Презентация Применение инновационных методов обучения на уроках математики в образовательной системе «Гармония»


 Применение инновационных методов обучения на уроках математики в образовательной системе «Гармония» Учитель начальных классовГригорьева Лидия Кузьминична * 2000 Участие в Федеральном эксперименте по модернизации начального образования УМК «Гармония» Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания. В УМК «Гармония» с 2000 года реализуются способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, самоконтролем и самооценкой организации продуктивного общения, являющиеся необходимым условием формирования учебной деятельности формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьника уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей. «Гармония» 2000 год ФГОС 2010 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования «… способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с её решением, самоконтролем и самооценкой…» (стр.6) «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей…»(стр.9) «… целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) …»(стр. 7) «…овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности , поиска средств ее осуществления …» (стр. 8) «…формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия…» (стр. 9) Концепция учебно-методического комплекта «Гармония» * Концепция курса математики 1-4 Целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания В помощь учителю Критерий развития мышления младшего школьника Анализ и синтезСравнениеКлассификация Аналогия Обобщение Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний. Сформированность приёмов умственной деятельности Практическая реализация концепции находит выражение 1. В логике построения содержания начального курса «Математика». 2. В методическом подходе к формированию понятий. 3. В системе учебных заданий. 4. В методике обучения решению текстовых задач. 5. В методике формирования представлений о геометрических фигурах. 6. В методике использования калькулятора. 7. В организации дифференцированного обучения. 8. В организации уроков математики. Логика построения содержания курса обеспечивает продуктивное повторение, которое: •повышает степень самостоятельности учеников при усвоении новых вопросов предметного содержания; •помогает им осознать какими видами деятельности они уже овладели, а какими пока нет; •оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию; •готовит учащихся к принятию новой учебной задачи, которую ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) необходимое условие овладения УУД:личностными,познавательными, регулятивными, коммуникативными в процессе усвоения математического содержания. Данная концепция создаёт дидактические условия не только для качественной предметной подготовки всех учащихся, необходимой для продолжения математического образования в основной школе, но и для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания. Принципы организации учебной деятельности учащихся Опора на опыт ребенкаРеализация продуктивного повторенияСоблюдение баланса между интуицией и знаниемУстановление соответствия между различными учебными моделямиВариативность учебных заданийАктивное включение в учебную деятельность приемов наблюдения, выбора, конструированияСоздание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности 1 2 3 4 5 5 класс Логика построения курса «Математика» 1-6 6 класс Методический подход к формированию понятий Установление соответствия между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Этот подход позволяет учесть: индивидуальные особенности ребёнкаего жизненный опытпредметно-действенное и наглядно-образное мышление * схемати-ческая символическая предметная вербальная графическая Методический подход к формированию понятий обеспечивает вариативность учебных заданий, которые являются основным средством формирования УУД схемати-ческая символическая предметная вербальная графическая Модели:вербальные (описание ситуаций), предметные (изображение ситуаций на рисунке),графические (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символические модели (запись числовых выражений, неравенств, равенств), схематические- схемы Система учебных заданий соблюдает баланс между: логикой и интуицией;словом и наглядным образом;осознанным и подсознательным;догадкой и рассуждением; создает проблемные ситуации; целенаправленно формирует приемы умственной деятельности. Использование калькулятора для формирования УУД Особенностью курса является использование калькулятора как средство обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять: для постановки учебных задач;для открытия и усвоения способов действий; для проверки предположений и числового результата;для овладения математической терминологией и символикой, выявления закономерностей и зависимостей. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, (умножения и деления) и активизирует память учащихся. * Эффективным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания:Объясни… Проверь… Оцени…Выбери… Сравни… Найди закономерность…Верно ли утверждение…Догадайся…Наблюдай…Сделай вывод… И т.д. Они нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков выявлять их сходство и различие проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям) устанавливать причинно следственные связи строить рассуждения в форме простых и составных суждений об объекте, его структуре, свойствах обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи Методика обучения решению текстовых задач формирование обобщённых умений:читать задачу; выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины; устанавливать взаимосвязь между ними; выбирать арифметические действия для ответа на вопрос задачи. Математика и информатика Электронные дидактические пособия к тетрадям «Учимся решать задачи» 1-4 Контрольно-измерительные материалы Математикаи информатика * «Наглядная геометрия» Спасибо за внимание!