Статья Развитие читательской компетентности у младших школьников.


Эффективные методы, приёмы, применяемые на уроке в школе в условиях введения ФГОС для формирования и развития читательской компетенции учеников начальной школы

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это «мёртвый груз». И как подтверждение этому – последние исследовательские данные о том, что во время занятий дети усваивают только 3% знаний. Остальные 97% остаются за пределами их возможностей. Это не лучшим образом влияет на успеваемость. И возникает вопрос: « Как улучшить успеваемость?»
Одним из важных факторов в этом вопросе является скорость чтения. Существует понятие « оптимальное чтение», чтение в темпе 120 – 150 слов в минуту. Лучшее усвоение материала достигается именно в этом темпе. Умение бегло читать – это необходимость, без которой ребёнку будет трудно учиться дальше. К. Ушинский говорил: « Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Поэтому одной из важных задач учителя начальной школы в условиях введения ФГОС, является привитие любви к литературе и обучение детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению. Особенно в наше время компьютерных технологий, когда дети всё реже и реже обращаются к книге. И, к сожалению, уже с 1 класса от родителей всё чаще и чаще звучат фразы: «Читать совсем не хочет», « Не можем заставить читать». Начиная работу с первым классом, ввожу приём использования памяток, разработанных для родителей, которые содержат советы и рекомендации по отработке того или иного качества формирования навыка чтения у детей. Одной из первых является памятка « Как развить интерес ребёнка к чтению». И, как правило, к концу года, проблема «заставить ребёнка читать» исчезает сама по себе.
Правильность, беглость, сознательность, выразительность – эти четыре качества, которыми в методике принято характеризовать навык чтения, или читательскую компетентность. Для формирования, развития и совершенствования этих качеств, применяю различные методы и приёмы, среди которых основное место отвожу игре. Итак, в чём же ценность урока, включающего в учебный процесс игры и игровые приёмы? Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – всё это положительно влияет на усвоение материала. Во-вторых, такой урок тесно связан с жизнью, он помогает активизировать познавательную деятельность детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.
Каждый из методов и приёмов формирования и совершенствования навыка чтения нацелен на устранение таких основных причин замедленного чтения у детей, как:
- низкий уровень внимания и памяти ( ребёнок, читая четвёртое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного);
- заниженный объём оперативного поля зрения ( ребёнок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы);
- маленький словарный запас;
- регрессия – возвратные движения глаз ( многие дети, сами не замечая, читают слово дважды, как бы для верности);
- не развитый артикуляционный аппарат;
- не по возрасту подобранные произведения.
Методика моей работы по формированию и совершенствованию каждого навыка чтения основана на формуле « Четырёх В»: вообразить, восхитить, вдуматься, воплотить. Прочувствовав и пропустив каждое из этих действий через себя, дети смогут показать замечательные результаты.
Сознательность – или другими словами – понимание прочитанного. Необходимо помнить, что основным способом, способствующим формированию сознательного чтения, является связь знаний, полученных детьми при чтении с их жизненным опытом. Работу над сознательным чтением необходимо начинать с первых уроков в период обучения грамоте, несмотря на то, что многие пришедшие в школу дети не только ещё не читают, но и не знают букв. После знакомства с гласными и согласными звуками, использую игровую методику по системе Занкова « Шапочки – Звуковички». Каждый из детей надевает на себя разноцветную шапку. Цвета соответствуют цветам звуков на ленте букв. Красная шапка – гласный звук верхнего ряда, делающий предшествующий согласный твёрдым, шапка в красно-белую полоску – гласный звук нижнего ряда, делающий согласный звук мягким и т. д. Каждое занятие учащиеся меняют цвет своих шапок. Начинать можно с общей характеристики звука. Учитель говорит, что встают все гласные звуки, и поднимаются все дети, на которых шапки красного и красно-белого цвета. Можно попросить подняться гласных нижнего ряда, тогда встают дети только в красно-белых шапках. Когда общая характеристика звуков отработана, можно просить подниматься детей соответствующих, например, звуку (Н). Поднимаются дети в синих шапках со звоночками. Для работы в группах детям предлагается уже выстроиться «живой звуковой схемой» к предложенному для них слову. Например, к слову «лиса» после анализа и обсуждения выстраиваются дети в таком порядке: зелёная шапочка с колокольчиком, красно-белая, синяя без колокольчика и красная. Чтобы отследить, как дети усвоили материал с йотированными буквами, даётся слово, в котором есть такая буква, например, « ель». Планируемые результаты заносятся и отслеживаются по таблице:
Умение отличать гласные и согласные звуки Умение составлять характеристику данному звуку Умение строить звуковые схемы слов Умение выделять йотированные буквы в словах
Ф. И. Эффективен метод иллюстрирования. Ежедневно прослушивая с детьми небольшие произведения, создаём иллюстрации к ним. Каждый детский рисунок – показатель того: как ребёнок осознаёт прочитанное. Выделяет ли он главных героев, их образ, действия, обстановку и т. д. Дети очень любят рисовать. Обязательно организуем выставки работ и проводим игру «Экскурсия», во время которой дети свободно перемещаются по классу, имея возможность рассмотреть каждую работу и с помощью «Смайликов» оценить лучшую на их взгляд иллюстрацию, объясняя, почему они так решили. Всё это способствует развитию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД, перечисленных в технологической карте урока.
Большое значение для формирования сознательного чтения имеют различные виды словарной работы. Наряду с традиционными: демонстрация предмета или картинки, экскурсия с целью наблюдения этого предмета, поиск и рассказ о предмете учителя или ученика, описание предмета, обращение к составу слова, ассоциации к слову, используются разработанные мною игровые приёмы: «Словарное лото» и «Змейка». Как и в обычной игре в лото, дети получают карточки, только на них напечатаны словарные слова. Они знакомятся с ними зрительно, затем по команде закрывают фишками те слова, которые слышат от учителя. Победитель получает небольшой приз, это может быть наклейка, конфетка и т. д. Все слова напечатаны на карточках разного цвета. Это сделано специально, т. к. неоднократно доказывалось влияние того или иного цвета на психомоторные функции человека. Подвижные дети работают с карточками успокаивающих цветов: жёлтыми, зелёными. И, наоборот, вялые, пассивные ученики получают ярко-красные, оранжевые цвета, стимулирующие работу коры головного мозга. Игра «Змейка» - это набор карточек со словарными картинками для зрительных ассоциаций. Работа проводится в группах по рядам. Ученик на первой парте получает пачку карточек, а сидящей на последней – конверт, в который будет складывать эти карточки. Переворачивая карточку, ребёнок зрительно знакомится со словом, затем закрывает глаза и произносит это слово 3 раза, мысленно воссоздавая увиденное на карточке. Потом передаёт карточку соседу. Карточки переходят от одного ученика к другому, напоминая движение и шуршание змеи. Побеждает группа, быстрее всех собравшая карточки в конверт.
Работая над планом прочитанного произведения, творческим пересказом, проводя беседы по прочитанному, дети учатся глубоко осмысливать произведения и выражать собственное отношение к прочитанному. Со 2 класса вводится приём - размышление «Мои мудрые мысли». Ведётся специальная тетрадь, в которой дети учатся выражать свои собственные мысли о прочитанном или увиденном. Обязательным условием работы с такими тетрадями является наличие у ребёнка орфографического словаря для предотвращения неправильного написания слов. Вот что попытались высказать мои ученики на выходе из 4 класса, познакомившись с рассказом Ю. Яковлева «Полосатая палка» и размышляя над вопросом «Какую, по-твоему, роль играет в рассказе полосатая палка?»
« Мне кажется, что эта полосатая палка хоть и существует на самом деле, но в рассказе она выполняет ещё и символическую роль. Мама и бабушка часто говорят, что наша жизнь идёт полосами: чёрную полосу (плохую) обязательно сменит белая (хорошая). Так и в этом рассказе. Правда хочется, чтобы чёрных полос в моей жизни было как можно меньше, и для этого надо очень постараться быть добрым, внимательным не только к себе, но и к другим людям». Смолянченко Оля.
«Эта палка – сигнал не только для машин, но и для каждого человека. Она как бы показывает: стоп, остановись, пока ещё не поздно, перестань делать плохо, делай хорошо и у тебя обязательно получится». Козюра Алёша.
Также для работы над осознанным чтением используется метод работы с тетрадями – тренажёрами М. В. Беденко «Смысловое чтение», выпущенными издательством ВАКО в прошлом году. Они содержат в себе материал, который позволит подготовить учащихся младших классов к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами; обучая их критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения. Правильность чтения. Подразумевается чтение без искажений, т. е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Работая над правильностью чтения, необходимо помнить об обязательном каждодневном выполнении различных упражнений. Одним из таких упражнений с первых дней пребывания ребёнка в школе, является разучивание наизусть небольших стихотворений и прозы в классе, которые у нас сложились в тематическое сопровождение уроков. Другими словами, каждый наш урок, будь то математика, чтение или окружающий мир, мы с учениками начинаем с хорового чтения наизусть четверостишия, чётко проговаривая каждое слово в нём. Также ежедневно работаем с детьми со специальными словами и текстами, собранными на отдельных листах. Начиная с простых, которые называю «Спотыкание о согласные» ( видя несколько согласных букв подряд, дети часто спотыкаются при чтении – стразы, поздравляю, вспрыснул, поэтому необходимо периодически давать ребёнку читать такие слова) и « Изменившие букву» ( чтение слов, отличающихся только одной буквой – кот-кит, кот-рот, лес-вес), и заканчивая сложными, редко употребляемыми словами и скороговорками. Обычно работа над одним листом занимает у нас неделю. Важно также проводить работу по предупреждению ошибок чтения. Здесь можно использовать приёмы работы с разрезной азбукой, набор слов детьми на компьютерах или планшетах, хоровое чтение вслух трудных слов в таком порядке: по слогам – частями – целиком. Нельзя забывать, что на правильность чтения влияют такие факторы, как поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом (обязательно следить и поправлять детей); предварительное чтение «про себя», а также образцовое чтение учителя. При этом часто используем игровой приём «Мнимое слово». В ходе чтения учитель специально произносит слово неправильно, дети прерывают чтение хлопком в ладоши и прочитывают слово с исправлением. Это привлекает детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. В дальнейшем, дети также следят за правильным чтением текста одноклассниками. Сигнал «хлопок в ладоши» возвращает чтеца к допущенной ошибке и даёт возможность её исправить.
Под беглостью чтения подразумевается такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Важно учитывать следующие рекомендации:
- начинать с небольшой зрительной разминки, когда дети моргают в течение 1-2 минут, что способствует улучшению кровообращения;
- помнить, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений;
- использовать жужжащее чтение;
- проводить ежеурочные пятиминутки чтения;
- добиваться от родителей контроля обязательного чтения детей перед сном и соблюдения режима «щадящего» чтения (если ребёнок не любит читать);
- не забывать о стимулировании учащихся ( в нашем классе это специальная таблица «Так мы читаем»; на ней около фотографии каждого ребёнка обозначается каждая прочитанная им книга; в конце четверти лучший читатель награждается специальным призом).
Что же влияет на беглость чтения?
Развитие оперативной памяти. ( Проведение слуховых и зрительных диктантов по методике авторов Н. Зайцева и И. Федоренко – специалистов, занимающихся скоростью чтения) 2. Развитие переферического зрения ( угла зрения). ( Используются для работы таблицы Шульте. В них случайно располагаются числа или буквы для быстрого нахождения их по порядку. Искать цифры или буквы нужно беззвучным счётом про себя и указывать их карандашом. Перед началом ребёнок фиксирует взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены). 3. Развитие умения антиципации ( смысловой догадки). ( Начинать с работы над словами, в которых пропущены буквы или слоги, переходя на предложения и текст. Очень нравится детям приём работы с перевёрнутым текстом. Дети должны постараться прочитать перевёрнутый текст, что способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетанию буквенного анализа со смысловым окончанием слова. Также использую такие приёмы работы с текстами, которые мы с детьми называем «Тексты с заплатками», или «Тексты с пропусками».
4. Формирование устойчивого внимания и памяти. ( Начиная со 2 класса вводится разработанный мною приём «Минутка славы», когда каждый ребёнок должен выбрать дома понравившееся ему стихотворение ( не по программе), выучить его и рассказать всему классу, объяснив, чем же оно ему так понравилось. При работе с текстом использую игровые приёмы «Сыщики», «Игра в прятки», «Чтение с остановкой». Объявляю детям, что сегодня они – сыщики и должны отыскать в тексте определённое слово и выделить его. Кто первый нашёл слово – тот лучший сыщик. Этот приём формирует способность видеть целостный образ слова и развивает словесную память. «Игра в прятки» - начинаю читать текст не с начала, а где попало, называя только страницу. Дети должны найти и подстроиться под моё чтение. «Чтение с остановкой» - чтение сначала детьми текста «про себя» до команды «Остановись». Ученики отрывают головы от книг, закрывают глаза, отдыхая при этом, а по команде «Начинай» - должны найти то место в книге, где закончили и продолжить читать. Часто при чтении текста используется приём звукового сопровождения, когда играет спокойная музыка.
5. Предупреждение повторов при чтении. ( Используем при чтении текста закладку. Только ребёнок движет этой закладкой не под строкой, а закрывает уже прочитанное слово. Это исключает повторы и наращивает темп). 6. Развитие артикуляционного аппарата. ( Это различная артикуляционная гимнастика, проводимая в начале каждого урока. Она совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь чёткой. Кроме специальных упражнений для губ, щёк, языка, сюда относится чтение скороговорок по- разному: шёпотом и медленно, громко и уверенно, пословиц и поговорок.
7. Еженедельные замеры техники чтения, проводимые родителями дома по специально подготовленным текстам.
Выразительность чтения – умение с помощью темпа, интонации передать чувства и отношение автора. Использую такие приёмы и методы, как:
- дыхательная гимнастика ( упражнения «Задуй свечу», «Семья Криворотых», « Мыльные пузыри», «В лифте»);
- разноголосое чтение ( прочитай стих или отрывок так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока и т. д.);
- интонационная разминка ( работа с таблицей гласных, чтение одного и того же предложения разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шутливо; чтение предложение с выделением голосом в нём разных слов;
- приём подражания учителю.
Со 2 класса начинаем участие с детьми в проекте «Создай диафильм», в котором можно увидеть и услышать отработанные у детей навыки качества чтения. Работая над каким-нибудь произведением, делим его на части и сначала по группам создаём словесные картины к каждой части, затем превращаем их в иллюстрации. Выбираем лучшие и точно передающие смысл частей рисунки. Выстраиваем из них ряд сменяющих друг друга действий произведения и проводим конкурс на лучшего чтеца, который потом озвучивает получившийся диафильм в нашем проекте. И огромное влияние оказывает на детей наш классный кукольный театр. Разучивая различные роли, вживаясь в образ того или иного героя, изображая его, дети, сами того не замечая, делают огромный шаг на пути постижения искусства быть «Читателем».
Использование различных методов и приёмов, перечисленных выше, способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. По итогам проверки техники чтения в конце года и по подсчёту прочитанных книг в школьной библиотеке, дети показывают себя «лучшими читателями».
Оценивание достижения планируемых результатов фиксируется в специальной технологической карте ребёнка, на которой очень хорошо видно, какого уровня развития в конце года достиг каждый из учеников.

Индивидуальная технологическая карта обучающегося «Развитие навыков чтения»
1 класс «____» Ф.И. учащегося ______________________________
Формируемые
умения и навыки
Первый триместр Второй триместр Май (итоговые данные) Уровень
развития
1. Речевое развитие:
• пересказ услышанного чтения текста учителем
• ответы на поставленные вопросы • составление предложений по иллюстрациям
2. Читает:
по буквам
по слогам по слогам и целыми словами целыми словами
3. Постановка ударения 4. Выразительность чтения:
• четко проговаривает
• соблюдает интонацию 5. Понимание прочитанного учащимся:
• отвечает на прямой вопрос учителя по прочитанному• строит план текста с помощью иллюстраций
• восстанавливает пропущенные слова, предложения в тексте • пересказывает с опорой на помощь учителя
• пересказывает без опоры на помощь учителя
6. Чтение наизусть
7. Составление собственного рассказа:
• по иллюстрации • по наблюдению
8. Прочитывает количество слов в минуту