Доклад на тему Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка


Тема:  Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка. Атырауская область, Махамбетский районАлмалинская средняя школа Учитель русского языка и литературы  Джумагулова Э. Цель: повышение грамотности и развитие Орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.Задачи:   изучить степень развития орфографической Зоркости учащихся класса;  изучить и применять на уроках русского языка приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся;  разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающие формирование грамотного письма; План Введение Понятие «орфограмма» Основная часть1. Умения как организующая основа обучения орфографии 2. Некоторые виды работ, методы и приемы формирования орфографической зоркости 3. Параметры оценки Количественные показатели 4. Списывание как прием обучения орфографии 5. Диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию 6. Виды словарных работ Практическая часть Заключение Понятие «орфограмма» Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Орфограмма- написание, для обоснования выбора которого требуется применение орфографического правила. Умения как организующая основа обучения орфографии  Умений, обеспечивающих успешное формирование навыков грамотного письма, две группы собственно орфографические и лексико-грамматические. Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и квалифицировать их (определять, что это за орфограммы). Зачем нужно формировать эти формирования? Нельзя ли обойтись без них? Практика обучения показывает, что нельзя. Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографические правила, редко прибегают к их помощи ( в лучшем случае в 30-35% случаев). Причина заключается в том, что у ученика не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку, он не видит орфограммы (фактов письма, когда без ущерба для произношения возможно как верное, так и неверное написание). Не замечая орфограмм, ученик часто пишет с ошибками, не подозревая этого, не испытывая ни сомнений, ни потребности в орфографическом правиле. Некоторые виды работ, методы и приемы формирования орфографической зоркости  Методы, приемы выработки грамотного письма разнообразны. Они обусловлены принципами, на которых основывается употребление той или иной орфограммы, состоянием общей грамотности учащихся данного класса, степенью владения языком и другими факторами. На первых этапах работы в новом классе рекомендую заполнить на каждого ученика следующую карту: Фамилия, имя ученика Дата (месяц, год)  Параметры оценки Количественные показатели Чтение Скорость Сознательного изучающего чтения вслух текста: -художественного; -учебного; ознакомительного чтения; чтения про себя Количество знаков(букв, печатных строк) в минуту Письмо и правописание Скорость письма: -в диктанте; -в подробном изложении; -в сочинении; -при списывании; Незамеченные (неисправленные): -в чужом тексте (объемом в столько-то слов); -в своем тексте( после проверки упражнения в классе) Речь (письменная) Объем: -изложения -сочинения -тематического словарного ряда Кол-во знаков( букв, слов, строк) за определенный промежуток времени Кол-во орфографических, пунктуационных ошибок и описок Кол-во ошибок  Списывание как прием обучения орфографии В начальных классах учащимся по русскому языку рекомендую вдумчивое чтение вслух, а также переписывание по нескольку абзацев с последующей взаимопроверкой или контрольной проверкой учителя. Текст для переписывания представляет пять-шесть печатных строк, так как длительное впечатление утомляет ученика, и свежесть восприятия теряется. Размер букв должен быть крупным Содержание текста интересным. Переписывание должно быть медленным, выполняться каллиграфическим почерком. Такое переписывание может сопровождаться дополнительным заданием. Например, подчеркнуть слог или букву, которая соответствует какому-либо правилу.  Диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию Диктант- одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико-орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся.  Виды словарных работУчитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию- вставляют в слово орфограмму. Например: Мячом «Орфограмма»- говорит учитель,- находится в окончании существительных после шипящей. Мы должны решить, что писать- о или е . написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму» Негромкий ( голос) « Вам надо решить, слитно или раздельно написать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написании вам следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а» И.т.д.    Словарный диктант с элементами игры. Словарный диктант можно оживить с помощью игры «зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм? Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует знания в новых ситуациях. Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные Птица орел-(город Орел). Цветок роза-(девочка Роза).Воздушный шарик-(собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например, тема «Правописание гласных в корне после щипящих и ц». Костяная спинка, Жесткая щетинка. С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. ( Зубная щетка) По пригоркам, по равнинам Я веду свою машину. Я люблю дорог простор, А зовут меня… (Шофер)  Занимательные, игровые формы при изучении орфографии Увлекательные путешествия по «Орфографии» 1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать». «Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм. Игры-соревнования 1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?» При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске (представителями команд) ит.д. 2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)» Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель. 3.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило( например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто :1) быстрее вручит учителю листочки 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.  Классы Количество учеников 1 четверть2 четвертьДинамика 3ә2356.560.8+4,34а1838.844.4+5,65а1723.529.4+5.95б1833.336.8+3,5Динамика писменных работ Заключение Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры. Залог точности выражения мыли и взаимопонимания. Культура речи- это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека. Орфографические умения и навыки- составная часть речевых умений и навыков. Языкового развития в целом. Иными словами, правописание- средство общения.