голод, убийства, людоедство. Укажите дату окончания этого события. 
3) Фашистские войска потратили на захват этого города 250 дней, а советские войска освободили его за 5 дней. Что это за город? А) Москва Б) Сталинград В) Севастополь Г) Новороссийск Д) Киев
4) Берлинской операцией командовал: А) Г.К. Жуков; Б) К.К. Рокоссовский;  В) И.С. Конев;  В) С.К. Тимошенко.
5) Современное название бывшего Сталинграда.  а)Волгодонск.  б)Вологда.  в)Днепропетровск.  г)Волгоград.  6) Как звали девочку, которая вела дневник в страшные дни блокады Ленинграда?  а)Рита.  б)Алена.  в)Таня.  г)Оля.  7) Кого в годы Великой Отечественной войны немцы называли «черной смертью»?  а)Советских танкистов.  б)Партизан.  в)Советских летчиков-истребителей.  г)Советских морских пехотинцев.  Правильные ответы: 1-в, 2-блокада, 3-в, 4-а, 5-г, 6-в, 7-г.
За правильный ответ на вопрос каждая команда получает флажок. 
Блиц-опрос Каждой группе поочередно задаются вопросы: 
Назовите оружейный город (Тула)  Летчик, герой Советского Союза, совершивший воздушный таран (Н.Гастелло)  Рядовой. Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота. (А.Матросов)  Назовите город первого салюта (Орел)  Город-герой, крепость, принявшая первой на себя удар немецко-фашистских захватчиков. (Брест)  Легендарный город-герой моряков (Севастополь)  Какое оружие называется женским именем (Катюша)  Высшее воинское звание в армии (Маршал) 
Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей, закончилась. 9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником ПОБЕДЫ. ЭТО – ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ... Слайд ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ Звучит фонограмма РЕКВИЕМ. Памяти павших. Четыре года страшных испытаний... Потери, жертвы, искалеченные судьбы... Война... и тысячи людских страданий!.. ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!! Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна! Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА! Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом – ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!.. Пусть люди этот День не позабудут! Пусть Память свято сохранит те имена, Которые приблизили ПОБЕДУ – Своими жизнями, перечеркнув, "война"
Рефлексия
Подведение итогов работы в группах (подсчёт количества заработанных флажков и звёздочек). Награждение.
А что вы можете сказать о нашей школе? Как мы помним о героях погибших в войне?
(В нашей школе есть музей боевой славы, мы часто его посещаем и с удовольствием слушаем Г.Н. Егорову – организатора этого музея. Возле школы у нас есть памятник павшим героям. К нам часто приходят ветераны. Школа поддерживает связь с ними, поздравляет с праздниками, навещает их.)
Война закончилась, Но песней опалённой, Над каждым домом, До сих пор она кружит. И не забыли мы, Что много миллионов, Ушли в бессмертие, Чтоб нам с тобою жить.






15