Презентация по теме Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физики


Методика формирования мыслительных умений обучающихся на уроке физики Учитель физики I категории Цветкова Е.А.МБОУ «СОШ п. Малиновский» «Знание без умения не имеет значения…Но теория никогда не должна заменяться умением, которое будет беспомощным перед лицом необычных фактов» Стандарт образования второго поколения: «от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся»«быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся пространстве»«получать, использовать и создавать разнообразную информацию»«принимать обоснованные решения и решать проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков» Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой составляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету, но и формирование и развитие умений личностных и метапредметных (т.е. универсальных) Цель работы: исследовать методы и приемы формирования мыслительных умений в процессе изучения физики, способствующие самореализации личности учащегося. Мыслительные умения: Владеть операцией анализаВыполнять мыслительную операцию синтезаУметь устанавливать причинно- следственные связиОпределять последовательность событийПроводить обобщениеВыполнять сравнение на основе самостоятельно выбранных критериевВыполнять абстрагированиеПроводить конкретизациюПроводить классификацию на основе самостоятельно выбранных признаков Мыслительные умения: Выстраивать умозаключения индуктивные дедуктивныепо аналогииФормулировать вывод в разных ситуацияхОтражать в своей речи содержание совершенных действий и выполненной работыСоздавать и применять схемы (выполнять систематизацию) Зачем формировать умения? До сих пор учитель заботился лишь об усвоении предметных умений. А об универсальных речь не шла. Сейчас настала их очередь: универсальные умения актуальны и поэтому востребованы.Прежде чем проверять умения, не нужно ли учащихся научить , т.е. выработать у них эти умения? Как формировать умения? Обеспечить формирование у учащегося умения можно только в процессе деятельности учащегося!Работу, по мнению психологов, нужно строить по следующим этапам и они связаны в систему:создание ориентировочной основы действиязакрепления уменияпроверка усвоениявыработка навыка Методика ведения работы Прежде всего нужно спланировать работу, увязав её с преподаванием курса физикиЯ выполняю эту работу в следующем виде – к каждому уроку готовлю следующую табличку Тема или рассматриваемый вопрос Формируемые умения Конкретное задание Например: Тема или рассматриваемый вопрос Формируемые умения Конкретное задание Диффузия. Работа с текстом: поиск ответов на вопросыПостроение дедуктивного умозаключения 1.Найдите в параграфе ответы на вопросы: - почему по комнате распространяется запах духов?почему запах распространяется не мгновенно?2. Взяв за основу главные положения МКТ ответьте на опрос «Случайно ли явление диффузии или оно обязательно должно быть?» Задания, помогающие формировать мыслительные умения Н а владение мыслительной операцией анализ: провидите анализ текста (называют какого или приводят его), рисунка или схемы (приводят или называют источник) условия задачи (приводят текст) описания факта или события ( излагаем его содержание) Задания, помогающие формировать мыслительные умения Н а владение мыслительной операцией синтез: Соберите главную информацию о каком-то физическом объекте и запишите её в столбик или в таблицу Задания, помогающие формировать мыслительные умения На установление причинно- следственных связей Перед вами- описание факта или события, процесса (изложите его содержание). Выделите в нем причину, повод, следствие. Запишите. Задания, помогающие формировать мыслительные умения На выполнение сравнения. Сравните: Физические явления (называют какие)Однотипные единицы измерения (называют какие)Физические законы (называют какие)Силы (называют какие)Графики физических процессов (называют какие) Но предварительно самостоятельно выберите: по каким признакам или критериям будете вести сравнение. Задания, помогающие формировать мыслительные умения На проведение конкретизации Для того чтобы создать о каком- то физическом явлении или законе емкое конкретное представление, придумайте о нем не менее пяти вопросов и дайте сами на них устно или письменно ответы. Задания, помогающие формировать мыслительные умения На проведение классификации на основе самостоятельно выбранных признаков Выполните классификациюФизических задач (указывают какие)Механических движений (приводят их список)Веществ по электропроводности (приводят их список)Тепловых явлений (указывают каких)Оптических явлений (указывают каких) Задания, помогающие формировать мыслительные умения На выполнение систематизации Создайте схему или систему о (указывают о чём). Например, о законах динамики, о формулах по кинематике Задания, помогающие формировать мыслительные умения На выстраивание индуктивного умозаключения: формулирование вывода Сделайте выводиз одного факта (называют его или приводят его)из нескольких фактов (называют их или приводят содержание)из эксперимента по изучению свойств явления (называют какого) Задания, помогающие формировать мыслительные умения На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение события Задания:Вариант 1. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), предскажите, что будет, если (называют действие, которое хотят произвести).Вариант 2. Взяв за основу (указывают что: какую теорию, какое явление, какой закон), покажите, что предсказание о том, что (приводят само предсказание) неверно. Задания, помогающие формировать мыслительные умения На выстраивание дедуктивного умозаключения: формулирование прогноза или предстоящего явления, объяснение событияВариант 3.Взяв за основу (указывают что) объясните наблюдаемое явление (называют его или кратко описывают).Вариант 4. Решите качественную задачу ( указывают) опираясь на теоретическое положение о (называют какое именно). Задания на проверку мыслительных умений Проведение анализаПроведите анализ рисунка 24 из учебникаПроведите анализ установки для опыта: рис.41 из учебникаПроведение синтеза Синтез информации о диффузии Название явления В чем оно заключается Чем объясняется Где и при каких условиях возникает Для чего применяется Задания на проверку мыслительных умений Обнаружение причинно- следственных связей. Посмотрите на рис.20 учебника. Что он иллюстрирует? Назовите, где в этом опыте явление, причина, следствие. Что могло стать поводом?Выполнение сравнения Сравните способности шарика проходить через кольцо штатива (рис.18 в учебнике). Сделайте вывод, назовите причину. Сравните молекулярное строение твердого тела, жидкости и газа и заполните таблицу Задания на проверку мыслительных умений Проведение конкретизации Конкретизируйте одно из следующих понятий: а) механическое движение, б)сила, в)динамометр. А для этого придумайте по 5 вопросов, связанных с их особенностями, свойствами.Проведение классификации1. Даны разные движения: падение мяча, выпущенного из рук, полёт мяча вертикально вверх, движение трамвая на повороте, движение качелей, движение спутника по орбите, запуск космической ракеты. Проведите классификацию движения по траектории и скорости. Задания на проверку мыслительных умений 2. Дан ряд веществ: гелий, олово, керосин, воздух, вода, железо, углекислый газ, соль. Молоко, алюминий. Выберите принцип классификации и сгруппируйте вещества на основе этого принципа, запишите результат. Задания на проверку мыслительных умений Выстраивание индуктивного умозаключения и формулировка вывода. Сформулируйте вывод из опытов:По рис.41 из учебникаС шаром и кольцом (рис.18)Рис.45 из учебникаРис.76 из учебника Задания на проверку мыслительных умений Проведение дедуктивного умозаключения и получение ответа на физический вопрос.1. Сделали такой опыт: в две одинаковые мензурки налили равное количество воды и опустили одинаковые крупинки марганцовки. Одну поставили на холодный подоконник, а вторую в тепло. Что вы ожидаете увидеть и почему?2. Предскажите: будут ли отличаться силы трения скольжения, если два одинаковых бруска равномерно тянут по одной и той же поверхности. Первый брусок в 2 раз больше по массе. Обучение – процесс тесного взаимодействия между учителем и учеником. Процесс будет эффективен только в том случае, если и учитель, и ученик проявят высокую активность. Причем активность последнего является решающей. Если нет активности школьника в усвоении знаний, то, сколько бы учитель ни требовал, ни «разжевывал» факты, никаких знаний, умений у учащихся не появится. С целью формирования мыслительных умений и навыков учащихся учитель должен отбирать содержание материала, формы, методы, приемы и средства обучения не только для каждого урока, но и для каждой темы. ЛитератураМетодика преподавания физики . Орехов В. П., Усов А. В.. М.: Просвещение,2001Практикум по решению физических задач. Тульчинский М. Е. М.: Просвещение, 1998Качественные задачи по физике. Усова А. В., Тулькибаева Н. Н.. М.: Просвещение, 2001Развитие логического мышления учащихся на уроках физики . Энгиноева Ф. С. Краснодар: Новация, 2014Преподавание физики, развивающее ученика. Подходы, компоненты, уроки, задания / Сост. и под ред. Э.М. Браверман:. Пособие для учителей и методистов . М.: Илекса, 2013Учимся и учим мыслить и понимать Э.М. Браверман . М.: Изд. Центр «Академия.» , 2010Методика преподавания физики. Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. М.: Изд. центр "Академия", 2000 Спасибо за внимание!