Обобщение опыта:Систематический подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе»


Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»https://sites.google.com/site/klybnayka
«Систематический подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе»
Предметы начальной школы (русский язык)
Автор: Емельянова Инга Георгиевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Восток
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботится о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.
К.Д. Ушинский
Проблема усвоения с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями близка всем учителям начальной школы. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. В данной работе хочу выявить и обосновать гипотезу: если я в своей работе буду использовать различные приёмы и методы обучения, то это будет способствовать эффективному усвоению детьми слов с непроверяемыми орфограммами.
Говоря о системе, имею в виду методическую интерпретацию данного понятия Т.Г. Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определённой последовательности и взаимосвязи, а также формирование по этой основе практических умений».
Следовательно, невозможно реализовать системный подход к изучению, какого - либо учебного материала, не определив цели обучения, последовательность изучения, взаимосвязь компонентов знаний, "постепенное усложнение упражнений.
Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе невозможно без ответа на целый ряд частных вопросов.
Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения наодном уроке можно предлагать учащимся?
Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках,чтобы учащиеся хорошо усвоили их написания?
Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессеусвоения непроверяемых написаний? Как организовать обучение сучётом этих особенностей?
Как отбирать приёмы изучения непроверяемых написаний? Какойдолжна быть последовательность применения этих приёмов? Какойдолжна быть последовательность применения этих приёмов?
ГЛАВА 1.
На все эти вопросы постараюсь ответить в ходе своей разработки.
О необходимости развития речи ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчёркивал его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, плохо понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, везде будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
Особое, значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературы, чтения, поскольку по данным М.Р. Львова, до 1У-го класса половина новых слов входит в словарь младшей школы через эти уроки. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая хорошо организованная педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал Известный учёный — методист А.В. Текучев.
Все словарные диктанты, так необходимые для проверки усвоения, классифицированы:
а)по форме работы (простые и творческие);
б)по виду восприятия (слуховые и зрительные).
Используя представленную схему - классификации слов диктантов, можно творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написании плана урока, разнообразить работу над словами, сделать её более эффективной (Приложение 1).
Этапы работы над непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями можно представить так:
Схематизация слова.
Активизация слова.
Использование слова в речи.
Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках.
Поэтому задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью со сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарь запаса учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его, хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д... Владение словом подразумевает знания его систематически, сочетаемости и сферы употребления.
В.А. Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны значения приёмов толкования.
М.Р. Львов выделил следующие способы толкования значения слова: наглядный, контекстуальный, способ подстановки синонимов, анализ морфологической структуры слова и словообразований.
Объяснение слова - это лишь первый этап обогащения словаря учащихся.
Для того чтобы слово для учащихся стало «своим», т.е. вошло в актив словаря, нужна большая работа. Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь не допустимы. Нужна последовательная гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных количествах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и вслух, и память, и, конечно, сознание.
Усвоение слов данной тематической группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Эта тема не случайно выбрана мною как образец работы по обогащению речи младших школьников. Известно, что для учащихся начальных классов характерна возрастная потребность стремится к хорошему, доброму, они хотят выразить познание в словах. Общаясь с детьми, я замечаю отсутствие в их лексиконе таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивый, преданный и т.д. Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна по тематике: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, вечность, милосердие, тактичность и т.д. А ведь работа сданной лексикой необходима практически на любом уроке грамматики и правописания, и учебник открывает для этого больше возможности.
П.И. Иванов ещё в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе» сформулировал некоторые проблемы обучения . написания слов с непроверяемыми, труднопроверяемыми орфограммами, которые актуальны и в настоящие время. В числе этих проблем можно назвать следующие:
О сочетании различных вопросов воспитания при закреплении слова;
О силе первичного восприятия при закреплении слова;
О количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;
О необходимости определения количества и системы тренировочныхупражнений на этапе закрепления отдельных классов и отдельных учащихся.
Формулировка последней проблемы связана опять же с идеей двусторонней дифференциации. Речь, по сути, идёт об учёте индивидуальных и типических особенностей учащихся в процессе усвоения конкретных орфограмм.
По мнению П.И. Иванова при изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти у учащихся. Он пишет: «Нам известно, что память учащихся начальной школы находится в стадии формирования, степень её развития даже у учащихся одного и того же возраста неодинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей орфографии должен не забыть о развитии различных видов памяти у учащихся с одной стороны максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитый тип памяти - с другой». Для успешной реализации этой идеи необходимо в первую очередь располагать информацией об объёме и главном типе памяти учащихся конкретного класса. Получить такую информацию-учитель может при помощи несложного текста. Учащимся предлагается запомнить постепенно увеличивающиеся ряды цифр (минимальное количество цифр в ряду 4, максимальное-7), используя различные тесты запоминания: зрительные (без проговаривания), моторный (с обязательным проговариванием) и слуховой (без проговаривания и зрительного восприятия). Одновременно можно обследовать половину класса, так как учащиеся должны сидеть по одному за столом.
Предлагаю следующие приёмы запоминания слов.
Примерные подборы цифр.
Зрительная Моторная Слуховая
5239 5672 6426
89165 98761 12785
224896 675413 651801
1267412 7841095 7082709
Время предъявления каждого ряда цифр от 4 до 7 секунд (по 1 секунде на цифру).
Школьники записывают те цифры, которые удалось запомнить.
Результаты данного тестирования содержат информацию об объёме кратковременной памяти и преобладающем типе запоминания (главном типе памяти) каждого ребёнка.
Итоги тестирования в моём третьем классе.
Как видим, объём кратковременной памяти человека колеблются вокруг числа 5+2.
Исходя из этого, я предлагаю учащимся следующие приёмы запоминания слов:
Произнести вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся смоторной памятью).
Молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потомзакрыть глаза, чтобы представить его написание; снова открыть глаза ипроверить себя (для учащихся со зрительной памятью).
Проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как словапроговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью). Обследование показало, что у большинства учащихся преобладает моторная память, потому они могут использовать первый способ запоминания. Фактически данный способ запоминания предлагает сочетания трёх факторов: зрения (ребёнок смотрит на слова); моторный (слова проговариваются); слуха (ребёнок слышит, что проговаривает).
Вероятно, по этой причине многие учащиеся лучше запоминают информацию именно этим способом.
После демонстрации выше назначенных способов я обязательно напоминаю учащимся о необходимости их применения при запоминании написания слов.
Несмотря на большое разнообразие приёмов, предлагаемых методистами и учителями, отсутствует их разграничение по доминирующей направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся. С этой точки зрения все приёмы можно условно разделить на 3 группы:
1-я группа - приёмы, направляемые на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания каждого слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т.д.).
2-я группа - приёмы, направляемые в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания - значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, составление тематических групп, сочетание по опорным словам и т.д.).
3-я группа - приёмы, направленные на запоминание написаний, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов и т.д.)
Специфику приёмов необходимо учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемым написанием. Целесообразно выделить следующие этапы системы:
1.Первичное восприятие группы слов.
Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов; максимально исключающая их неверное написание.
2.Закрепление правописания группы слов.
Цель: создание условий для прочного запоминания написаний и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.
Детальное написание системы работы не представляется возможным без разъяснения некоторых важных вопросов.
В разных источниках по - разному определяется количество слов для ознакомления на одном уроке и необходимое количество повторных восприятий, а также их распределение во времени.
Как уже отмечалось, объём кратковременной памяти равен 5 + 2. При определении оптимального количества слов для первичного восприятия я ориентируюсь на нижнюю границу нормы (3), поэтому все слова из программных списков были разделены на группы, состоящие, в основном, из 3 слов.
Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную необходимо обеспечить, во - первых, не менее 4-х повторных восприятий в течение одной - двух недель; во - вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний, т.е. включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения.
Этап первичного восприятия группы слов является, безусловно, наиболее важным, т.к. ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленным.
ГЛАВА 2.
Как я организую работу.
Сначала сообщаю учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемым написанием и смогут их сразу написать без ошибок. Такое замечание необходимо для создания сознательной установки на запоминание. Далее я или учащиеся читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на специальном плакате. После чтения учащиеся под руководством учителя производят орфографический разбор: обозначают ударения, находят буквы, обозначающие безударные гласные и согласные, объясняют их написание проверяемых орфограмм. Затем следует в течение 30-60 секунд запоминание с опорой на главный тип памяти.
После запоминания слова на доске закрываются, и ученики записывают их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.
Особенно тщательно проводится проверка по вновь открытой записи на доске с обязательным по слоговым (орфографическим) проговариванием. При этом дети с низким уровнем орфографического самоконтроля и слабой памятью могут отмечать горизонтальной и вертикальной чертой каждый проверенный слог.
После проверки выясняем, кот их учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две или более ошибок.
Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемым написанием складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:
Орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске;
Краткий орфографический разбор;
Запоминание с опорой не главный тип памяти;
Запись под диктовку (при закрытых словах);
Орфографический самоконтроль (проверка по образу с обязательныморфографическим проговариванием).
В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, т.е. в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д.. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемой орфограммой. Длительность работы (1-2 недели) должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и особенностей уроков, запланированных на этот период. Если в течение одной учебной недели часть уроков должна быть, посвящена каким - либо письменным работам (диктант, изложение, сочинение) или работе над ошибками, то изучение одной группы слов может продолжаться в общей сложности 1,5-2 недели, чтобы обеспечить необходимое количество повторных встреч.
При отборе приёмов для этапа закрепления должна учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообразно использовать приёмы 1-й группы (направленные на запоминание правописание слов), затем - приёмы 3-й группы (направленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся). Только в конце этапа закрепления следует применять приёмы 2-й группы (направленные в большей мере на развитие речи учащихся).
Рассказ об истории слова, который целесообразно предлагать вниманию школьников на уроке №3 (тором уроке закрепления) содержит сведения либо сведения о происхождении слова (этимологическую справку), либо о его образовании.
Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течении пяти уроков. На каждом уроке на это может быть потрачено примерно 3-5минут. На уроке №1 происходит первичное восприятие группы слов, на уроке №5 -проверка усвоения правописания данных слов. Проведение упражнений по закреплению предполагается на уроках №2,3,4. Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего учёта и анализа ошибок. Если в результате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов ещё не усвоено, то корректируется состав последующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом. Подобный подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний (распределения слов на группы, работа над каждой группой в течение определённого времени, обязательный учёт ошибок делает процесс усвоения слов и .программных списков абсолютно управляемым. Это обозначает, что учитель совершенно точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для организации повторных восприятий. Эффективность системы подтверждена результатами словарных диктантов.
Такие результаты оказываются возможными за счёт соблюдения комплекса методических условий:
1. Учёт индивидуальных и общих (типических) особенностей памяти с целью рационализации процесса запоминания слов с непроверяемым написанием (опора на главный тип памяти при запоминании на этапе первичного восприятия, установление оптимального объёма запоминаемого материала; определении необходимого количества повторных восприятий).
2. Учёт специфики данной орфограммы в процессе отбор приемов работы на этапе закрепления.
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден.
Орфографические различия дают основания разделить все слова с непроверяемыми написаниями на группы. В 1 группу можно включить слова с непроверяемой безударной гласной (ворона, берёза, сорока и др.), с двойной согласной (класс, суббота, русский), глухие и звонкие согласные (тетрадь, медведь, карандаш, вдруг). Слова с непроверяемыми написаниями часто называют словарными, но это название нельзя считать удачным, потому, что, во - первых, оно не носит терминологического характера (как известно, что все слова русского языка находятся в каких - либо словарях). Во - вторых, оно абсолютно не проясняет для учащихся сущность того орфографического явления, с которым они сталкиваются в процессе усвоения, так как не названа сама орфограмма. Следовательно, о необходимости запомнить написание подобных слов ребёнок узнаёт только из дополнительных пояснений учителя, но не из названия «словарные». Учитывая всё это, можно рекомендовать по мере изучения соответствующих слов составлять, постепенно дополнять и использовать для дифференциации орфограмм следующую схему обобщающего характера, которая позволит школьникам осознавать непроверяемые написания как часть орфографической системы языка:
Непроверяемые написания в корне.
Непроверяемые безударные гласные в корне Непроверяемые согласные в корне
ворона Звонкие и
глухие двойные
вдруг класс
При разработке системы изучения непроверяемых написаний в большей мере нужно учитывать не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким образом, общим способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей учащихся данного класса.
Работу по изучению слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями провожу в несколько этапов.
На подготовительном (1) этапе проводится следующая работа:
Систематизируя слова: записываются по возрастным классамобучения в алфавитном порядке;
Систематизируются карточки и дописываются новые слова;
Планируется ознакомление со словами по классам на все учебные
годы в алфавитном порядке, понедельно.
Ставятся цели:
Раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
Добиваться от детей правильного произношения и написаниятаких слов;
Развивать навыки работы со словом и умение употреблять их вустной и письменной речи.
Слова с непроверяемыми написаниями мною используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, особенно при написании строчных букв, в творческих и контрольных работах. Никогда не оставляют без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающегося на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.
2 этап - ознакомительный. На нем знакомлю детей со словом или группой слов - иначе, предъявляю слова.
Работу по предъявлению слов провожу следующим образом:
Рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку;установление значения этого предмета;
Проговариванием слова с детьми хором или индивидуально сцелью определения места ударения, количества слогов,произнесения по порядку всех звуков;
Орфографическое и орфоэпическое чтение напечатанного слова скарточки; установление разницы в произношении и написании;
Решение орфографических задач, например: какую букву надопроверить при письме и почему? Как эту букву проверить? Можноли проверить эту букву?
Запись слов с постановкой ударения, с выделение букв, которыенадо при письме запомнить;
Подбор ознакомительных слов (указывается единообразиенаписания корня), составление словосочетаний и предложений;
Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где этовозможно.
Коллективный разбор - доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов проводится через карточки - картинки, иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, тексты, описательные тексты, предложения.
На этом этапе обращается внимание детей на осмысление значения слова - предмета, иначе - на признак, который присущ только этому предмету, а затем связывается с орфограммой. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает её от других деревьев. Дети сразу называют его: ствол у берёзы белый.
Белая берёзка у калитки нашей,
Нет на свете деревца и милей и краше.
На этом этапе привлекается память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе даёт детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять в устной речи.
«Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности» (Н. С. Рождественский).
3 этап - тренировочно - закрепительный.
Цель его: правильность и осознанность написания слова.
На него уходит 3-4 дня и больше. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей. Уроки русского языка начинаю с орфографической разминки. Для этого даю слово, которое изучили, но в более загадочной форме, через любой дополнительный и разнообразный материал.
Например, в 1-м классе - письмо через кальку по трафарету, списывание с доски с пропуском букв, работа в паре с последующей взаимопроверкой, использование ребусов, кроссвордов, игр типа «Подскажи словечко», например:
На жарком солнышке подсох,
И рвется из стручков...(горох).
Прошу вас все слова назвать,
Где -оро- надо написать.
Можно использовать также шуточные вопросы и загадки:
- в каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога...
- В каких словах ель «растёт»?
Понедельник, учитель.
На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями.
Вот некоторые их них: списывание (различные задания); диктанты (зрительные, картинные по памяти, творческие); ребусы; иллюстрации; творческие работы (по развитию связанной речи) - письмо текста по памяти, свободный диктант, изложения, сочинения, ответы на вопросы, таблицы.
4этап - учётно - контрольный.
Цель: проверить умения учащихся правильно писать изученные слова в письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, проверочные, контрольные диктанты по темам русского языка, куда обязательно включают слова с непроверяемыми написаниями, и творческие работы.
Анализируя допущенные ошибки в словах, определяю степень усвоения навыков письма слов, включаю их слова в различные тренировочные упражнения, а затем и в последующие диктанты. Работая над словами с непроверяемыми написаниями, основной упор делаю на запоминания, но не механическое. Карточки построены на контрасте цветов, т.к. младшие школьники любую информацию запоминают намного лучше, чем на слух. Такая работа над словом развивает скорочтение, память, логическое мышление, увеличивает словарный и лексический запас слов и грамотность письма.
5этап – итогоео-аналитический, в результате которого я вывожу траекторию продвижения класса по усвоению и написанию слов с непроверяемыми орфограммами.
Фрагменты уроков.
2 класс. Выпиши слова из словаря на тему: «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные» и т. д.
Выпишем 4-5 слов на определённую букву: П,С,К и др.
Выпиши слова с ь знаком в середине.
Выпиши 3-5 слов с безударной гласной: А, О,Е. и др.
Составление небольших рассказов на темы: «Учебные вещи», «Наш огород» и т.д.
Допиши предложения: В класс вошла.... В берлоге спит....Весело чирикает....
Игры:1. Первый слог «потерялся»: ... радь, ... нал, ... ковь. 2.Собери слоги: ро, ко, ва; воч, де, кА. 3.Угадай слово: мо..., ко ....
4.Из каких слов «выпали» гласные? М . ш . н., л . с . ц.
3 класс
Выпиши слова, отвечающие на вопрос кто? Что?
Выпиши слова, обозначающие предметы, признаки предметов.
Выпиши слова, обозначающие овощи, орудия труда и т.д.
Задания на классификацию:
Запиши дни недели в нужном порядке;
Запиши название месяцев по порядку;
Задание на группировку слов по общим признакам (по частям речи, по родам существительных, по числам). Комментированное письмо или выборочный диктант (используются пословицы). Допиши пропущенные слова: Береги нос в большой .... Январь год начинает, а ... заканчивает. Игры. 1. Кто какой голос подаёт?
С . бакастрекочет
С .орокапоёт
П . тухмычит
К .ровалает
подбери однокоренные слова: дорога -... жёлтый -...
4 класс. При изучении нового слова предлагаю учащимся:
указать, какой частью речи оно является;
разобрать данное слово по составу;
от имени существительного образовать прилагательное инаоборот;
•просклонять новое слово.Напиши название месяцев в алфавитном порядке.
Напиши 5-6 слов с безударной гласной Е (А, О) и образуй новые слова с
суффиксами -К-, -Н-.
Напиши 5 имен существительных Ь знаком на конце слова и укажите склонение.
Поставь словосочетание в нужном падеже.
Творческие работы по опорным словам.
Опиши свою комнату или квартиру, используя слова: ванна, комната, квартира, коридор, телевизор, диван, кровать.
При всей проделанной работе словарный запас школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, как говорилось выше, по лексике человеческих отношений. Усвоение слов данной группы имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения. Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя. Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение лексики человеческих отношений даёт учащимся больше знаний о языке, облегчит усвоение грамматических понятий, окажет благотворное влияние на формирование навыков правописания, повысит интерес к занятиям языку, позволит формировать у детей нравственные представления.
С целью обогащения словаря данной лексикой можно использовать задания следующего характера:
узнавая в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте,выяснение сходства и различия в значении;
подбор к данному слову антонимов, нахождению их в тексте, выяснениясходства и различия в значении;
работа над прямым и переносным значением слов;
употребление речевых оборотов;
работа с пословицами и поговорками;
работа со словарями;
выполнение различных видов творческих работ.
Указанные задания должны быть комплексным, чтобы заставить ребёнка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.
Лексику ввожу таким образом, чтобы не нарушить логику учебного процесса в целом, логике построения учебника. С этой целью предлагаю учащимся дополнительные задания к упражнению или проводить минутки доброты в начале урока или в конце после достижения основной цели урока по плану. Для этого составляю список слов, которые относятся к лексике человеческих отношений, в печатных источниках.
Например: верность, верить, внимание, внимательный, гостеприимство, гостеприимный; гуманность, гуманный; доброта, добрый, доброжелательность, доброжелательный; доверие, доверчивый, доверять; дружба, дружный, дружить; милосердие, милосердный; ненависть, ненавистный, ненавидеть; нежность, нежный, нежить; уважение, уважаемый, уважительный.
Упражнения, которые использую в работе с этими словами:
1. Прочитайте слова: мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботиться, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.
Выполните по образцу:
Профессии: агроном, ...
Явление природы: мороз, ...
Человеческие отношения: доброта, ...
К слову доброта подберите однокоренные слова. Какого человека называют равнодушным?
Послушайте рассказ:
Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа - оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого - дочь Нина, третьеклассница. Однажды спросила Нина у бабушки:
Бабушка, когда Ваш день рождения?
Завтра, детка, - ответила бабушка.
Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несёт к бабушке. А Галя спрашивает:
Куда ты несёшь цветы?
Бабушке Арине.
Сегодня её день рождения.
Засмеялась Гали и говорит:
-А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днёмрождения?
Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:
-А разве может быть ничья бабушка?
(По В.А. Сухомлинскому)
-Что можно сказать о девочках?
Записывают в тетрадь: равнодушный - безразличный, безучастный к людям.
2.Найдите в пословицах близкие (синонимы) по смыслу слова.
Скупой глядит - как бы другому не дать, а жадный, глядит - как бы у другого
отнять.
Клевета и ложь - не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с
умыслом.
Чему посвящены эти пословицы? Кого называют щедрым человеком, а кого
скупым?
Как люди оценивают щедрость, а как - скупость?
3.Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имясуществительное:
верный - ..., внимательная - ..., добрая - ..., жестокое - ..., равнодушный - ..., нежная - ..., ласковая- ....
4.Как вы понимаете значение данных оборотов в речи?
Владеть собой, выдержать характер, от всего сердца, рука об руку, принять близко к сердцу.
5.Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы.Моя хата с краю, я ничего не знаю. В чужой лодке всегда больше рыбки.
(равнодушие, зависть, жадность)
Отбирая содержание для творческих работ, необходимо активизировать формирование у учащихся положительного отношения к товарищам, членам семьи, старым людям, умение использовать в своих работах лексику человеческих отношений. С этой целью можно предложить следующие упражнения:
Сочинения на темы: «Моя любимая мамочка», о «О моём друге», какиелюди мне нравятся» и др.;
Сравнение текстов;
Творческие диктанты с заданиями: продолжить рассказ, написать, какбы вы поступили?
6. Игра «Кто больше напишет слов?»
Верный - преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный,
испытанный.
Милосердный - сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добросердечность, мягкосердие.
Таким образом, предлагаемая система работы создаёт возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а, следовательно, обуславливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников. В практике широко использую словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Такие диктанты провожу над словами с непроверяемыми написаниями.
Методика, которая ориентирует учащихся на формальное заучивание слов с непроверяемыми написаниями, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые детьми, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: «Земленика», «пагода»; «платок, но «плоточек»; берёза, но «бирёзовый».
Запоминание графического облика должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащиеся в нём трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, использование различных приёмов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику учащихся.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания, является этимологический анализ в упрощённом варианте - этимологическая справка. Она должна содержать информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторические состав слова.
Не редко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное
правописание.
Малина - малый - «состоящая из маленьких частей».
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Например: сапог - по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово сапог образовалось от сапог «труба, дымоход, отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному. Например: стакан - слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально достоконъ ~ стокам означало «маленькая миска».
Учитывая это, использую этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика-
На доске слова: Красный арбуз
Яркое солнцевторые слова стираются
Спелый помидор
ГЛАВА 3.
Пути совершенствования работы.
Запоминание в начальной школе играет важную роль, им не следует пренебрегать; наоборот, нужна гибкая система мотивации и игровых методик, облегчающих детям запоминание.
Закрепление знаний строится на использовании дидактического материала, направленного на расширение кругозора и формирование культуры речи. При изучении словарных слов необходимо использовать три «кита» обучения русского языка: слух, зрение и рука (письмо). Для прочности навыков правописания словарных слов должна включаться в практику учащихся на уроке не менее 8 раз, а по мере совершенствования навыка необходимо возвращаться к упражнениям, меняя их задачи.
I. - отгадай загадку:
По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет.
(Ветер)
Какая цепочка слов нам нужна, чтобы записать это слово? (....ете).
Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите.
Когда так говорят:
Ветер в голове. (О легкосменном, несерьёзном человеке).
Бросать слова на ветер. (Говорить без пользы или говорить необдуманно,зря).
-Какую пословицу, связанную с одним из этих высказываний, вы знаете?(Не бросай слов на ветер).
-Какой бывает ветер? (сильный, приятный, ласковый, резкий, холодный,северный,...)
Назовите и запишите синонимы (близкие по смыслу слова) этого слова.Ветер, вихрь, ураган.
Запишите предложение:
Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь?
-Какое это предложение? (Вопросительное)
-Какие здесь слова - родственники, близкие по смыслу? (Ветер, ветерок,ветрище).
II. Замени одним словом.
Как называется шестой день недели? (Суббота).
Найдите это слово в орфографическом словаре и запишите его.
Как называется комната для занятий в школе? (Класс).
Найдите это слово в словаре, запишите его.
Как называется открытый или в закрытом помещении искусственныйводоём, специально сооружённый для плавания? (Бассейн).
Запишите это слово.
Что интересного вы заметили в написании этих слов? (В этих словахпишутся двойные согласные).
Назовите свои слова с двойными согласными.
Запишите свои слова.
Составьте предложения, используя данные слова. Подчеркните главныечлены. В субботу наш класс ходил в бассейн.
-Что обозначает слово класс в этом предложении? (Группа учениководного и того же года обучения).
III. Минутка чистописания. На доске буквы: р а б ё з е
На какие группы можно разделить данные буквы? (гласные и согласные).
Напишите каждую группу с новой строки, соединив буквы в цепочки.Рбз...
Аёе...
-Подчеркните лишние буквы в каждой цепочке.
(В первой цепочке лишняя буква - р, она не имеет пары, остальные - парные. Во второй цепочке лишняя буква - а, она обозначает твёрдость согласного, остальные - мягкость).
Допишите строчки до конца, буквы в цепочках можно менять местами.
Составьте из рассыпанных букв слово. Какое слово получилось? (Берёза).
IV. Берёза. Ребус:

Толкование:
Лиственное дерево с тонкими розовато - коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. Этимология:
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит: «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а в последствии - берёза. Берёза - берза, бер = «светлый, ясный, белый».
Однокоренные слова:
Берёзка, берёзонька, берёзина, берёзовый, берёзовик, подберёзовик. Фразеологизм:
Дать берёзовой каши - наказать розгами, выпороть, высечь.
Загадки:
1.Зелена, а не луг,Бела, а не, снег,
Кудрява, а не голова.
2.Стоит Алёна,Платок зелёный,Тонкий стан,Белый сарафан.
Пословицы и поговорки:
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
И у березы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Каковы берёзки, таковы и отростки.Предложения:
Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.
Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Текст:
Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь берёзки. Мила она русскому человеку. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь весёлой березки: река Берёзина, село Берёзово, Березняки. Любит наш народ свою весёлую красавицу и за её красоту и за пользу, которую она приносит.
V.Перечислите (напишите) названия птиц: (Сорока, ворона, воробей).
Животных: (корова, лисица, медведь, медведица). Учебные вещи: (пенал, карандаш).
VI.Дописать предложения.
Весело чирикает... (воробей).
В лесу живут..., и ... (заяц и медведь).
В конуре живёт... (собака).
Дети катаются на ... (коньках).
С севера подул холодный ... (ветер)
VII. Загадки:
С людьми дружит, дом сторожит (собака).
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
Мал, не велик, чик - чирик (воробей).
Кто в сарае стоит, жвачку жуёт, молоко даёт (корова).
VIII.Игры:
Назвать (написать) слова, которые начинаются с буквы д, к, м и др.
Первый слог потерялся:
... рока...роз
...рова... нал
... рона... род
3.Какое слово записать?
Заранее на доске записаны слова. Они закрыты. Предлагается детям узнать, какое слово записано, если в нем три согласных и два гласных звука. Назовите эти слова (ветер, мороз, ...)
IX.Цепочка слов:
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записать 6-8слов (ветер, работа, ...).
X.Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его.
1.Зима, мороз, коньки, каток.
2.Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.
Каток.
Пришла настоящая зима. Трещат морозы. Замёрзли реки, озёра. Ребята взяли коньки и отправились на каток. Вот бежит Коля, а следом Ира. Щёки от мороза у ребят красные.
XI. Допишите пропущенные буквы.
О Р О О Р О О Р О Ворона Сорока Воробей
XII.На рисунке изображены предметы, обозначенные словами с буквой Я:
Заяц, земляника, лягушка, месяц, ягнёнок, язык. По картинке, используя данные слова, дети, составляют рассказ. Ночь. На небе месяц. Лягушка высунула язык. Он охотится. Заяц испугался. Бродит заблудившийся ягнёнок. В траве растёт земляника.
XIII.Кто быстрее и правильнее?
К данным словам подберите подходящие по смыслу слово из «Словаря». Напишите составленные словосочетания.
Ехать (на чём?)..., сварит (из чего?)..., рисовать (чем?)..., выращивать (что?)..., гордиться (кем?)....
ХIV. Изучая слово пальто, можно много раз говорить, что это слово пишется через а, что оно несклоняемое, а результат будет безуспешный. А можно за один урок всё запомнить. Для этого я делаю так.
Для этого все ребята на один урок превращаются в модельеров. Вначале рассматривают вырезки из журналов мод, читают, что модно носить в этом сезоне, придумывают и зарисовывают новые модели пальто, к ним подбирают сапоги, шапку, варежки. Потом рекламируют свою модель, не употребляя трудные слова для написания, да ещё в различных формах. Кому же захочется выглядеть безграмотным, предлагая свою модель в журнал, который тут же делаем на уроке: прокалываем в листочках дырочки, завязываем бантик ... и журнал- готов.
ХV.«Игра часики».
У детей на столах часики. На доске написаны слова с пропущенными буквами: карандаш, пенал, ребята, рабочий, медведица, весело, капуста, учитель, скоро. Учитель показывает слово, а дети на часах показывают букву, которую нужно вставить. Записывают слова, ставят знак ударения. При этой игре учитель может увидеть всех учеников, как они знают написание словарных слов.
ХVI. Кроссворд на тему «Зима».
Загадываю загадки, а дети отгадывают и вставляют отгадки в кроссворд.
1 с 2 н 3 е 4 г 5 у 6 Р 7 о 8 ч 9 к 10 а 1.Меньше тигра, больше кошки,Над ушами кисти - рожки.
С виду кролик, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! Нему не крикнешь «БРЫСЬ!», Потому что это ... (рысь).
2.Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег).
Кто осенью спать ложится,А весной встаёт? (медведь).
Жил я посреди двора,Где играет детвора.Но от солнечных лучейПревратился я в ручей. (снеговик).
Что вверх корнем растёт? (сосулька).
Из капкана он уйдёт,От аркана убежит.
В тундре звёздной и морозной Всюду путь ему открыт. (Ветер).
7.За белой дверцей стужа, лёд,
Там Дед Мороз, друзья, живёт. (холодильник).
Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать.(лисица).
Белой стайкой мошкараВьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают, просто так себе летают. (снежинки).
10.Скачет по лесу то взад, то вперёд,
11.Вьётся, гудит и деревья трясёт. (вьюга).
Изменяя форму подачи словарного материала, снабдив его заданиями, которые подталкивают учащихся к размышлению и направлены на развитие устной монологической речи детей, их образной памяти, можно получить неплохие результаты. Благодаря такому разнообразию работы у детей появляется интерес к слову, развивается речь и мышление.
ГЛАВА 4.
Достижения, качественные и количественные показатели.
Любая словарная работа будет неполной, если не осуществлять систематическую проверку усвоения учащихся приобретённых знаний. Для этого целесообразно проводить текущие проверочные работы не реже двух раз в месяц и контрольный диктант в конце каждого учебного года.
Для организации такой проверки работы использую действующие нормативы: Объём словарных диктантов:
класс - 8 - 10 слов.
класс - 10 - 12 слов.
класс - 12 - 15 слов.
Оцениваются словарные диктанты следующим образом:
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение работы.
Оценка «4» - если допущены 1 ошибка, 1 исправление.
Оценка «3» - если допущены 2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «2» - если допущены 3 и более ошибок.
После проведения различных видов работ над словарными словами (приложение №3), используя результаты I полугодия 2 класса составила графики.
1.Количество учащихся, допустивших ошибки (в%). В начале года этобыло 57,1%, то к 6.02.14г. ошибившихся было 7,6%.
Разница составила 49,5% (График №1)
2.Удельное количество ошибок к общему количеству слов (в%). Расчётвёлся по формулам:
число писавших X количество слов = общее количество слов Xсловарный диктантдиктантана весь класс
авс
а*в=с
затем
число детей, допустивших ошибки х 100% = удельное количество ошибокаобщему количеству слов (в%).
Ук = д * 100%, где д - количество допущенных ошибок.
С (График№2).
Наиболее частые ошибки были в словах: собака, ягода, пальто, Москва. С этими словами нежно продолжать работу по запоминанию трудной орфограммы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работая много лет в школе и используя системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний, я выработала свой стиль в работе, который заключается в неуклонном движении вперёд, не давая, расслабится ни себе, ни детям. И это не напрасно, о чём говорят результаты проверочных словарных работ.
Несмотря на неплохие результаты, я вижу проблем по данной теме. Используя все перечисленные методы, приемы, способы буду и далее развивать творческий потенциал учащихся, познавательные процессы в изучения языка, повышать грамотность учащихся, развития речи.
Приложение 1.
Схема - классификация словарных диктантов.

Приложение №2
ФИО бал
1 А. Анжела 7
2 Б. Эльвира 7
3 Б. Кирилл 4
4 Б. Алина 7
5 В. Татьяна 5
6 Г. Данил 5
7 К. Виолетта 4
8 Л. Милана 6
9 М. Виталий 7
10 Н. Анастасия 7
11 Н. Артём 6
12 О. Маргарита 5
13 Р. Диана 7
14 Т. Снежана 6
15 Т. Алина 7
16 Т. Арина 7
17 Ф. Александр 7
18 Ц. Александра 6
19 Ш. Наталья 7
20 Я. Дмитрий 5
Приложение №3
График №1. Количество учащихся, допустивших ошибки (%).

4.10.14 7.11.14 5.12.14 9.01.15 6.02.15
Ребята одежда весело медведь суббота
Учитель ученик пальто хорошо заяц
Ученик товарищ капуста сапог посуда
Класс дежурный ученик мороз сапог
Тетрадь корова фамилия ученик деревня
Москва завод ягода учительница коньки
Собака Москва сорока посуда фамилия
Воробей ягода одежда корова дежурный
Карандаш девочка петух ветер хорошо
Девочка фамилия дежурный пальто пенал
График №2.
Удельное количество ошибок к общему количеству слов (%)

4.10.147.11.145.12.149.01.156.02.15
Список литературы.
Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости. Начальная школа- 2004-№3 с. 35-38;
Варганова Л. Д. орфографическое программирование как способподготовки к формированию орфографической зоркости учащихся.Начальная школа - 2006 - №6 с. 16-22;
Головина Л .И. Использование материалов орфографического словаряна уроках русского языка в начальных классах. Начальная школа -2006-№7 с. 49-51;
Ибрагимова Ф.Ф. Орфографическая зарядка. Начальная школа - 2003-№12 с. 32-35;
Начальная школа 1997 с. 58. Виды творческих работ;
Начальная школа 1989 №1. Тематические кроссворды на урокахрусского языка;
Русский язык в загадках. Составитель М.М. Малахова. Издательство«Учитель»;
Стронская И.М. Словарные диктанты на все правила русского языка.Санкт - Петербург. Издательский дом «Литера» 2008.