Статья Системный подход к формированию поликультурности у школьников


«Системный подход к формированию поликультурности школьников».
Фисуненко Светлана Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 58 Хабаровск
С XVI по начало ХХ века территория России увеличилась в несколько раз, в её состав вошли: Сибирь, Дальний Восток, Прибалтика, Украина, Белоруссия, Поволжье, Крым, Азербайджан, Туркестан, Киргизия. Казалось бы, что именно в это время Россия стала поликультурной страной, но если посмотреть вглубь веков, мы увидим, что она была ею изначально. Балтские, тюркские, финно-угорские, славянские племена обитали на её территории задолго до появления государства. Оставили свой след в истории России и пришельцы из Скандинавии, Арабского халифата, Византии, Китая. Обширные пространства давали место всем. Не прошло бесследно и вторжение на Русь азиатских племён монголо – татаров. У каждого этноса существовали свои особенности – язык, нравы и обычаи, религия, образ жизни. Веками шла ассимиляция.
Древняя Русь, Московское царство, Российская империя никогда не были однонациональными. Больше ста разнообразных народов проживали на одной территории и были объединены вместе. У нас сложился единый исторический путь.
Победой в Великой Отечественной войне, мы обязаны тоже всем нациям и народам, которые в едином порыве поднялись на защиту своей Родины. Именно этнические различия и многонациональность России, давали надежду фашистам на скорую победу. Но перед грозной опасностью народ сплотился. И когда мы произносим фразу «Наши победили!», то подразумеваем под «нашими» не только русских, но и множество других россиян. «Наши» - свои, родные люди.
Эти примеры из истории подводят нас к мысли о длительном пути формирования поликультурности в России, о необходимости глубокого осмысления этих исторических корней.
Сейчас, в период глобализации современного мира, поликультурное воспитание очень важно, оно призвано поддерживать многообразие больших и малых наций. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем гуманной педагогики.
Воспитание и обучение ребёнка должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны, произошло осознание своих корней и определение места, которое он занимает в современном мире, а с другой – привитие уважения к другим культурам. Подрастающее поколениедолжно знать и ценить культурные сокровища собственного народа и проявлять уважительное отношение к культурным ценностям иных национальностей.
Проблема межнациональных отношений очень актуальна на Дальнем Востоке России, потому что количество мигрантов из Азербайджана, Чечни, Узбекистана, Украины и других регионов увеличилось в несколько раз. Нередки межэтнические конфликты.
Особое место в этом вопросе отводится образованию: именно сфера образования играет главную роль во включении мигрантов в социальное и культурное пространство принимающей страны, содействуя изживанию проблемы национальной нетерпимости и разобщенности. Именно школа помогает приезжим детям усвоить нормы правомерного, социально одобряемого поведения и выступает основной моделью социального мира.
Важнейшей задачей поликультурного воспитания в школе можно считать: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям. С начальной школы необходимо воспитывать уважение к другим нациям, их истории и культуре, рассказывать о равных правах всех детей на образование и воспитание, поощрять терпимость, толерантность на уроках и во внеурочное время. Многие школьные предметы помогают воспитанию поликультурности, но особенно история, обществознание, русский язык, литература, МХК, география, основы светской этики, основы духовно – нравственнойкультуры народов России.
Проведение социологического опроса в школе, в котором сформулированы чёткие вопросы об отношении школьников к приезжим ребятам, поможет обозначить пути сближения и бесконфликтного общения друг с другом.
Дискуссии, презентации, классные часы, беседы, лектории на тему «Мы живём в поликультурном мире», проводимые регулярно, помогут школьникам задуматься над данной темой, поговорить с родителями об этом, выяснить их отношение.
Интересны исторические недели разных национальностей, проводимые в школе – это рисунки, сообщения, загадки, кроссворды, фотографии, иллюстрированные газеты. Работа по созданию проектов расширит кругозор и увлечёт детей.
Подготовленный стенд «Конституция РФ о национальных отношениях», познакомит учащихся с законодательством в данном вопросе.
Иноязычных детей надо активно включать в разнообразные виды деятельности по социализации. Это и традиционные школьные праздники, и организация эколого – спортивных мероприятий, олимпиады, викторины, конкурсы, историческое краеведение. Изучая историю региона, в который прибыли дети, участвуя в выставках рисунков, бывая на экскурсиях по городу, посещая внеурочные занятия, дети постепенно вливаются в новый социум, лучше адаптируются, раскрепощаются, учатся правильно строить речь, рассказывают о своих обычаях, семье.
Воспитывая навыки поликультурности, сам педагог должен проявлять и профессиональную этику и нравственную культуру, быть примером толерантности, в конфликтах находить компромиссное решение, предоставлять равные возможности детям разных национальностей. Не упускать из виду и работу с семьями и ближайшим окружением детей.
В план воспитательной работы школы необходимо включить компонент поликультурности, действительно активно проводить работу в этом направлении, чтобы выпускники, начиная жизнь за стенами школы, могли сказать: «Мы – многонациональный народ России. Мы – едины. Мы – вместе».
ПРИЛОЖЕНИЯ:
69856311900
Дети разных национальностей учатся вместе

Мероприятие в школе «Россия – многонациональная страна»


Список литературы:
1.Макаев  В.В.,  Малькова  З.А.,  Супрунова  Л.Л.  Поликультурное  образование  актуальная  проблема современной  школы  //  Педагогика.  1999.  №  4.  С.  9. [электронный  ресурс]   
www.zexy-999.ru/item/items23101.
2.Семья и поликультурное воспитание
http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/3052.html3. Цели и задачи поликультурного образования в России
http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=5016
4.Шаповал В.В и др. «Мозаика культур» /Под ред. Шевырёва А.П. Эйдельман Т.Н./ М. Локус-Пресс 2005 с. 34-46