Из опыта работы по теме «Развитие физических качеств учащихся МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида» на уроках физической культуры


«Развитие физических качеств учащихся
МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида» на уроках физической культуры на примере раздела программы «Легкая атлетика»
К сожалению, в последнее время не уменьшается число детей, имеющих различные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. У большинства детей причиной патологии является детский церебральный паралич.
Детский церебральный паралич – органическое поражение головного мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями
В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К.А.Семёновой, согласно которой выделяют 5 форм ДЦП.
1. Спастическая диплегия (тетрапарез);
2. Атонически-астатическая форма ДЦП;
3. Гиперкинетическая форма;
4. Гемипаретическая форма;
5. Двойная гемиплегия.
У учащихся нашей школы встречаются все вышеперечисленные формы ДЦП, но спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Двигательные расстройства проявляются в руках и в ногах, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние.
Перед спец. школой стоит очень важная задача – реабилитация и социализация детей с церебральными параличами средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает физическая культура.
Физическая культура для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одним из основных учебных предметов в школе. Решая оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, она взаимосвязана с лечебной физической культурой и согласуется с ортопедическим режимом учащихся, с трудо и физиотерапией.
Все мероприятия по физической культуре строго подчиняются задачам укрепления здоровья детей и их закаливания, содействуя повышению работоспособности. Они направлены на улучшение развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма.
Классификация физических упражнений в программе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по сравнению с программой для общеобразовательной школы несколько изменена. Во-первых, в раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные, все они систематизированы по характеру основного воздействия на организм занимающихся.
Физические упражнения направлены на:
Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, упражнениях с предметами.
Коррекция и развитие координационных способностей.
Коррекция и развитие физической подготовленности.
Коррекция и профилактика соматических нарушений.
Профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорных способностей.
Развитие познавательной деятельности.
Формирование личности ребёнка.
В программе по физической культуре для учащихся с детским церебральным параличом выделяются следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка.
Одним из важных разделов программы для нашей школы является легкая атлетика, благодаря которой у детей вырабатываются необходимые правильные двигательные умения и навыки. Особое внимание в физическом воспитании школьников уделяется изучению раздела программы по легкой атлетике, так как легкоатлетические упражнения воздействуют на все группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы, что особенно важно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель раздела: способствовать развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков у детей с детским церебральным параличом средствами физической культуры
Задачи раздела
Коррекция и компенсация двигательных функций в формировании естественных двигательных навыков и умений.
Освоение основ рациональной техники движений.
Обогащение двигательного опыта ребёнка.
Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию учащихся.
Воспитание воли, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей.
Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Программа физического воспитания в специальной (коррекционной) школе-интернате VI вида имеет специфическую основу.
Сохраняется структура программы по физической культуре общеобразовательной школы, и широко используются основные средства физического воспитания. В связи с особым контингентом детей данная программа содержит учебный материал, подобранный с учетом дефектов, имеющих место при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Применяя эти упражнения, в результате освоения данного раздела программы, решаются задачи: освоение основ рациональной техники движений, обогащение двигательного опыта ребенка. Ученики приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину, метаний в цель и на дальность.
Бег, прыжки и метания отличаются большей вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего координационных способностей.
Ходьба и бег – незаменимые формы физических упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они, являясь жизненно необходимыми двигательными актами, выгодно отличаются от других видов упражнений естественностью, доступностью и легкостью их дозирования. Вместе с тем, это сложные циклические движения, которые формируются на протяжении длительного времени. Поэтому, несмотря на то, что ходьба и бег относятся к естественным видам локомоций, которыми здоровые дети овладевают на втором году жизни, этот раздел в работе с больными требует пристального внимания. За кажущейся простотой движений скрывается весьма сложная, точно координированная деятельность нервно-мышечного аппарата. Эти движения требуют от организма большей слаженности в деятельности различных систем и поэтому в ходьбе и беге, как в зеркале отражается минимальная патология опорно-двигательного аппарата. К числу самых характерных нарушений относятся: нарушение опороспособности, изменяющее характер постановки ноги; несформированность функции равновесия, влияющая на частоту и прямолинейность шагов; спастичность мышц, изменяющая амплитуду и ритм шагов; гиперкинезы, нарушающие плавность движений и затрудняющие сохранение направления передвижения; извращенные позотонические реакции, которые отрицательно влияют на качество структуры движений в целом.
Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Одно и то же упражнение используется как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата затрудняются в выполнении прыжковых упражнений. Изменения структуры прыжка отмечаются у них во всех фазах: толчок, как правило, осуществляется не под центр тяжести тела и выполняется асимметрично с акцентом на одну ногу; нет махового движения рук; отсутствует согласованность в работе рук и ног; отмечается потеря равновесия в фазе полета; приземление осуществляется жестко. При обучении прыжковым упражнениям уделяется особое внимание месту приземления (тщательно скопанная земля, песок, маты) и самому приземлению (оно должно быть и устойчивым, и мягким с постепенным сгибанием ног). Чем меньше подготовлен учащийся, тем глубже и длительней фаза приседания. Специально тренируется прямое положение головы, что влияет на устойчивость прыгающего. Приземление на одну ногу осуществляется так же, как и на обе ноги. Наиболее опасная ошибка – приземление на выпрямленные в суставах ноги и пронированную стопу.
Метание мяча в цель – более сложный вид легкой атлетики для детей с церебральными параличами. Для этого необходимо уметь прицелиться, соразмерить силу броска с расстоянием до цели. Чем ближе цель, тем меньше амплитуда замаха. Для закрепления навыка метания используются самые разнообразные цели: обруч, корзина, набивной мяч, разноцветные круги, расположенные горизонтально и вертикально (на полу, на уровне глаз учеников и выше). Не менее важным моментом в действиях с мячом является ловля его различными способами. Детей учат ловить мяч не только на уровне груди, но также от пола, у ступней, сбоку (справа и слева).
Работа по физическому воспитанию проводится в тесном контакте с врачами, которые после обследования детей дают исчерпывающие указания преподавателю физического воспитания об индивидуальных особенностях учащихся и о возможных противопоказаниях к занятиям тем или иным видом упражнения. Все индивидуальные противопоказания учитываются для каждого учащегося и с их учетом подбираются средства для достижения цели урока.
Легкая атлетика в первую очередь определяет оздоровительное значение этого вида спорта. Легкоатлетические упражнения воздействуют на все группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы.
Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики. Качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, умение преодолевать трудности), а также навыки (бег, прыжки, метания), которые приобретаются в ходе занятий легкой атлетикой, находит самое широкое применение в трудовой деятельности. Ежегодно, осенью и весной на уроках по легкой атлетике проводится тестирование уровня развития физических качеств учащихся, осуществляется анализ динамики результатов.
Наряду с уроками физической культуры в обязательном порядке осуществляются физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы (утренняя гимнастика, физкультминутки, лечебная гимнастика, трудотерапия).
Большое внимание уделяется физической подготовке учащихся на занятиях в секции по легкой атлетике.
К занятиям в спортивной секции допускаются учащиеся, которые по своим двигательным возможностям и физической подготовке могут совершенствоваться в избранном виде спорта или улучшить общую физическую подготовку. В нашей школе три раза в неделю проходят занятия в секции по легкой атлетике.
Спортивно - массовая работа включает в себя организацию и проведение физкультурных праздников, спартакиад, тематических «Дней здоровья», спортивных вечеров.
Два раза в неделю учащиеся посещают занятия в секции по легкой атлетике. Дети, занимающиеся в секции, имеют медицинский допуск к занятиям, включающий в содержание информацию о показаниях, противопоказаниях и ограничениях нагрузки
Занятия в секции строятся на основе программы спортивной секции по легкой атлетике «Движение – это жизнь!».
Цель программы: способствовать развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков у детей с нарушением опарно-двигательного аппарата средствами физической культуры.
Задачи программы:
- восстановление и улучшение у детей координации движений, правильных пространственных представлений и точности движений;
- воспитание воли, инициативности, настойчивости в преодолении трудностей;
- укрепление здоровья, закаливание организма и содействие их гармоничному физическому развитию;
- воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- развитие физических способностей для избранного вида спорта.
Одним из важных показателей совместной работы с детьми считаю выезд на всероссийские соревнования по легкой атлетике среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата в г. Краснодаре в 2010году, где ребята заняли призовые места. Нашу школу представляли трое учащихся (1 девочка и два мальчика), двое из которых стали призерами этих соревнований. Лучшими в своей классификации были: Шибанова Аня – III место в беге на 60м и 200м., Бубнов Антон –II место в беге на 400 м., а также III место беге на 200м. Бубнов Антон участвовал в международных соревнованиях по легкой атлетике, а в 2012 г. принял участие в паралимпийских играх, где занял 6 и 8 места. Окончив 2013 г. нашу школу, Антон решил связать свое будущее со спортом, занимаясь легкой атлетикой в ДЮСШ г. Нижний Новгород. Шибанова А., Бубнов А. стали победителями областного конкурса на присуждение именной стипендии Правительства Нижегородской области для одаренных детей-инвалидов.
Данные выезды на соревнования дают положительный результат не только в спортивной работе, но и являются большим стимулом для всех ребят в плане социализации в обществе, знакомства с новыми местами и общения с новыми людьми, достигшими высоких результатов, как в жизни, так и в спорте, несмотря на свои комплексы, связанные с ограниченными возможностями здоровьяПодводя итоги своей работы, хочется ещё раз сказать, что физическое воспитание является важной частью общей системы воспитания детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Двигательные нарушения, ограничивающие или делающие невозможным адекватные движения, отражаются на общем здоровье детей, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности.
Физическая культура – один из многих факторов оздоровления детей с ДЦП. Особое значение ее для развивающегося организма определяется тем, что адекватная двигательная активность является фактором физиологической, биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации. Ограничение двигательной активности у детей с ДЦП приводит не только к ухудшению двигательных качеств, но и к общему замедлению развития, включая эмоциональную и интеллектуальные сферы. Очевидна роль физической культуры в формировании опорно-двигательного аппарата, двигательных качеств и навыков, выносливости и работоспособности, формировании морально-волевых качеств.
Навыки, формируемые на уроках легкой атлетике, могут быть перенесены в трудовую деятельность учащихся. Навыки бега, ходьбы, метания имеют непосредственное прикладное значение. Приобретаемые на уроках физкультуры находчивость, сила, быстрота, решительность, ловкость, выносливость будут полезны в повседневной жизни.
Важной задачей в нашей школе является интеграция детей с ограниченными возможностями в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. Одной из форм социальной интеграции детей с ограниченными возможностями является выезд на всероссийские соревнования. Благодаря соревнованиям происходит формирование личности с учетом общего и особенного в их способностях к физической деятельности и создание условий для самореализации в спортивной деятельности.
Используемая литература
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 4 издание, Москва, «Просвещение», 2007 г.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, издательство «Просвещение», г. Санкт-Петербург, 2008 г.3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1. издательство «Владос», г. Москва, 2000 г.
4. Программа по физической культуре 1-9 специальной школы-интернат для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей.г. Москва.
5. Особенности уроков физической культуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, Москва, 1979г.
6. Лечебная гимнастика как средство преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП (со спастическойдиплигией), Бодрова Н.А., Толкачева Т.Н., Фонд «Развитие через образование», 2006.
7. Специальное образование дошкольников с ДЦП, «Детство-пресс», Спб., 2003г.
8. Детский церебральный паралич, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук «Дидактика Плюс», Москва, 2001г.
9. Частные методики адаптивной физической культуры, «Советский спорт», Москва, 2004г.
10. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,Левченко А.В., Приходько О.Г., Москва, 2001г.