Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока (программка)


Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока
Цель: формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня
речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации

Решение проблемы:
Используя малые силы,
мы приходим к впечатляющим результатам.
Компетентностно-ориентированный урок - это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Умение конструировать компетентностно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у учащихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.
Как мы учимся?

10% из того, что прочитали
20% из того, что слышали
30% из того, что видели
50% из того, что видели и слышали
70% из того, что обсуждаем
с другими людьми
80% из того, что используем и делаем в реальной жизни
95% из того, что обучаем кого-то еще
— Е.E. Икуолл and Д. Л. Шенкер, 1988
Артикуляционная разминка и дыхательная гимнастика
(занимает 1 – 1,5 минуты): снимает напряжение, способствует формированию речевых звуков
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 1 минуте.
2. Каждое упражнение выполняется по3 - 5 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 1-1,5 секунды (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Дыхательная гимнастика:
Дыхание вообще (дыхание в речи - процесс произвольный, совершается и зависит от воли человека).
Искусство вдоха заключается в бесшумном наборе воздуха.
Выполнение упражнений (снятие напряжения, релаксирующее воздействие, аутотрениг)


Уровни учебных целей Рефлексия свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание Что запомнилось из содержания темы урока?
2. Понимание Что из усвоенного я могу объяснить одноклассникам? родителям?
3. Применение Что вызвало затруднение при выполнении заданий и почему?
4. Анализ
На какие части (блоки) и по какому принципу можно разбить усвоенную информацию? Как связаны эти части?
5. Синтез
С каким изученным ранее материалом можно синтезировать изученное сегодня?
по принципу
Д + Н = Д….. +Н = Д + Н =
6. Оценка
Насколько выводы по теме соответствуют имеющимся данным? Каково значение изученного? Где применить? Кого научить? С кем обсудить? Как отстоять свою точку зрения в спорной ситуации?
Формирования культуры речи
Приемы постановки целей урока:
- Работа над понятием (зрительное восприятие названия темы урока, объяснение (можно с помощью Толкового словаря) значений в нее слов. - Эпиграф (предлагается осмыслить текст и подумать, как связан эпиграф с темой урока)
- Исключение (поставить цель и обосновать выбор через анализ общего и отличного)
- ситуация яркого пятна или проблемная ситуация
- трансформация темы урока в учебные задачи (информационная: что будем учить и чему будем учиться; операционная: как и каким образом; мотивационная: зачем нам это надо; коммуникативная: с кем и где?) и др.
Формы развития культуры речи
Прослушивание монологов мастеров сцены.
Видеолекции
Проведение конференций (очные, дистанционные)
Ассоциативные шаги
Чтение и анализ обучающих текстов
Различные форматы дифференцированного контроля знаний