План-конспект воспитательного занятия по теме Вредные привычки


План –конспект воспитательского занятия на тему:
«Вредные привычки…» для учащихся 5 класса
Цель: первичная профилактика табакокурения и алкогольной зависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни.
Задачи: - обучающая: наглядно показать негативные процессы, происходящие в организме человека под воздействием табака и алкоголя;-  развивающая: развить мышление, направленное на выбор здорового образа жизни, волевые навыки;-  воспитывающая: воспитать нравственные основы здорового образа жизни.
Организационный момент.
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам отгадать загадки:
-Ты, дедушка, прожилНа свете сто лет!Скажи нам, пожалуйста,В чём тут секрет?-Тут нету секрета, -Ответил нам дед, - Я слушался взрослыхДо старости лет!- Кто ногтей не чиститИ не подстригает,Тот своих знакомыхЗдорово пугает. Ведь с ногтями грязными,Длинными и острымиМогут очень просто васПерепутать с монстрами. - Кто разбил большую вазу?Я признался, но не сразу.Пусть подумают немножко,Пусть на кошку поглядят:Может быть, разбила кошка?Может, я не виноват?- У самого печального На свете крокодила - Ужасная зубная боль Никак не проходила. Могу сказать вам почему, Но только по секрету: Любил конфеты крокодил, Все дело только в этом!- Доброта нужна всем людям,Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».- Неземная красота,Выньте палец изо рта!Девочки и мальчики,Не сосите пальчики.Дорогие детки,Пальцы - не конфетки. - Отправляла мама - квочкаВ школу милого сыночка.Говорила: — Не дразнись!Не дерись! Не петушись!Поспеши, тебе пора!НУ, ни пуха ни пера!Через час, едва живой,Петушок идёт домой.- Кто сказал, что мы подрались?Мы не дрались, а боролись.Правда, мы чуть-чуть кусались,И щипались, и кололись.Правда, мы друг друга мяли,И бодались, и лягались.Нас, конечно, разнимали.Мы, конечно, упирались.- Кто приехал в гости к нам?К нам приехал ТАРАРАМ. Как приехал, сразу, сразуНачались его проказы.Книжки все поразбросал,Стенки все разрисовал,Стул забросил на окошко,В холодильник сунул кошку,Спрятал бабушкины тапки,В суп, для вкуса, сунул тряпки,Ну, а в комнате, в углу Дырку просверлил в полу. - Ковыряется Таня даже в сметане!Что она ищет - известно лишь Тане.Палец макая, капризная Таня,Наверное, ищет корову в сметане! - Не стой в стороне равнодушно,Когда, у кого - то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегдаИ если кому -то, кому-то поможетТвоя доброта и улыбка твоя.         Педагог: - Сегодня мы с вами проведем необычное занятие - интересное и поучительное! Мы поговорим о полезных и вредных привычках и о том, какой вред наносит человеку курение табака и потребление спиртных напитков.          - А еще мы поиграем, и эти игры помогут нам понять, какой вред приносят людям вредные привычки.
2.Педагог : Дискуссия о вредных привычках.-   Ребята, какие вредные привычки вы знаете?(выслушиваем мнение детей о вредных привычках).- А все ли, из перечисленного вами, является вредными привычками?… Нет! Вредными привычками считают: навязчивые бесконтрольные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии и его здоровье.      К ним относятся, например:-    грызть ногти, ручку, карандаш;-    ёрзать на стуле;-    сосать палец;-    ковырять в носу;
  -  употреблять слова – паразиты: «ну это»; «блин»; «короче»;    - курение;   - употребление пива и водки….
3.Педагог: Актуализация опорных знаний.        - Сегодня мы наше занятие посвящаем таким вредным привычкам как курение и употребление пива и водки. Ребята, а как вы думаете, какой именно вред несут эти привычки, что вы об этом знаете? (Выслушиваем мнение детей).4 . Введение основного материала.     -  А теперь нам надо узнать, что происходит внутри у человека, когда он курит и пьет? Интересно заглянуть внутрь человека?Игра 1. «СОСУДЫ» – вредные последствия употребления алкоголя:          Приглашаем ребят и ставим их в две шеренги лицом друг к другу. Они изображают стенки кровеносного сосуда. Выбираем трех участников на роль эритроцитов (кровеносных телец).      Ход игры:     -   Ребята, посмотрим все на свою руку! Мы видим кровеносные сосуды. Представьте, что вы сейчас не просто ученики, вы стенки кровеносного сосуда и внутри вас течет кровь, а кровь состоит из маленьких кровеносных телец. Вы сосуд в теле здорового человека, который ведёт здоровый образ жизни! Посмотрите, как двигаются кровеносные тельца? («тельца» свободно двигаются по сосуду).       Вот человек решил выпить пиво. Под воздействием пива стенки сосудов сужаются. (Сделайте полшага навстречу друг другу). Посмотрим, как двигаются кровяные тельца. Движение их затруднено. Но человек на этом не остановился, он выпил еще и водки. Стенки сосудов сузились еще больше (сделайте еще полшага навстречу друг другу). А кровяным тельцам надо двигаться, разносить кислород по всему организму. Но им это делать все сложнее и сложнее, и наступает момент, когда они остановились!               Образовалась «пробка»! Организм человека страдает!!!        Спасибо, ребята! Садитесь!        На что похожа «пробка» в кровеносном сосуде?(пробка на дороге, в бутылке, ушах…) 2. «МОЗГ»          -  Ребята, какой главный орган в организме человека?(выслушиваем мнение детей). Главный орган человека – МОЗГ. И только человеческий мозг обладает способностью мыслить и принимать решение (демонстрируется двухслойная губка, обильно пропитанная мыльной пеной). Человеческий мозг выгладит так: клетки головного мозга защищены жировой оболочкой.             Вот мозг человека, ведущего здоровый образ жизни! Человеку предложили покурить, и он согласился. Отравленная никотином кровь, попадая в мозг, убивает клетки головного мозга. Их становится все меньше, а жировой прослойки – все больше! В результате, мозг не может нормально работать.
4. Закрепление полученных знаний.Педагог : Игра 3. « ХОРОШО-ПЛОХО!»        - Как вы себя чувствуете? Вопрос классу: Как они выглядят?(румяные, здоровые, уверенные…).- А теперь представим, что Саша ведет здоровый образ жизни, он не курит. А Петя – не отказался покурить, когда ему предложили.- Что происходит с мозгом каждого? У Пети клеток головного мозга становится все меньше, а жировой слой растет (навешиваем на него 2-3 портфеля). Предлагаем ребятам пройтись по классу. Ребята, давайте сравним, как выглядит каждый  «мозг»? И еще раз все повторяем.Курящий «мозг» выдохся, еле дышит, тяжело двигается.
5. Вывод. Педагог:-   Ребята, кто может своими словами сказать, что происходит в организме человека, который пьет? (выслушиваем ответы детей).- Ребята, что происходит в организме человека, который курит? (выслушиваем ответы детей).- Ребята, вы получили важные для каждого человека знания. Становясь более взрослыми, вы сделаете правильный выбор
6. Подведение итогов. Педагог :- Ребята, теперь вы знаете, как влияют на организм человека курение и спиртные напитки, и можете поделиться своими знаниями с родными и знакомыми. А, самое главное,  мы надеемся, что вы  выберете здоровый образ жизни!