«Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».


Горчакова Галина Михайловна,
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ «Земля родная», г. Новый Уренгой
«Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».
« … Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда. Чтение является основой овладения всех наук, развития человеческого интеллекта».
В. А. Сухомлинский

Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Цель обучения чтению в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70% «хорошистов», в среднем же звене число их резко снижается до 30-40%, далее идёт ещё большее снижение. Исследователи доказали, что из 200 факторов наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает техника чтения.
Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Их чтение вслух технологически несовершенно, невыразительно. Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задания при неоднократном прочтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте?
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Из целого ряда причин на первое место следует поставить несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников на начальном этапе обучения.
Психологи утверждают, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%). Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе. Отсюда вывод – большинству наших учащихся вполне доступна высокая техника чтения.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение. Оно требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации.
КОМПОНЕНТЫ ЧТЕНИЯ
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Осознанность
Понимание

Способ чтения

Правильность

Внутренняя речь

Темп, скорость
чтения

Выразительность


Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её.
Навык чтения


Техническая сторона
Смысловая сторона


Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
1)значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
2) содержания каждого предложения;
3) содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
4)основного смысла всего содержания текста.
При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т.д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.
Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны.
Способы чтения


Продуктивные
Непродуктивные


Побуквенное
Плавное слоговое
Отрывистое слоговое Плавное слоговое с целостным
прочтением отдельных слов
Чтение целыми словами и
группами слов
Выделяют пять основных способов чтения. Первые два способа (см. схему) относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.
Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В.Г.Горецкому).
Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
а) замены;
б) пропуски;
в) перестановки;
г) добавления;
д) искажения;
е) повтор букв (звуков), слогов, слов;
ж) правильно или ошибочно делает ударение в словах;
з) ошибки в окончании.
Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
Как научить читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.
Предлагается в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделённые на группы:
Психологические упражнения.
Упражнения на развитие зоркости.
Артикуляционная гимнастика.
Метод динамического чтения.
Упражнение на развитие антиципации (словесной догадки).
Упражнения на развитие речи без повторов.
Упражнения на развитие осознанности чтения.
Краткая характеристика указанных выше групп (См. Приложение 2.)
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учит работать с текстом. (Приложение 3.)
Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания текста. Формирования навыка чтения проходит длительное развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный звук, далее осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). Между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст – это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребёнок должен быть знаком. Слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс. Чтение должно обладать таким качеством, как гибкость – изменением характера чтения в зависимости от цели.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение. Оно требует от ученика определённых технических навыков и понимания информации.
Нам важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча. Изучающее чтение вслух, предназначенное для слушателей, - это чёткое, внятное чтение целыми словами, без неопределённых пауз, безошибочное, в нормальном темпе и достаточно выразительное.
Изучающее чтение «про себя», молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, оно ещё не сложилось. Развивая навык и привычку чтения про себя, нужно постоянно и настойчиво контролировать понимание детьми читаемых текстов.
Я учу детей работать с текстом, отыскивать по заданию учителя нужные слова, выражения. Таким образом, формируется навык выборочного чтения и чтения про себя.
Включаю в урок разные виды чтения:
- сопряжённое чтение, т.е. чтение в парах;
- чтение по цепочке;
- чтение за учителем (чтение хором);
- самостоятельное чтение (жужжащее чтение вполголоса);
- выборочное чтение;
- комментированное чтение.
Учу детей оценивать, т.е. давать словесную оценку чтению и пересказу друг друга.
Для обучения чтению я использую такие упражнения:
Развитие чёткости произношения. Эту работу я начала с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы.
С целью выработки правильного произношения привлекаю пословицы. Интонирование главного слова помогает понять знание самой пословицы и смысл рассказа.
Дети проявляют интерес к заданию только тогда, когда оно доступно им, когда они имеют возможность продемонстрировать свои способности, заслужить одобрение и похвалу.
Так как у детей моего класса мал словарный запас, слабо развита речь, техника чтения находилась на низком уровне. Уроков внеклассного чтения всего 34 за год, а их темы включают в себя несколько произведений, я делаю так: произведения одного автора дети читают неделю, а по субботам я провожу викторину, где дети отвечают на различные вопросы, пересказывают, инсценируют, и мы выявляем лучшего знатока – читателя. И ежедневно родители записывают в дневники количество прочитанных страниц.
Развитие оперативного поля чтения и памяти:
зрительные диктанты;
упражнение «Фотоглаз»;
работа в паре;
слуховые диктанты.
Развитие антиципации (догадки).
Способствует ускорению чтения, углубленного содержания восприятия текста.
закончи пословицы;
восстанови слово;
чтение предложений с пропущенными словами;
чтение «эхо»;
чтение «спринт» и др.
Работа по расширению, уточнению и систематизации словаря:
подбор синонимов к прочитанному слову;
подбор антонимов;
объяснение значений;
подбор определений к прочитанному слову, например: Мальвина (какая?);
подбор родственных слов;
дать характеристику предмета или живого существа на основе прочитанного и т.д.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Систематизируя свои наблюдения за учащимися в процессе обучения, я пришла к выводу, что данная система работы возникла из необходимости решения следующих проблем: снижение интереса к чтению, неумение учеников общаться, низкая культура речи, ограниченный словарный запас, снижение интереса к приобретению знаний из дополнительных источников и неумение организовывать учащимися самостоятельную работу.
Поэтому основной целью моей работы является эстетическое, эмоциональное, нравственное воспитание личности посредством развития оптимального чтения. В перспективе работа в данном направлении повышает результативность обучения по всем предметам, совершенствует оперативную память, устойчивое внимание, повышает умственную работоспособность.
Кроме того, у учащихся возникает желание к саморазвитию. Используя в своей работе идеи педагогов, учёных, я внесла собственные идеи по расширению кругозора учащихся за счет выхода за рамки класса, т.е. проведение библиотечных уроков, уроков-экскурсий в музеи, школьную и детскую библиотеки.
Работа по данной системе позволяет добиться следующих результатов: возникает устойчивый интерес к чтению, рост оптимального чтения увеличивается с 68% до 85%, повышается успеваемость по всем предметам, орфографическая грамотность, увеличивается скорость письма, совершенствуются вычислительные умения. А коллективная работа по улучшению навыков чтения приводит ещё и к созданию сплочённого коллектива.
Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать положительный результат.
Идя на урок, ставлю перед собой такие вопросы:
- На что я буду опираться из предыдущих уроков?
- Какие новые кирпичики буду добавлять к ранее положенным?
- Как буду ухаживать за ранее посеянными семенами знаний?
- Что мне надо сделать сегодня, чтобы подготовить почву для будущих посевов, для получения будущего высокого педагогического урожая?
Главная моя задача - научить детей учиться.
Литература:
Лободина Н. В. Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения. – Волгоград: Учитель, 2008. – 89 с.