Технологическая карта урока Свойства снега и льда 3 класс ПНШ

Тема урока: Свойство снега и льда.
Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда.
Характеристика учебной деятельности:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Формируемые УУД:
Личностные:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технология: развивающее обучение с использованием ИКТ.
Оборудование и средства обучения:
Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.
Презентация к занятию.
Мир вокруг нас: Учеб.для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2011.
Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2011.
Цветные карандаши.
Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
Листы самооценки.

Информационная карта урока

Основные понятия
Свойства предмета


Ресурсы

Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.
Презентация к занятию.
Мир вокруг нас: Учеб.для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса четырёхлетней начальной школы. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2011.
Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2011.
Цветные карандаши.
Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
Листы самооценки.


Организация пространства
фронтальная, групповая, индивидуальная.


Этапы урока
Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты





предметные
личностные,
метапредметные

1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
актуализировать требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– организовать планирование учебной деятельности на уроке.


Проговорить правила поведения на уроке. Настроить на учёбу.

Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Слайд №1 Предмет
- Наш девиз: Я хочу много знать! Слайд №2 Девиз
- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.
- Я желаю вам удачи и новых открытий!

Слушают, настраиваются на рабочий лад.

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).


2. Актуализация знаний
Цель:
– организовать актуализацию знаний
О видах водоёмов.
Повторяем виды водоёмов
Учебник с 66.

Но сначала расскажем нашим гостям, о чём мы говорили на прошлом уроке. Послушайте загадки.
- Какое открытие мы сделали на прошлом уроке?
(Река может впадать в другую реку, в озеро или в море. В реке вода пресная, а в море – солёная)
- А какая река протекает в нашей области? (Тобол)
- Откройте свои учебники и расскажите по схеме, куда течёт река.
Слайд №3
-Отгадайте загадку
-На дворе- горой, а в избе- водой.(снег )

Отгадывают загадки, повторяют пройденный материал.


По схеме учебника рассказывают о реке.


Признаки реки, озера, моря
Ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, сотрудничество в парах
(коммуникативные УУД).


Цель:
Здоровьесбережение
Гимнастика для глаз.
- Давайте поиграем с вами в снежки, но только глазками.
Слайд 6 Гимнастика для глаз

Выполняют упражнения для глаз.




3.Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока)
Цель: организовать постановку учебной проблемы



4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель.организация поиска решения учебной задачи. Определение свойств воды в твердом состоянии













Практическая работа.























































































Вывод.


- Ребята, посмотрите, что у вас приготовлено на столе (снег, вода, лёд)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?








- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие учёные, будем выдвигать гипотезы, т. е предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
- А вот и Муравьишка Вопросик тут как тут. Какой у него возник вопрос?(Читают вопрос
Слайд №8)
- Что происходит с водой, когда температура воды ниже 0?
- Как вы думаете,
откуда берутся снег и лёд?
(Если на улице становится холодно, то вода превращается в снег и лёд)

- Это наша гипотеза, т. е. предположение. Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. (проведём опыты, чтобы доказать, что снег и лёд- твёрдое состояние воды и сравним свойства снега и льда) А что для этого нужно сделать нам подскажет Снеговик.
*совет снеговика (Читают на слайде)

- Готовы стать учёными-исследователями?
- Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу, надо провести опыты.
- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.

- Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов.
(Изучим свойства снега и льда)
- Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод. Вывод нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу на карточках.

Опыт 1
- Что нам нужно для опыта?
- Попробуйте в снегу сделать ямку.
- А теперь
попробуйте в кусочке льда сделать ямку.
- Что заметили?
- А теперь я попробую ударить по льду молотком.
- Что вы заметили?
- Закончите вывод, подставив слово-помощник.
- Проверяем. Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают.
( лёд хрупкий, снег-рыхлый)
Опыт 2
- Что нужно для второго опыта?
- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.
- Формулирует вывод 2 группа.
(Лёд бесцветный, снег – белый)
Опыт 3
- Что необходимо для этого опыта?
- Можно ли что-либо разглядеть через снег?
- А через лёд?
- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.
(снег непрозрачный, а лёд прозрачный)
Опыт 4
- И последний опыт.
- Что необходимо для опыта?
- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.
- Что происходит с ними? (снег и лёд в отличии от воды не принимают форму сосуда)
- Закончите вывод с помощью слова-помощника.
- Вывод формулирует 4 группа.


- Назовите свойства снега. Остальные оценивают.
- Свойства льда.
- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов?
(Изучить свойства снега и льда)
- Достигнута ли цель опытов? Слайд № 9
Определяют тему урока –высказывают свои предположения.










Выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы, делятся на группы, распределяют роли.































Открывают учебники, читают задание,
Слушают инструкцию учителя.












Выполняют опыт по плану, используют учебник, делают вывод, используя данные слова, записывают



















Озвучивают свои выводы













Свойства воды в твёрдом состоянии








Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; работать в группе,















































Цель:
Здоровьесбережение
Физминутка.
- Зимой на улице холодно, морозно.
- Что люди делают, чтобы согреться?
- Давайте и мы немного подвигаемся.

Я Мороза не боюсь,
(Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз,
(Присели)
Тронет руку, тронет нос
(Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки на месте)
Слайд10.
Физминутка.

Выполняют движения за учителем


Регулятивные:
саморегуляция


5. Применение новых знаний
Цель:
Организация применения новых знаний
Работа в рабочей тетради.
Самостоятельная работа с проверкой
по эталону

- А теперь давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке. Откроем тетради на с. 46, задание 2.
- Прочитаем задание.
- Что записано в столбиках?
- Соедините стрелками.
- Проверим.
- Что-то мы с вами забыли про нашего Снеговика. Давайте послушаем ещё одну его загадку.
- Посмотрите, какие красивые снежинки. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.
- Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки.
- Посмотрите, какие красивые снежинки. Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.
- Снеговик не успел дорисовать снежинки в
вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки.

Выполняют самостоятельно задания в тетради, рассуждают, сравнивают, доказывают правильность выбора

Понятие, что лёд-твердый, хрупкий, непрозрачный; снег-рыхлый, белый
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).


Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).


Вывод
А вот и Муравьишка Вопросик. Послушаем его.

- Где образуется снег?
(Ответы детей)
- Послушаем Мудрую Черепаху.

- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
- Можно ли в доме увидеть лёд?

- Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу).
- Для чего?
(Можно добавлять лёд в коктейль, чай, напиток, чтобы было вкуснее)
Делаем вывод.
- Вернёмся к нашему исследованию.
- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?
- А к какому выводу мы пришли?
- Послушаем теперь Мудрую Черепаху.
Слайд №11

Находят ответы, используя учебник – читают выводы Муравьишки и Черепахи.


Смотрят слайд, делают вывод





6. Контроль и самопроверка знаний.
Цель:
– организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.

Тест «Проверим себя»,
Интерактивная доска.

- А теперь проверим, как вы усвоили материал нашего исследования. Вы должны будете ответить на вопросы, а ответы записать на листе исследований: да – зелёный кружочек, нет – красный, не знаю – синий.
Самопроверка
Слайд№ 12

На интерактивной доске закрашивают кружок нужным цветом.




7.Итог урока.
Цель:
– зафиксировать новое содержание урока;

Вывод
- Наш урок подходит к концу.
- Кем вы были сегодня на уроке?
- Что исследовали?
- Что такое снег и лёд? Какое открытие сделали?
- Назовите свойства снега и льда?
- Почему снег и лёд образуются зимой, а не в другое время года?
- Наши гости очень вами довольны.
- Молодцы!
- Я тоже вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи.

Делают вывод


Познавательные,
личностные:
смыслообразова-ние.


8. Рефлексия.
Цель
– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Закончи предложение

- Поделитесь своим впечатлением об уроке: что понравилось, какое настроение от урока, что можете предложить.


Заканчивают начатое предложение, запоминают советы принимают подарки.

Личностные:
Смыслообразова-ние.


9. Домашнее задание
Цель:
Организовать выполнение домашнего задания

- А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.
- А на память о нашем уроке Снеговик приготовил для вас снежинки. Слайды №13, Слай № 14








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315