Конспект урока по литературному чтению 4 кл ПНШ на тему А.Чехов. Ванька


Литературное чтение
Тема: Антон Чехов «Ванька»
Цель:  Ознакомить учащихся с содержанием текста рассказа;
Задачи:
1.Образовательная:
познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Ванька»;
познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова;
проанализировать рассказ;
формировать умения: работа с текстом, выделение главного и существенного;
продолжить работу по развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, воображения; формировать качества нравственной личности;
2.Развивающая: развивать умение работать в коллективе, работать с информацией, воображение, память, мышление.
3.Воспитывающая: воспитывать дружеские отношения, чувство товарищества, интерес к изучаемому предмету.
Ход урока Содержание урока УУД
Импровизированное начало урока
– Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем удачи.
2.Актуализация знаний.
-С каким произведением знакомились на прошлых уроках?
-О чем это произведение?
-Какой вывод можно сделать из этого рассказа?
Выполнения теста
Тест по рассказу Л. Андреева «Петька на даче»
Фамилия _________________________
1. В каком городе жил Петька? ________________________________________________
2. Где работал Петька?
А) в магазине Б) в булочной В) в парикмахерской
3. Как зовут маму Петьки?
А) Екатерина Б) Надежда В) Ольга
4. Кем она работала у господ? _________________________________________________
5. О чём постоянно просил Петька мать?
_____________________________________________________________________________
6. Друг Петьки в парикмахерской:
А) Осип Б) Мишка В) Николка
7. Какие вредные привычки были у Петькиного друга?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сколько Петьке было лет?
А) 8 Б) 9 В) 10
9. Что было самым грязным- прегрязным во внешнем облике Петьки?
А) голова Б) уши В) руки и шея
10. Какую фразу произносил Осип Абрамович, когда звал Петьку?
А) Мальчик, воды! Б) Мальчик, зеркало! В) Мальчик, расчёску!
11. Кем работал Осип Абрамович?
А) парикмахер Б) слесарь В) шофёр
12. Кто объяснял Петьке, что значит стричь под польку, бобриком или с пробором?
А) Осип Абрамович Б) Николка В) посетитель
13. На чём Петька поехал на дачу?
А) на машине Б) на телеге В) на поезде
14. Где находилась дача, куда уехал Петька?
А) в Москве Б) в Царицыне В) в Царском Селе
15. С кем сравнивал автор Петьку на даче?
А) с курортником Б) с современным дикарём В) с дачником
16. Как звали Петькиного друга на даче? ______________________________________
17. Куда любил Петька ходить на даче?
А) на рыбалку Б) за грибами В) в лес
18. Какие три дела были ежедневно у Петьки на даче?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Как нравилось ходить Петке на даче?
А) босиком Б) в сапогах с толстым подошвами
20. Петька надувал щёки, когда…
А) играл в классики Б) ловил рыбу В) ехал в поезде
21. Какое печальное известие содержалось в письме, адресованном кухарке Надежде? ____________________________________________________________________
22. О чём попросил Петька свою мать после приезда в город?
А) взять его с собой Б) отвезти на дачу В) спрятать удочку
23. Поездка на дачу сломила Петьку или зародила в нём надежду на будущее?
(подчеркни нужное)
Итог: ____________
Оценка: _____________
3.Постановка цели урока
- Если вы позволите, то наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать с чтения стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги»
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь та на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
- У вас на партах тоже лежат белые листы бумаги. Подумайте, что бы вам хотелось написать на них, кому адресовали бы вы свое послание? (свободные высказывания детей)
(написание короткого письма, выражение мыслей, обращения, поздравления)
- К кому вы обратились в своих письмах, о чем написали?
- А какое отношение этот лист бумаги имеет к нашему уроку?
- Как вы думаете, почему именно такое задание я вам сегодня предложила в начале урока?
- А еще, ребята, лист бумаги, на котором написано письмо, - это мир воспоминаний; трудясь над письмом, Ванька мысленно переносился в деревню, и ему вспоминаются картины деревенской жизни. А письмо он пишет, находясь в доме сапожника Алехина – это уже реальный мир, в котором живет Ванька.
- Так какова же тема нашего сегоднящнего урока?
-Какую цель поставим?
4.Работа по новой теме
Биография А.Чехова
- А кто же является автором этого рассказа? (Антон Павлович Чехов)
Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге в 1860 году. Его отец был мелким лавочником. Характер у отца был властный и крутой.
В свободное от уроков время Антоша должен был стоять за бакалейным прилавком, взвешивать товары, отсчитывать сдачу. Учеба в гимназии не приносила радости будущему писателю. Единственный предмет, который любил Чехов, - литература.
Была у него еще одна страсть - театр. В театр приходилось ходить тайком, переодевшись. Гимназистам нельзя было посещать вечерние спектакли.
Когда Чехову исполнилось 16 лет, его отец разорился. Вся семья переехала в Москву, но Антоша остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Три года он снимал комнату. Знал нужду, зарабатывал деньги тем, что давал уроки. На летние каникулы из-за отсутствия денег не ездил к родителям.
В 1879 году Чехов после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Он хочет стать врачом, но любовь к литературе разгорается в нем с новой силой. Чехов сам начинает писать рассказы и печатать их в журналах.
А. П. Чехов - человек с добрым, чутким сердцем, остро воспринимал страдания народа. Он бесплатно лечил больных крестьян.
-Как вы думаете, о чем писал Чехов? (Предположения детей.)
Материал он брал прямо из жизни. Чехов написал много юмористических рассказов. Он смеялся над глупыми невеждами. И никогда не смеялся над бездомными, обманутыми, попавшими в беду.
Много писал о детях. Хотел разглядеть в ребенке будущего хозяина жизни. Его очень тревожила жизнь крестьянских детей. Антоном Чеховым были написаны такие произведения, как: «Ванька», «Каштанка». «Толстый и тонкий», «Вишневый сад», «Хамелеон»
Выборочное чтение и беседа по содержанию. С.152-155
- Где и когда происходят события? ( Москва, дом сапожника Алехина, темная комната, у окна, в ночь перед Рождеством)
- Кто является главным героем этого рассказа? ( Ванька)
- Что вы можете рассказать о нем? Можно зачитать отрывки, поясняющие ваши ответы.
- А вспомните другого героя, образ которого мы разбирали на предыдущих уроках. Кто он? ( Петька из рассказа Леонида Андреева «Петька на даче»)
-Чем они похожи?
Работа в парах
- Найдите отличия между этими героями, их жизнью.
Петька – ему 10 лет, не курил, не пил водку, не ругался, очень худой, веснушчатый. Выполнял однообразную работу
Ванька – 9 лет, умеет читать и писать, танцует кадриль, считает до 100. Качал ребенка, помогал на кухне, посылали за водкой, учили его красть огурцы.
- Можно ли сказать, что Ванька более развит, чем Петька (Ванька получил в детстве то развитие, которого не получил Петька. Он более развит и менее забит, в нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам)- А какие у мальчиков одинаковые проблемы? ( Бесправие, скука, их не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих, нарушают их права, их неоправданно обижают, они хотят вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства)
- Какие два мира описывались в рассказе Леонида Андреева? (город и дача)
- А о каких двух мирах Ваньки Жукова идет речь в рассказе Антона Чехова? ( у Ваньки тоже есть своя «дача», т.е мечта, она в его воспоминаниях о доме, о дедушке, о былых временах.
- Найдите эти воспоминания и зачитайте их.
- А в каком мире живет Ванька в данный момент?
- Найдите описание города.
- 1 вариант: Как относились к Ваньке в доме у господ, когда была еще жива его мать?
- 2 вариант: А как относится к нему семья сапожника Аляхина?
- Так почему же дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет, ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне, без разрешения господ он не может взять Ваньку, а господа не разрешают)
- Прочитайте те места в рассказе, где говорится о дедушке Константине Макарыче.
- Константина Макарыч был дедушкой, еще его можно назвать каким словом? (старик, пожилой человек). А вот если я вам задам вопрос, как отличить пожилого человека от молодого? Я уверена, что каждый из вас ответит на мой вопрос. А я хочу, чтобы вы показали действиями пожилого человека. А молодой человек всегда бодр, силен, в хорошей спортивной форме, быстро бегает, высоко прыгает, далеко видит все, что слева, все что справа. Молодцы! Я вижу, что вы все в хорошей спортивной форме, у вас прекрасная осанка. И можно дальше продолжить наш урок.
Чтение текста.
- Прочитайте письмо, которое писал Ванька своему деду.
- Какая часть письма Ваньки кажется вам самой драматичной?
- Какие строчки Ванькиного письма говорят о его крайнем отчаянии? («….нету никакой мочи»)
- Чем тяжелее жилось Ваньке. Тем чаще он вспоминал свою прежнюю жизнь в деревне, воскрешал в памяти наиболее приятные и радостные моменты.
- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Конечно не случайно. Ванькина мечта-вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка)- Посмотрите, чем заканчивается рассказ?
- Как вы думаете, сбудется его мечта? Дойдет ли письмо? Почему? (Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окуружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату)- А ведь может быть и другой конец этой истории. Давайте пофантазируем.
-Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются! Давайте и мы представим такой поворот событий!
(Сценка двух почтальонов)
1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!
2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
5.Итог урока. Рефлексия
- Какие чувства испытывает автор к своему герою? (не только жалость, сострадание, но и уважение – солидно подписал письмо – Иван Жуков.)
- Страшно ли вам оказаться в том времени?
С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «жестокого» и мира «добрых воспоминаний».
- Ребята, а кто из вас помнит, с чего начинался наш урок? ( с белого листа)
- Белый лист – это что-то новое, неизведанное, неопознанное. Наш урок начался с белого чистого листа. Но к концу урока мы его можем заполнить своими знаниями, своими достижениями.
- И я вам раздала сегодня благодарственные письма. Но эти письма вы подпишите себе сами. Каждый из вас должен подумать и написать, за какие заслуги или достижения вы хотите вручить себе благодарственное письмо.
- Что у вас сегодня получилось на уроке, может что-то было для вас трудным и сложным, но вы смогли справиться?
Домашнее задание
Составь устный отзыв к рассказу, т. е. расскажи своё впечатление о прочитанном.
Выразительное чтение письма Ваньки.
Написать продолжение, что могло произойти дальше с Ванькой
Выволочка – 1) наказание с применением побоев; 2) (переносное) выговор с бранью.
Заутреня – ранняя церковная служба.
Кадриль – 1) танец из шести танцевальных фигур, исполняемый четным количеством пар; музыка к танцу.
Колотушка – 1) (у ночных сторожей) устройство из дощечек для постукивания во время обхода участка; 2) деревянный молоток (спец.); 3) несильный удар кулаком (прост.).
Колодки – 1) кусок дерева, служащий основой в некоторых инструментах или приборах (рубанка, щетки и др.); 2) кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляется при шитье обуви; 3) планка для ношения на груди орденов, медалей или орденских ленточек; 4) деревянные приспособления, которые надевают арестантам на ноги, чтобы не сбежали.Куцый – щенок с коротким обрезанным хвостом.
Кучер – работник, который правит лошадьми в экипаже.
Ласка – 1) небольшое хищное животное с удлиненным телом; 2) проявление нежности, доброе, приветливое отношение.
Ледник – 1) погреб, шкаф со льдом для хранения продуктов; 2) плотная масса движущегося льда (в горах).
Людская кухня – помещение, где готовили еду для дворовых слуг.
На манер – на подобие, похожий на образец.Образ – 1) икона в церкви или в доме на стене; 2) художественный образ в литературном произведении.
Шпандырь – ремень, который применяют в сапожном деле для придерживания колодки.
Личностные УУД:
положительное отношение к уроку;
самоорганизация;
следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Личностные
Нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные
Умение полно и точно выражать свои мысли
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Познавательные УУД:
умение соотносить определение и термин;
умение работать со словарями;
познакомиться с понятием «промысел»;
умение обобщать информацию;
фиксация проблемы;
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои знания
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Регулятивные
Оценка
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Познавательные УУД:
умение соотносить определение и термин;
умение работать со словарями;
познакомиться с понятием «промысел»;
умение обобщать информацию;
фиксация проблемы;
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.
Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуальногоРегулятивные УУД:
умение соотносить свои знания