Доклад «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС в сельской школе»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области



Доклад
«Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС в сельской школе»



Подготовила
заместитель директора по УВР
Жерновая Любовь Александровна









с. Старая Калитва

2015 год
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь. (А.П. Чехов)
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, так как в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

·         отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью;
резкое снижение физической подготовки молодежи;

·    отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей.
Все это происходит на фоне пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессии и рекламы алкогольной продукции, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей, при полной безнаказанности за содеянное. Данная ситуация приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.            Поэтому задача духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время.        Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школах единой системы духовно-нравственного воспитания. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Духовно-нравственное развитие по «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:
воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;
формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Можно выделить следующие направления системы духовно-нравственного воспитания в школе:
















Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность в себе;
Классные руководители работают над решением следующих задач:
воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
  Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и огорчений. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, любить свою Родину, гордиться её достижениями. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности. Эти качества должны закладываться у детей с раннего детства.
Воспитательный процесс в урочное время планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеурочная деятельность является  продолжением начатой на уроке работы. При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Это конкурсы рисунков, выставки поделок или музыкальное представление, спортивные состязания.
Мы воспитываем у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. С детьми проводятся беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла: «Дарите людям доброту!», «Давайте жить дружно», «Дружба и взаимоотношения в коллективе», «Добро и зло», «Ты в этом мире не один».
На классных часах, во внеурочной деятельности большое внимание уделяется гражданско-правовому воспитанию. В школе проводятся встречи с работниками правоохранительных органов, где ребята получают информацию о своих правах и обязанностях, об ответственности за правонарушения.
Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. По патриотическому воспитанию детей проводятся внеклассные мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, о детях-героях, о научных достижениях нашей страны; конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляю просмотр документальных и художественных фильмов о войне, современных достижениях науки и техники. Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.
Мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Наш край богат знаменитыми людьми: учёный- востоковед Андрей Евгеньевич Снесарев (в 2015 году исполняется 150 лет со дня его рождения; все мероприятия проводимые в школе в этом году приурочены к этому знаменательному событию), писатель Виктор Викторович Будаков, академик Геннадий Николаевич Руденко , поэт, член союза писателей Светлана Алексеевна Ляшова-Долинская. Не менее важным этапом работы по краеведению является связь с социосредой (родителями, учреждениями, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я и мой край”), значения Россошанского района в истории и культуре России (“Моё село», «Мой край», «Мое Отечество”).
Изучению истории родного края отводится значительная часть мероприятий, проводимых в школе. Это и встречи с народными умельцами, местными поэтами, художниками, экскурсии в природу, на предприятия нашего села, в школьный краеведческий уголок, который в нашей школе работает с 1965 года и включает следующие разделы экспозиций:1. Семья Снесаревых; 2.Военачальник; 3. Научные труды; 4. Поиск; 5. Они сражались за Родину; 6. Память, память, за собою позови ; 7. Учителя, участники войны; 8. Со школьного порога шагнувшие в войну; 9. Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд; 10. Герои труда; 11. Муза, учителя воспой;12. Как это было
Школа тесно сотрудничает с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Проводятся встречи с представителями церкви, организовываются совместные с церковью праздники. При храме Успения Пресвятой Богородицы работает Воскресная школа, в которой занимаются наши дети.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год у нас работает трудовое объединение детей от ЦТА, которое наводит порядок на территории Старокалитвенского поселения, дети ухаживают за памятником погибшим в годы Великой Отечественной войны. Во внеурочной деятельности по данному направлению дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека. В течение учебного года проводятся беседы, викторины, конкурсы рисунков, игры, которые посвящены экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной природе.
Немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения играют мероприятия спортивно-оздоровительного направления. На протяжении ряда лет наша школа занимает призовые места в районных первенствах по воллейболу, баскетболу, футболу. Ребята побеждают и в других спортивных соревнованиях. В этом году у нас построена многофункциональная спортивная площадка, что поможет разнообразить физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Художественно-эстетическое направление реализуется через организацию и проведение вечеров «Осенний бал», «Новогодний карнавал», через традиционные мероприятия «День знаний», «Последний звонок», «Папа, мама, я – читающая семья», выступления в Старокалитвенском КДЦ с номерами художественной самодеятельности, библиотечные часы, литературные гостиные.
Красной нитью через все направления системы духовного и нравственного воспитания проходит связь школы и семьи. Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовного и нравственного воспитания учащихся играет участие родителей в общешкольных и внеклассных мероприятиях таких как: конкурс рисунков «Моя семья», фотовыставка «Милые, родные, сердцу дорогие», праздник – конкурс «Самая читающая семья», спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник – конкурс «Семья вместе – душа на месте». Совместно с родителями проводятся спортивные эстафеты, веселые старты, соревнования, игры и турпоходы, прогулки на свежем воздухе, что оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. На таких мероприятиях учащиеся учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям  взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Родители-первые помощники воспитателя и учителя. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у   ребенка, играет положительную роль  для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается  самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьным делам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей, черствость и цинизм. Поэтому с родителями мы стараемся наладить тесную связь и сотрудничество, проводим беседы по поводу  духовного и нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье такие как «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть», «Ежели вы вежливы» и др., привлекаем к участию в конкурсах, выставках, приглашаем на утренники, посвященные «Дню матери», 8 Марта, 23 февраля, православным праздникам «Рождество Христово», «Масленица», «Светлое Христово Воскресение», на праздничные вечера, спортивные состязания.
Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
Мы пытаемся возродить народные праздники - «Рождество Христово», «Масленица», «Вербное воскресение». Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты - художественные и артистические, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, веру в себя, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Мы, педагоги, надеемся на то, что наш труд, наше стремление и желание воспитать каждого своего подопечного не только, как всесторонне - развитую личность, но и как доброго и порядочного человека, не пройдут даром. Используемые в школе методические разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так актуально сегодня.

Краеведческое



Патриотическое


Экологическое


Система
Духовно-нравственного
воспитания

Гражданско-
правовое

Художественно-
эстетическое

Спортивно-
оздоровительное




15