Социально — поисковый проект Живи и помни



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской областисредняя общеобразовательная школа п.г.т. Мирный муниципального района Красноярский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Зам. директора по УВР
_______________М.А. Пучко ___________Л.Б. Пучко
"____"_ ____________2014 г. "___ " __________2014 г.
Социально – поисковый проект
«Живи и помни»

Выполнили: учащиеся 7Б класса
Координатор проекта:
Пелеганчук Ирина Георгиевна

п.г.т. Мирный
2014 – 2015 учебный год.
Участники проекта
«Нет ничего более человечного в человеке,
чем связывать прошлое и настоящее»
Ф.И. Тютчев


Учащиеся 7 Б класса
Паспорт проекта
Тип проекта – социально - поисковый, внутришкольныйВозраст участников проекта – 13-14 лет
Сроки реализации проекта:
начало: сентябрь
окончание: апрель
Форма представления – презентация проекта, книга Памяти «Живи и помни»
Формулирование социальной проблемы и актуальности проекта
Память… Это способность сохранять в сознании людей чувства, накопленный опыт из нашей истории, истории нашей родины, жизни наших предков, жизни людей, которые воевали, защищали будущее нашей страны.
С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которые с честью выдержала наша страна за свою долгую историю.
В 2015 году наша страна будет отмечать 70 – летие Победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Они не знают о войне почти ничего. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Все меньше среди нас участников Великой Отечественной войны. Их дела, их подвиги переходят в легенды, становятся частью памяти народной.
Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины, о людях, ковавших победу... Все же хочется, чтобы слова: «Никто не забыт и ничто не забыто», всегда были актуальными. И разбудить человеческую память – наша задача. Юное поколение должно помнить о ратном и трудовом подвиге ветеранов, обо всех и о каждом, кто ковал Победу.
Выбранная нами тема «Живи и помни» особенно актуальна в год 70 - летия со дня Победы. «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой», - поётся в известной песне. Без памяти жить нельзя, потому что без прошлого нет будущего. В своём проекте мы хотим вспомнить ветеранов - родственников ребят нашего 7 Б класса. Наш долг – сохранить память о близких нам людях, прошедших через ужасы войны, проявить уважение к их стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».
Цель проекта:
создание Книги Памяти «Живи и помни»
учащихся 7Б класса.
Задачи:
Провести социологический опрос;
Организовать поисково – исследовательскую деятельность, собрать фотоматериалы и документы военных лет о родственниках – участниках в Великой Отечественной войне;
Пробудить интерес учащихся к корням своей семьи, сохраняя и укрепляя тем самым преемственность поколений;
Формировать у учащихся чувства патриотизма и гордости за своё Отечество;
Провести конкурс сочинений учащихся 7Б класса на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
Оформить собранный материал в виде Книги Памяти 7Б класса в электронном и печатном формате;
Развить у участников проекта коммуникативных навыков, навыков работы с компьютером, дизайна и архивными документами.
Методы работы над проектом:
сбор, изучение и анализ материалов, архивных документов;
анкетирование;
систематизация и обобщение материалов проекта.
Ожидаемые результаты:
Укреплены связи между поколениями;
Сформированы чувства патриотизма и гордости за своё Отечество, уважение к подвигу советских воинов, тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной войне;
Созданы электронный и бумажный архивы - Книги памяти «Живи и помни!» о ветеранах Великой Отечественной войны учеников 7Б класса;
Создана новая поселковая традиция – участие жителей посёлка 9 Мая в акции «Бессмертный полк»;
Создан семейный архив каждого участника проекта;
Сформированы коммуникативные навыки, навыки работы с компьютером, дизайна и архивными документами.
Продукт проектной деятельности
Книга Памяти «Живи и помни»;
Сочинения учащихся 7Б класса;
Мультимедийная презентация проекта.
Основные этапы
работы над проектом:
1 этап. Организационно - диагностический
- социологический опрос по определению темы проекта;
- обработка анкет;
- постановка цели и задач,
- определение способов решения поставленных задач.
- планирование деятельности.
2 этап. Поисковый
- сбор краеведческого материала;
- обработка собранного материала;
-разработка содержания основной части проекта.
3 этап. Операционно - деятельностный- оформление проекта;
- подготовка компьютерной презентации проекта;
- форматирование и печать книги.
4 этап. Аналитический
- подведение итогов;
- защита проекта с демонстрацией подготовленного материала.

























Мы разбились на группы:
1 группа. Социологическая.
2 группа. Поисковая.
3 группа. Лекторская.
4 группа. Редакторская.
5 группа. Дизайнеры.
Реализация проекта
Анкетирование
Для выбора темы нашего проекта мы провели социологический опрос родителей, жителей посёлка, всего 30 респондентов, с целью выявления наиболее актуальных проблем.
Анкета
Уважаемые родители, бабушки и дедушки, предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе:
1. Есть ли ветеран войны в вашей семье?
2. Есть ли ветеран войны среди Ваших знакомых, соседей?
3. Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните и передаёте из поколения в поколение?
4. Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
5. Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике ВОВ?
Достаточно ли хранить память о ветеранах в семьях?

6. Существует ли необходимость создания Книг Памяти?

7. Важна ли эта проблема для Вас?
Спасибо за участие!
Социологический опрос показал,
что:
-в семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны - 52 %
- не знают – 28%
- хранят семейные реликвии военных лет – 16%
- уверены в необходимости Книг Памяти – 100%

По результатам опроса жителей поселка, группа социологов сделала следующие выводы:
- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны;
- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды, удостоверения и др.)
- все респонденты уверены в необходимости создания поселковых Книг Памяти, т.е. хотели бы сохранить память о родственниках и земляках на долгие годы.
Просмотр фильма «Жил – был солдат»
В рамках нашего проекта мы посетили ДК «Нефтяник» с целью просмотра фильма «Жил-был солдат», представленного на II Губернском фестивале культуры.

Фильм посвящён солдату, который не вернулся с войны. О его судьбе рассказывает его родной брат, наш земляк Вязовский Станислав Фёдорович.
241236514605
В нашем районе это знаменитая личность. В свои 77 лет пенсионер переплыл Волгу за 1,5 часа, преодолев почти 4 километра. До этого, в 2009 году, он пережил две онкологических операции.


Посещение музея истории Красноярского района
Интересным и познавательным было посещение выставки «Лица Победы» в музее истории Красноярского района. Мы были одними из первых посетителей этой выставки. Гордимся тем, что внесли небольшую лепту в создание Большой карты «Красноярцы на фронтах Великой Отечественной войны».

На этой карте есть фото Захарова Михаила Степановича, младшего сержанта 54 Керченского кавалерийского пограничного отряда НКВД Забайкальского округа - прадедушки нашей одноклассницы Улашкиной Кристины.

На выставке были представлены экспонаты военного времени: радиостанция им. Попова, личные вещи солдат, оружие, документы, военная форма и т. д. Экскурсовод доступно и содержательно рассказал о каждом экспонате, с удовольствием отвечал на наши вопросы.


На сайте «Красноярцы на фронтах Великой Отечественной войны» были выложены фото о нашем посещении музея.
Посещение аллеи Героев Красноярского района
После музея мы посетили аллею Героев и возложили цветы к памятнику погибшим воинам в ВОВ 1941-1945 гг.

На аллее нам встретился портрет героя России, испытателя космических аппаратов, Кирюшина Е. А., уроженца с. Потаповка. Совсем недавно он посетил нашу школу, рассказал о своей жизни, ответил на наши вопросы.


Встретился портрет Мухина Н. Д. из п. Мирный. Мухин Н. Д. – герой социалистического труда.

А вот Артем Холунов нашёл портрет своего земляка из с. Висловка – Красильникова А. И., героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны.

Даша Каширина и Аня Савдяркина гордились своим земляком из с. Колодинка – Новиковым А. В., тоже героем Советского Союза, участником Великой Отечественной войны.

Много фамилий героев мы прочитали на обелисках аллеи.

Участие в Смотре строя и песни
Ежегодно, традиционно, вот уже 9 раз, в нашей школе был проведен Смотр строя и песни среди 7 – 8 классов. Мы очень ответственно отнеслись к подготовке этого конкурса и даже заняли 1 место среди 7 – ых классов.


Участие в СМИ
О своей работе над проектом мы поделились в СМИ. Наша статья есть на страницах сайта «Педагоги», а так же мы подготовили статью для газеты «Красноярские новости». Статья была напечатана 19 апреля.
СТАТЬЯ.
Праздник Победы должен войти в каждый дом.
Н. Меркушкин.


Ученики 7Б класса.
ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный
7. Участие в конкурсе сочинений
Так же ученики нашего класса участвовали в конкурсе сочинений на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Участники: Долгов Сергей, Ширкунова Анастасия, Королёва Снежана, Чемоданов Илья, Успенская Анна, Улашкина Кристина, Тулкин Никита, Максимов Никита. Сочинения ребят мы вложили в Книгу Памяти.
8. Участие в Онлайн – викторине.
9 апреля девочки нашего класса приняли участие в окружной онлайн – викторине, посвященной произведению В. Катаева «Сын полка». Наша команда заняла 3 место.

9. Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка».
Первая акция "Георгиевская ленточка" прошла в 2005 году, с тех пор повязывать ленточку накануне 9 мая стало традицией. Для миллионов людей не только в России, но и за рубежом, георгиевская ленточка - символ памяти, связи поколений и воинской славы. Ученики нашей школы не стали исключением.

10. Просмотр спектакля «Красное вино Победы».
5 мая в ДК «Нефтяник» состоялся спектакль тольяттинского драматического театра «Колесо» «Красное вино Победы». На следующий день на классном часе мы обсудили эту постановку и повесть Е. Носова.
Красное вино победыКраткое содержание рассказаВесна 45-го застала нас в Серпухове. После всего, что было на фронте, госпитальная белизна и тишина показались нам чем-то неправдоподобным. Пал Будапешт, была взята Вена. Палатное радио не выключалось даже ночью."На войне как в шахматах, - сказал лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской раскосиной. - Е-два - е-четыре, бац! И нету пешки!"Сашина толсто забинтованная нога торчала над щитком кровати наподобие пушки, за что его прозвали Самоходкой."Нешто не навоевался?" - басил мой правый сосед Бородухов. Он был из мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах.Слева от меня лежал солдат Копёшкин. У Копёшкина перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, имелись и ещё какие-то увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведенному под затылок. Копёшкин лежал только навзничь, и обе его руки, согнутые в локтях, тоже были забинтованы до самых пальцев.В последние дни Копёшкину стало худо. Говорил он все реже, да и то безголосо, одними только губами. Что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром, он вовсе усох лицом.Как-то раз на его имя пришло письмо из дома. Листочек развернули и вставили ему в руки. Весь остаток дня листок проторчал в неподвижных руках Копёшкина. Лишь на следующее утро попросил перевернуть его другой стороной и долго рассматривал обратный адрес.Рухнул, капитулировал наконец и сам Берлин! Но война все ещё продолжалась и третьего мая, и пятого, и седьмого... Сколько же ещё?!Ночью восьмого мая я проснулся от звука хрумкавших по коридору сапог. Начальник госпиталя полковник Туранцев разговаривал со своим замом по хозчасти Звонарчуком: "Выдать всем чистое - постель, белье. Заколите кабана. Потом, хорошо бы к обеду вина..."Шаги и голоса отдалились. Внезапно Саенко вскинул руки: "Все! Конец!" - завопил он. И, не находя больше слов, круто, счастливо выматерился на всю палату".За окном сочно расцвела малиновая ракета, рассыпалась гроздьями. С ней скрестилась зеленая. Потом слаженно забасили гудки.Едва дождавшись рассвета, все, кто мог, повалили на улицу. Коридор гудел от скрипа и стука костылей. Госпитальный садик наполнялся гомоном людей.И вдруг грянул неизвестно откуда взявшийся оркестр: "Вставай, страна огромная..."Перед обедом нам сменили белье, побрили, потом зареванная тетя Зина разносила суп из кабана, а Звонарчук внес поднос с несколькими темно-красными стаканами: "С победою вас, товарищи".После обеда, захмелев, все стали мечтать о возвращении на родину, хвалили свои места. Зашевелил пальцами и Копёшкин. Саенко припрыгал, наклонился над ним: "Ага, ясно. Говорит, у них тоже хорошо. Это где ж такое? А-а, ясно... Пензяк ты".Я пытался представить себе родину Копёшкина. Нарисовал бревенчатую избу с тремя оконцами, косматое дерево, похожее на перевернутый веник. И вложил эту неказистую картинку ему в руку. Он еле заметно одобрительно закивал заострившимся носом.До сумерек он держал мою картинку в руках. А самого его, оказывается, уже не было. Он ушел незаметно, никто не заметил когда.Санитары унесли носилки. А вино, к которому он не притронулся, мы выпили в его память.В вечернем небе снова вспыхивали праздничные ракеты.

11. Организация акции «Бессмертный полк»
Мы обратились в администрацию посёлка с предложением организовать и провести 9 Мая акцию «Бессмертный полк». Главная цель этой акции - не дать забыть новым поколениям о героях, отдавших жизнь за наше мирное счастливое детство. Администрация и Дом культуры поддержали нашу идею и включились в работу. Были распечатаны и распространены листовки среди жителей поселения с призывом принять участие в акции «Бессмертный полк».

Мы приглашаем всех, кому дорога память о фронтовиках-победителях, прийти с портретами своих родственников – участников Великой Отечественной войны – и пополнить наш «Бессмертный полк», который пройдет маршем по площади п.г.т. Мирный 9 Мая 2015 года.
12. Участие в акции Бессмертный полк»
13. Создание Книги Памяти «Живи и помни» 7Б класса

2011 году в Интернете появился еще один замечательный проект - Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа вВеликой Отечественной войне» http://www.podvig-naroda.ru/ Буквально год назад появился уникальный проект в интернете, благодаря которому поиск военнослужащих значительно упростился и ускорился. Объединенной Базе Данных «Мемориал» www.obd-memorial.ruИтоги проекта:
Закончена работа над социально – поисковым проектом. Пройден трудный и интересный путь. В результате, мы:
провели социологический опрос
собрали фотоматериалы и документы военных лет
участвовали в конкурсе сочинений
оформили материал в виде Книги Памяти
приняли участие в организации акции «Бессмертный полк»
создали презентацию
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что намеченные задачи выполнены, цель – создание Книги Памяти – достигнута.