Конспект урока по окружающему миру на тему Судьба природы- наша судьба

Урок.
Тема: Судьба природы - наша судьба.
Цель: сформировать представление об охране природы у нас в стране, воспитывать любовь к природе, развивать представление о редких животных.
Оборудование: карточки для индивидуального опроса, иллюстрации исчезающих видов, учебник.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация ранее изученного.
- Работа с дневником погоды.
- Работа с народными приметами.
3. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальный опрос.
А) Работа по карточкам.
Б) Беседа по вопросам.
Расскажите о том, какие животные и растения обитают на лугу.
Как люди влияют на природное сообщество луг?
-Мини итог.
На этом и других уроках мы изучали природные сообщества, как животные и растения взаимодействуют друг с другом. Что же нам, людям, нужно делать, чтобы сохранить природу, защитить её?
4. Изучение нового материала.
Правильно. И сегодня мы поговорим о том, какой ущерб наносит человек природе и как её охраняет.
Человек неотделим от природы. Мы живём в неразрывной связи с нею. От неё мы получаем богатства земли, воды, в воздухе есть кислород, необходимый для дыхания человека. Но всегда ли мы относимся к природе с пониманием и заботой? Оказывается, нет. В результате такого безответственного отношения и появляются на Земле экологические катастрофы, бедствия.
Как же человек своей деятельностью уничтожает природу?
Правильно, он загрязняет воду, воздух, почву, уничтожает растения и животных. Только в нашей стране ежегодно 70 млн. т загрязняющих веществ выбрасывается в воздух. За 20 последних веков человеком уничтожено 106 крупных видов зверей , 139 видов птиц, 600 видов животных в настоящее время находится на гране исчезновения. И чтобы сохранить природу для потомков, нужно её беречь.
В последнее время разрабатывается много программ для решения экологических проблем. Так 22 апреля День Земли. Этот день знаменуется началом долгосрочных усилий по решению глобальных проблем, связанных с охраной окружающей среды.
Кроме того, более 20 лет существует программа « Человек и биосфера». Задача программы- воспитание в людях экологического мышления. С этой целью создаются заповедники, природные национальные парки, заказники и памятники природы.
Для этой цели и была создана Красная книга. На страницах этой книги собраны редкие звери и птицы, рыбы и змеи, насекомые нашей страны.
- Как вы думаете, как происходит исчезновение видов?
Сначала животных и растений становится меньше , они реже встречаются. Потом, как говорят биологи , вид становится угнетённым, вымирает.
Это относится и к животным Северного Кавказа. К таким относится зубр.
Зубр- самое крупное млекопитающее всего Кавказа. Ещё в середине прошлого столетия кавказский зубр был широко распространён. Постепенное заселение человеком предгорий всё больше лишало зубров удобных мест для зимовки и оттесняло в горы. Зимой зубры страдали от бескормицы. Кроме того, зубр подвергся беспощадному истреблению. В результате зубр как вид перестал существовать. В 1936 г. На территории Кавказского заповедника началась трудоёмкая работа по восстановлению зубра.
Примерно такая же судьба у многих видов животных. К ним относятся : винторогий козёл, серна, олень.
Кроме Красной книги в программу по охране природы входит создание заповедников. В нашей стране созданы заповедники: Таймырский, Кроноцкий, Тебердинский, Аскания-Нова, Беловежская Пуща и др.



Кто знает, где находится Тебердинский заповедник? Он находится в Карачаево- Черкессии, на границе Ставропольского края. Здесь обитают: белолобый сип, кавказский тетерев, беркут. В зимние дни можно увидеть туров и серн.






Ещё много мер предпринимается по охране природы в нашей стране. А что в ваших силах возможно, чтобы сохранить нашу природу? Чтобы сохранить нашу природу, нам необходимо приложить немало усилий. И если каждый из вас внесёт хоть капельку пользы в этом деле, мы сохраним нашу природу.
5.Закрепление.
Беседа по вопросам.
Как человек загрязняет природу?
Какие меры человек предпринимает для охраны природы?
Какие заповедники существуют на территории страны?
6. Итог.
Ребята, кто попытается сделать итог нашему уроку.
7. Домашнее задание.
Подобрать материал о редких видах животных и растениях, о заповедниках.


15