Статья Курский рабфак: как все начиналось


К истории курского рабфака
Шмальц Игорь Витальевич,
Научный руководитель: Горелова И.А.
Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
В 1919 году советское государство ввело общеобразовательные учебные заведения под сокращенным названием рабфак (рабочий факультет). Они готовили молодежь и даже более зрелых людей к поступлению в вузы. Рабфаки должны были дать возможность «пролетаризировать» высшую школу. Они открывались по всей стране. Целью нашего исследования является изучение функционирования курского рабфака.
После событий Октября 1917 г. молодому советскому государству требовались квалифицированнее специалисты. Но в условиях подавляющей неграмотности населения, поступление в вузы выходцам из рабоче-крестьянской среды было проблематично. В сложившейся ситуации, главный советский историк Михаил Покровский предложил создать школу, которая стала бы промежуточным этапом между средней и высшей ступенями образования. Идею поддержали по душе новой власти. Для рабоче-крестьянской молодежи вскоре стали открывать специальные курсы предподготовки, на которых ей давали общие знания, необходимые для обучения в вузе хотя бы на начальном этапе. Эти курсы и стали называться «рабочими факультетами», а проще — рабфаками. Именно они должны были выполнить социальный заказ на подготовку студентов из рабочей и крестьянской среды для университетов и институтов. Задачу рабфаков нарком просвещения А.В.Луначарский определял так: «Рабфак есть канал, приспособленный к проникновению в университеты фабрично-заводских рабочих».
Поступающий на рабфак должен был быть не моложе 16 лет, иметь образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производственного стажа. Но главное, у него должно быть подходящее социальное происхождение – пролетарское или крестьянское. Разумеется, в биографии будущего рабфаковца не могло быть позорных пятен вроде раскулаченных или эмигрировавших родственников. Перед поступлением на рабфак абитуриент заполнял опросный лист. Наиболее интересен и особенно важен был при зачислении в рабфак пункт 20: Социальное положение родителей. Лица нефизического труда, т.е. служащие, принимались на факультет по остаточному принципу — только при наличии свободных мест и комсомольского стажа. [4]
Исторических документов о курском рабфаке почти не сохранилось. В Государственном архиве общественно-политической истории Курской области Курскому рабфаку посвящен фонд 1464 , насчитывающий всего 10 единиц хранения.
Известно, что рабфак в городе Курске существовал с весны 1919 г., будучи открытым при местном народном университете в качестве подготовительных курсов. Но, не имея достаточно четкой структуры, присущей рабфакам, он не был зарегистрирован отделом рабочих факультетов как таковой. Признавая положение ненормальным, местные власти обратились в отдел рабфаков с просьбой о его официальном утверждении. Благодаря этим действиям, осенью 1919 г. Курский рабфак был официально утвержден центральными государственными органами как самостоятельное учебное заведение.
Курский рабфак размещался в старинном, красивой архитектуры здании, в котором ранее находилось Курское реальное училище имени М.И. Голенищева-Кутузова. В момент возникновения на рабфаке насчитывалось 334 слушателя, для которых на втором этаже было предназначено общежитие на 110 человек. Забегая вперед, отметим, что в 1923 г. под общежитие рабфаковцев был отведен дом Гладкова, расположенный неподалеку. По социальному составу 63% из слушателей рабфака были рабочими, 25% — крестьянами. 29% являлись членами РКП(б), 28% — комсомольцами. [1, д.1]
На рабфак для преподавания учебных дисциплин были приглашены наиболее опытные и сильные педагоги. Интересна система преподавания на рабфаке – если лектор не успевал донести до слушателей материал, то лекция продолжалась до окончания исчерпывающих вопросов. Преподаватели составляли подробные конспекты и прорабатывали их на коллегии лектора. Советская молодежь, севшая за парты рабфака, уже имела немалый жизненный опыт, нередко революционный или фронтовой, чувствовала себя гегемоном в пролетарском государстве, смотрела на многое свысока. Так что преподавателям зачастую приходилось непросто с такими студентами. Одна из преподавателей рабфака вспоминает: «В группе, где было много фронтовиков, один из них написал с ошибкой в инфинитиве глагол «учиться». Написал без «ь» и не соглашался исправить ошибку, а обратился к аудитории: «Голоснём, ребята». И сказал это совершенно серьезно. Правда, большинством студентов это предложение было встречено веселой насмешкой». [1, д.9, л.9]
Обучение на рабочем факультете очень много давало в ту пору, перед выпускником рабфака открывалась не только возможность получения высшего образования, но и возможность карьерного роста. Несомненно, что многие выпускники рабфака проявили себя в разных видах полезной для страны деятельности.
Учились рабфаковцы старательно. Государство победившей пролетарской диктатуры пристально следило за усердием слушателей подготовительных курсов и не собиралось давать бесплатное образование лоботрясам: «учащиеся, пропустившие без уважительных причин 3 дня в течение месяца, без усердия относившиеся к учебе, подлежали исключению». Если студенты самовольно отлучались с занятий, за этим следовало наказание – до 3-х суток ареста с правом посещения занятий. Отпуск давался только в экстремальном случае. Вернемся к воспоминаниям рабфаковца: «У нас начались регулярные занятия. Они иногда чередовались с экскурсиями в музеи, на выставки и на природу. За три года мы должны были пройти ускоренно курс по полной программе средней (девятилетней в то время) школы. Занятия строились с учетом того, что начинающий студент умеет бегло читать и писать и знает четыре действия арифметики. Основными предметами, которым мне пришлось уделять максимум внимания, были русский язык и математика. Все остальные давались сравнительно легко. Преподавались еще физика, химия, география, естествознание, история, немецкий язык. Преподаватели порой высказывали свое удивление по поводу активности и упорства, с которыми мы, взрослые ученики, осваивали курс программы. На уроках естествознания мы предлагали свои гипотезы в противовес существующим. Задачи по математике и физике решали в нескольких вариантах. В сочинениях предлагали изменения и продолжения к сюжетам классических произведений…» [1, д.9, л.8.]
Начало 1920-х гг. период разрухи и голода. Чаще всего трудности в быту рабфаковцы преодолевали вместе. «При получении стипендии тут же отдавали часть денег старосте. Установили дежурства. Дежурный обязан был не только поддерживать чистоту в комнате, но и, получив определенную сумму от старосты, закупать продукты и готовить еду на всю «коммуну», повкуснее и подешевле. Каждый месяц, в день получки стипендии, мы обсуждали на общем собрании: кому и что покупать из обуви и одежды. Деньги выделяли в первую очередь тем, кому было совершенно необходимо пополнить гардероб — ботинки ли «каши просят» или последняя будничная кофтенка прохудилась, разлезается по всем швам», — вспоминают посетители рабочих курсов. [1, д.9, л.8.]
В 1924 г. Курский рабфак был закрыт, но для многих сельских парней и девушек приглашение на учебу в рабфак стало самым ярким и наиболее значимым событием в жизни.
Литература и источники:
Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее – ГОАПИ КО). Ф. П-1464. Оп.1. Дд. 1-10.
Рабочий факультет. [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org. (Дата обращения 15.09.2015)
Рабочие факультеты. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru (Дата обращения: 14.05.2015)
Сергачев И.А. История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья: 1919-1930. Канд. дисс. Воронеж, - 2006. 174 с.