Конспект урока русского языка по теме Правописание тся и ться в глаголах 4 класс


Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах
Вид урока: Открытие новых знаний
Универсальные учебные действия:
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Цели: Научить правильно обозначать буквами звукосочетание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи. Учить различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Развивать умение высказываться на грамматическую тему, анализировать. Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: презентация, карточки для работы в паре, в группе, карточки с дифференцированным заданием, мультимедиа, оценочный плакат для рефлексии.
Ход урока
Орг. момент
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт вам радость общения.
2. Актуализация знаний. Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка.
Слайд №1
3.Минутка чистописания
Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите какое слово здесь лишнее(ссора)
Это новое словарное слово.
- Как вы понимаете его значение?
-Найдите значение в толковом словаре.
-Лиза, прочти вслух.
На доске записано ссора
Слово ссора пишется с удвоенной согласной буквой «с», запомните его, запишите на рабочей строке несколько раз каллиграфически правильно соединяя буквы. Следите за высотой буковок. (прописываю показ)
- Оцените выполнение этого задания на самооценочном листе.
Слайд №2
-Посмотрите ещё раз на слайд и скажите на какие 2 группы можно разделить эти слова?
-Прочитайте существительные, что мы слышим на конце при их произношении?(ца)
- А что пишется?(ца)
-Какой можете сделать вывод? (В имени существительном на конце слышым ца и пишем ца)
-Молодцы!
-А что мы можем сказать о глаголах?
-Прочтите глаголы , что мы слышим на конце?(ца), а что пишем?
-Какой можете сделать вывод? (слышим ца , а пишем тся- А веде ли одинаково пишется тся?
4.Постановка учебной задачи.
-Вы можете сказать , когда пишется –ться-, а когда –тся-?
-Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма. Надо найти истину.- Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока? (Правописание -тся и –ться в глаголах)
На доске записана тема урока закрытая , открыть-Поставим перед собой цели урока.
- Что мы должны узнать на уроке? ( Когда писать –тся, а когда –ться)
- А чему мы должны научиться? (Научиться правильно писать в глаголах -тся и –ться)5. Совместный поиск решения проблемы. - Начнем наше маленькое исследование?
( На доске записаны предложения, на карточках прикрепляется вопрос)
Саша ссорится с друзьями.
Я никогда ни с кем не буду ссориться.
- Сравните предложения.
- Что интересного вы заметили?
-Задайте вопрос к глаголу в первом предложении.( Саша что делает? прикрепляется под глагол)
- Задайте вопрос к глаголу во втором предложении.( Саша хочет что делать? прикрепляется под глагол)
- Сравните вопрос с глаголом в первом и втором предложениях.
- Что вы заметили?
-Какой вывод можете сделать? ( если мягкий знак есть в вопросе, то и в глаголе его пишем)
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.115.
-Софья прочитай вслух.
-Правильно мы его сформулировали?
Слайд №3(правило) 6.Первичное закрепление.
Слайд №4
- Спишите предложения, вставляя ться или тся. Выполните синтаксический разбор первого предложения?
-Проверим написание глаголов.
Слайд №5
-Паша расскажи как выполнял синтаксический разбор предложения. ( повествовательное, невосклицательное, граммат. основа, второстепенные члены предложения- как? на пятёрки- обстоятельство, _._._)
-Поставьте оценку в своих листах за синтаксический разбор предложения.
7.Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
И на корточки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
-Какие слова на тся вы услышали в стихотворении?
-Молодцы, вы были очень внимательными.
- Следующее задание на стр.118, упр.3.Выполнять будем в парах.
1 ряд- первый столбик
2 ряд- второй
3 ряд- третий
Слайд №6
-Проверьте самостоятельно по слайду и оцените свою работу в парах.
- Прежде чем мы перейдём к следующему заданию , повторим правила при работе в группах:
1-е правило-
2-е правило-
3-е правило-
- При завершении работы используйте сигнал готовности
- Объединитесь в группы по 4 человека.
-У вас на столе карточка (показать), нужно распределить правильно слова на 2 группы. Проверяем по слайду. Не забывайте оценивать работу.
Слайд №7
8.Физминутка для глаз .
Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.
Слайд №8
9. Дифференцированные задания с правом на выбор.
- Я предлагаю вам задания разные по сложности. Выберите то, с каким по вашему мнению вы справитесь. Выполняйте работу в карточках.
-Проверьте свою работу и оцените те , кто выполнял карточки с синим и зелёным квадратиком.
Слайд №9
- А сейчас проверяют ребята, выполняющие задание по карточке с красным квадратиком. Оцените свою работу.
Слайд №10
Слайд №11
-А сейчас проверим ваши знания, с помощью сигнальных карточек. Если нужно вставить ться с мягким знаком, то показываете карточку (показать), если без ь , то…
Слайд 12-17
10. Итог урока. -Ребята, а какая проблема стояла в начале урока? (Когда пишется –ться, а когда –тся)
Слайд №18-Как вы думаете мы решили эту проблему?
-Какое важное правило мы с вами должны запомнить?
Слайд №19
- А всё ли узнали о глаголе? (ответы детей) -Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На следующем уроке вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.
11. Выставление оценок за урок.
Подведём итоги вашей работы по оценочным листам.
- Если у вас 5 плюсов, то оценка 5. Если 3-4 плюса, то 4. 12.Рефлексия.
С помощью смайликов оцените свои достижения по следующим позициям:-Я-отлично потрудился, справился со всеми заданиями;
-Я-доволен своей работой, но были допущены ошибки;
-Я-надо приложить больше стараний, быть активнее;
_Я-испытываю большие трудности, требуется помощь.
Слайд №2013.Домашнее задание: 1.с.115-повторить правило, упр.4 2.Доп.задание: Найти пословицы и поговорки с глаголами на –ться и –тся (5) 3.* Составить небольшой рассказ, употребив в нем как можно больше глаголов на –ться и –тся.
Слайд №21
Спасибо за урок!