ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Тимофеева Татьяна Георгиевна
МБОУ СОШ № 9 г. Бирска
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, где активная роль отводится обучающимся в учебном процессе. Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни. Таким образом, одной из главных целей современного образования видится развитие личности ребёнка на основе развития компетенций. В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал. Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, – все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон. В настоящее время школа является важнейшим фактором развития личности.
Развитие школы осуществляется посредством инноваций. «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений. Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащимся.
Основные направления инновационной деятельности:
1. Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровье сберегающих технологий.
3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
5. Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.
6. Обеспечение преемственности в образовании.
Преимущества педагогических технологий:
• В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;
• Позволяют достигать целей, поставленных программой по конкретному учебному предмету;
• Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;
• Обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
• Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
• Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
• Это чёткая организация на развитие творческой деятельности;
• Это мониторинг (своевременный промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся).
Работая на уроке, в который учитель включает ту или иную технологию, учащиеся используют и совершенствуют навыки самостоятельной работы, работы с текстом, речевой деятельности, умения работать в паре и группе.
В поисках решения проблемы использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, педагогику сотрудничества, здоровьесберегающего подхода.
Так, на уроке математики в 2 классе по теме: «Умножение и деление с числами» были использованы как традиционные, так и нетрадиционные приёмы, например, работа в группах, в ходе которой ребята решали задачи с последующей самопроверкой
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
Провожу уроки с использованием компьютерных презентаций.
Использую программы для демонстрации наглядного материала.
Так, на уроке самопознания в 2 классе по теме «О доброжелательности» была использована презентация, в которую были включены теоретический материал, пословицы, сюжетные картинки, материал для видео просмотра, так же элементы творчества учащихся. Рефлексивно ребята написали добрые пожелания друг другу и оформили цветочную поляну на доске.
Применение ИКТ позволяет вести рабочую документацию в электронном формате, что имеет широкий спектр действия.
Наша школа подключена к программе, которая позволяет вести электронный журнал, своевременно доводить информацию оценок и домашних заданий до родителей
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Применяю и элементы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.
При выполнения каждого нового проекта, задуманного самим ребенком, самостоятельно или при участии учителя, мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. И с первого класса ребята выходят на городской уровень со своими исследованиями.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.