Программа внеурочной деятельности Кукольный пальчиковый театр В гостях у сказки


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кукольный пальчиковый
театр
«В гостях у сказки»
(2 – 3 класс)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г.Сыктывкара
«Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы 3 №-а
торъя (коррекционнӧй) школа-интернат» Сыктывкарын Коми Республикаса
канму общеобразовательнӧй учреждение»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______________________В.В.Орловский

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кукольный пальчиковый театр
«В гостях у сказки»
(2 – 3 класс)
Методическая разработка
Нормативный срок освоения: 1 год (2-3 класс)
Составители: Кудряшова Вера Викторовна – воспитатель
Герасимова Валентина Алексеевна – воспитатель
Шабалина Галина Евгеньевна – педагог дополнительного образования
2015 год
Содержание
1.Аннотация……………………. 4
2.Пояснительная записка …………….……. 5
3. Цели и задачи программы ……………….. 7
4. Основные направления работы с детьми … 8
5. Методологические принципы……………… 9
6. Программное содержание …………………… 10
7. Содержание программы. ……………………… 11
8. Тематическое планирование………………… 14
9. Предполагаемые умения и навыки детей … 19
10. Список информационных ресурсов …… 20
Аннотация
Искусство играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Театрализованная деятельность относится к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, которая предполагает особый психологический климат, построенный на сотворчестве взрослых и детей. Театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе её лежит игра, которая по убеждению Л.С. Выготского, является корнем всякого детского творчества.
Театрализованная деятельность играет значительную роль в системе воспитания детей с особыми образовательными потребностями (И.Г. Вечканова, В.З. Заболтана, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, А.В. Никитина, Л.А. Повстян, И.В. Семенченко и др.). Этот вид деятельности является частью коррекционной работы воспитателя, в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и формирование личности ребенка.
2.  Пояснительная записка
Цель специальной (коррекционной) школы VIII вида – обучение и воспитание детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
В основе занятием театральной деятельностью с детьми коррекционных классов лежит игра, сказка, поскольку для детей младшего школьного возраста она, по-прежнему занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети моделируют вместе с педагогом реальные и вымышленные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, прививает интерес к мировой художественной культуре, учит творчески относиться к любой работе
В настоящее время в школе функционируют классы для детей со сложной структурой дефекта. И с каждым годом процент детей со сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. У многих детей наблюдается системное недоразвитие речи, не владеют навыками самообслуживания, не умеют вступать в контакт с детьми и взрослыми, такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучении и воспитания, в разработке новых технологий обучения и воспитания.
В процессе изучения научной литературе по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации их индивидуальных возможностей.
Театральная деятельность близка и понятна умственно отсталым детям, ведь в основе театра лежит игра. Разностороннее влияние этой деятельности на личность умственно отсталого ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств.
Игра в программе является ведущим видом деятельности. Игра применяется на каждом занятии в разных видах и выступает как способ взаимодействия детей, корректирует их поведение, дает возможность переключить их внимание, отдохнуть. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических и познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию речи, ее выразительности. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. Дети обучаются распознавать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Для развития двигательной активности и координированной моторики создана картотека гимнастических упражнений и подвижных игр, подобраны упражнения для пальчиковой гимнастики. Для коррекции речевого развития подобраны игры и упражнения.
При доброжелательных зрителях ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.
Для осуществления театрализованной деятельности педагогами школы (Кудряшовой В.В., Герасимовой В.А. и Шабалиной Г.Е.) разработана программа кукольного пальчикового театра «В гостях у сказки», для обучающихся со сложной структурой дефекта. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, основана на психических особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья для внеурочной деятельности, разработана для учащихся 2-3 класса. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни педагоги.
Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом.
Внеурочная деятельность – жизнь в школе после уроков. Это творческая работа и игровая деятельность. Это волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» актуальна для школы, т.к. учащиеся имеют уникальную возможность создать свою куклу, свой собственный пальчиковый театр, стать артистом и выступать перед гостями и своими сверстниками. Пусть все мечты сбываются, и мир будет ярким и красочным.

3. Цели и задачи программы
Цель программы – обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Реализуя эту программу, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняя друг друга.
Задачи:
1.Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Для выполнения этой задачи мы используем разные виды деятельности:
Трудовая деятельность и развитие моторики.
Сюжетные игры.
Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчи-
ковый, настольный).
2. Создать условия для развития активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Ознакомить детей с различными видами театров ( кукольным, драматическим, музыкальным, детским и т. д.)
4. Приобщить детей к театральной культуре (история театра, театральные
профессии, костюмы, декорации, театральная терминология, знакомство с театрами г. Сыктывкара). Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
5.Повышение уровня самооценки.
На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (дети из других классов, гости), дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках.
6.Реализация
4. Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
Запоминать слова героев спектаклей;
Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, разучивание стихов.
Задачи:
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
Учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
Произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням;
Развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния : грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.;
Пополнять словарный запас, образный строй речи.
5. Методологические принципы
В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.

Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации,когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт оприёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку, как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
6. Программное содержание
Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 5 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения, только на более высоком уровне.
Разделы программы:
« Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.
Сценические действия и театральные игры.
Основы театральной культуры.
«Мы – актёры» - постановка спектаклей
«Мы – кукловоды» - постановка кукольных спектаклей
Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.
Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 6-10 детей два раза в неделю по 30-40 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1год для учащихся 2-3 классов коррекционной школы
Курс программы имеет объём 68 часов, включая теоретические и практические занятия. Каждый раздел программы включает в себя 13-14 занятий и образно делиться на три творческих периода:
«Застольный»
«Репетиционный»
«Сценический»
В работу кружка могут быть включены посещения театров, встречи с актёрами, выезды с выступлениями в другие школы, творческие вечера.
7. Содержание программы
2 часа в неделю, 68 часов в год
1 Раздел «В начале было Слово…». Культура и техника речи.(10 часов)
Слушание, чтение и рассказывание сказок.
Виды говорения: диалог и монолог.
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Понятие «общение», говорить и слушать.
Речевой этикет в различных ситуациях.
Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
Логика речи. Составление коротких рассказов.
Стихи. Подбор простейших рифм.
Сочинение небольших сказок и рассказов.
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
Игры со словами.
Интонация речи. Выражение основных чувств.

Произведения для занятий:
Считалки
Скороговорки
Русские народные басни
Русские народные игры
Сказки, присказки
Игры в загадки
Произведения С.Маршака
Русские народные песенки
Потешки, дразнилки, небылицы

2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (12 часов)
Групповые сюжетно-ролевые игры.
Элементы сценического действия.
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
Построение диалога с напарником по заданной теме.
Как заучить роль своего героя.
Отработка дикции и чёткого произношения слов.
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
Создание образов с помощью выразительных движений.

3 Раздел Основы театральной культуры.(12 часов)
Что такое театр. Виды театров.
Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
Посещение кукольного театра.
Театральные профессии. Игра актёров.
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
Театральная афиша, театральная программка.
Посещение ЦДТ.
Виды театрального искусства.
Спектакль – результат творческого труда многих людей.

4 Раздел «Мы –актёры» - постановка спектаклей. (16 часов)
Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
Работа над отдельными эпизодами.
Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
Выбор и распределение ролей.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
Генеральные репетиции всей пьесы.
Показ спектакля зрителям.

Спектакли для постановки:
Инсценирование «Сказочка о счастье»
Колобок
«Муха-цикотуха»
«Репка»
«Терем-теремок»
«Репка» на новый лад»
«С Новым годом, теремок»
«Красная шапочка»

5 раздел «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей (18 часов)
Знакомство с видами кукольных театров.
Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением.
Создание пальчиковых кукол. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов.
Создание настольного театра.
Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы.
Обучение вождению верховых кукол.
Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации
Прочтение сценария, обсуждение содержания.
Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов.
Прогонные репетиции картин, актов всей пьесы без ширмы и за ширмой.
Генеральные репетиции всего спектакля.
Показ спектакля зрителям.

Спектакли для кукольного театра:
«Три медведя»
«Колобок»
«Волк и семеро козлят»
Три поросёнка»
«Лубяная избушка»


8. Тематическое планирование
2-3 класс - 68 часов

зан Колич.
часов Тема занятия Содержание занятия
1 1 Великая сила Слова Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки.
2 1 Мимика и жесты. Ритмопластика Инсценировка сказки «Колобок» без слов, используя мимику и жесты.
3 1 Сценические действия. Что такое сцена Создание примерной выгородки. Фантазии по сказке «Колобок».
4 1 Культура и техника речи Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.
5 1 Основы театральной культуры Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Колобок».
6 1 Кукольный театр. Пальчиковый театр. Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Три поросенка»
7 1 Кукольный театр. Пальчиковый театр. Поочерёдное проигрывание по ролям сказки «Три поросенка» пальчиковыми куклами.
8 1 Великая сила Слова Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка.
9 1 Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами. Разучивание сказки-игры «Репка». Учить правильно двигаться и говорить текст.
10 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Сказочка о счастье» Прослушивание и прочтение сказки «Сказочка о счастье», работа над дикцией.
11 2 Мы актёры. Работа над спектаклем «Сказочка о счастье» Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.
12 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Сказочка о счастье» Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.
13 2 Мы актёры. Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля.
14 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Сказочка о счастье» Премьера спектакля «Сказочка о счастье» для учащихся начальной школы на празднике Осени
15 1 Основы театральной культуры. Правила поведения в театре. Места в театре.
16 1 Культура и техника речи Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь.
17 1 Театральная игра. Игры-импровизации по сказке «Терем-теремок», «епка»Репка», «Три медведя»
18 1 Мы – кукловоды. Знакомство в настольным кукольным театром. Изготовление кукол.
19 1 Кукольный театр. Создание атрибутов и декораций для спектаклей «Три поросёнка», «Три медведя»
20 1 Кукольный театр. Проигрывание настольных кукольных спектаклей с использованием кукол.
21 1 Культура и техника речи. Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.
22 1 Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке «Красная шапочка». Создание образов героев сказки.
22 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Красная шапочка» Просмотр сказки «Красная шапочка». Обсуждение содержания и игры героев.
23 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Красная шапочка». Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.
24 2 Мы актеры. Работа над спектаклем «Красная шапочка» Проигрывание отдельных эпизодов.
25 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Красная шапочка» Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях.
26 2 Мы актеры. Работа над спектаклем «Красная шапочка» Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля.
27 2 Мы актеры. Работа над спектаклем «Красная шапочка» Генеральная репетиция с декорациями, реквизитом и музыкальным сопровождением.
28 1 Мы актёры. Премьера спектакля «Красная шапочка» на празднике «День рождение школы».
29 1 Театральная культура. Посещение Театра кукол. в ЦДТ. Просмотр спектакля.
30 1 Культура и техника речи. Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.
31 1 Театральная игра Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.
32 1 Кукольный театр. Знакомство с театральной ширмой и верховыми куклами.
33 2 Кукольный театр Основы актёрского мастерства и кукловождения. Проигрывание отдельных эпизодов для тренировки руки.
34 1 Кукольный театр. Работа над спектаклем «Три поросенка» Просмотр сказки «Три поросенка» Прослушивание и первичное прочитывание сценария.
35 1 Кукольный театр. Работа над спектаклем «Три поросенка» Изготовление ширмы и кукол с помощью родителей. Проигрывание отдельных эпизодов за ширмой.
36 2 Кукольный театр. Работа над спектаклем «Три поросенка» Окончательное распределение ролей. Заучивание текста и тренировка вождения кукол с текстом.
37 2 Кукольный театр. Работа над спектаклем «Три поросенка» Проигрывание всего спектакля с музыкальным оформлением.
38 1 Кукольный театр Премьера спектакля «Три поросенка» к празднику 8 марта.
39 1 Культура и техника речи Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом.
40 1 Основы театральной культуры Из истории русского театра. Игра скоморохов.
41 1 Театральные игры. Сюжетно-ролевая игра – телепередача «В гостях у сказки»
42 1 Мы актеры. Чтение сказки «Три медведя», обсуждение и выбор ролей.
43 1 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Три медведя», Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.
44 1 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Три медведя», Репетиция всей сказки. Подбор музыкального оформления и отработка ритмопластики.
45 1 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Три медведя», Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов).
46 2 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Три медведя», Прогонная репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой.
47 1 Мы актёры. Премьера спектакля по мотивам сказки «Три медведя», для учащихся начальной школы.
48 1 Основы театральной культуры. Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла.
49 1 Культура и техника речи. Выразительное чтение стихотворений С. Маршака. Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки стихотворения «Усатый – полосатый»
50 1 Театральная игра Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту.
51 1 Подготовка к отчетному спектаклю «Лубяная избушка»», Просмотр сказки «Лубяная избушка», обсуждение сценария, подбор ролей.
52 1 Подготовка к отчетному спектаклю «Лубяная избушка» Прочитывание ролей. Тренировка вождения верховых кукол.
54 1 Подготовка к отчетному спектаклю «Лубяная избушка» Репетиция отдельных сцен спектакля за ширмой. Изготовление декораций.
55 2 Подготовка к отчетному спектаклю «Лубяная избушка» Прогонная репетиция всего спектакля с музыкальным сопровождением.
56 1 Подготовка к отчетному спектаклю «Лубяная избушка» Генеральная репетиция спектакля с декорациями и музыкальным сопровождением.
57 1 Подготовка к отчетному спектаклю «Лубяная избушка» Премьера кукольного спектакля «Лубяная избушка» для учащихся и учителей школы.
68
9. Предполагаемые умения и навыки детей
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст выразительно.
Знают и четко произносят в разных темпах 4-7 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских авторов.
Владеют навыками кукловождения.
Знают виды и особенности театрального искусства.
Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.

10. Список информационных ресурсов
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
Газета «Педсовет» № 8 2010 г.
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы. Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
Петров И. Ф. « Театр предметных кукол». Москва, «ВЛАДОС», 2004 г.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
Сиверцева Л. А. «Школьный театр кукол». Минск, «Народная асвета», 1988 г.
Сорокина Н. Ф.«Играем в кукольный театр». Москва, «АРКТИ», 2000 г.
Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.