«Актуальность применения интерактивных технологий для реализации ФГОС»


«Актуальность применения интерактивных технологий для реализации ФГОС»
То, что воспитание всегда являлись важнейшей задачей школы известно всем. Обращаясь к классикам советской педагогики, следует вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка».
Законодательная база последних лет менее лирична, но и она признает лидерство воспитания в образовательном процессе. Какая же задача ставится во главе угла? Это - воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Планка высока и масштаб велик! Однако, реализовывать эти грандиозные задачи необходимо нам, здесь и сейчас.
На самом деле пути решения найдены давно, и давно известны способы как идти в направлении, которое теоретики связывают повышением уровня метапредметности урока и личностной результативности ученика, что, несомненно, будет работать на реализацию воспитательной задачи!
Одним из таких верных путей является широкое использование в работе интерактивных технологий. Почему именно они? Интерактивное обучение основано на активном взаимодействии субъектов образовательного процесса. В этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика.
Самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: • выявление многообразия точек зрения; • обращение к личному опыту участников; • поддержка активности участников; • соединение теории и практики; • взаимообогащение опыта участников; • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; • поощрение творчества участников. Особенности организации: - Опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания. - Ведущая роль - активности учащихся. - Роли учителя: - информатор-эксперт - излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д; - организатор-фасилитатор - налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий и т.д.). - консультант - помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Внимание! Технология предполагает: - большие затраты труда учителя при подготовке; - сложность точного планирования результатов; - высокие энергозатраты ведущего. Судите сами!
Для того чтобы интерактивная деятельность была успешной, учитель должен: – продумать и оптимально организовать учебное пространство, подготовить вспомогательный материал; – обеспечить психологическую готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе; – нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и на поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта (сочетание познавательной и социальной мотивации); – вовлечь всех учащихся в диалоговую деятельность; – продумать ход занятия и регламент, обеспечить строгое их соблюдение. Задачи не легкие, но при умелом использовании интерактивные технологии очень эффективны.
В чем же залог успеха?
Подготовка к уроку (занятию) на основе интерактивного обучения начинается с формулировки его темы, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе условие для столкновения различных точек зрения, версий не будет обеспечено.
Создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления.
Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими.
Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения, а также критического мышления. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Критическое мышление не является отдельным навыком, оно сочетает в себе следующие умения:
– выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; – аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; – брать на себя ответственность; – работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; – задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; – решать проблемы; – вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; – участвовать в совместном принятии решения; – выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
На основе этих позиций предлагается разработка ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ГЛОАБЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРМЕННОСТИ» (обществознание 111 класс)
Цель: Способствовать формированию собственной мировоззренческой позиции учащихся по поводу глобальных проблемах современности. Задачи: 1. Организовать коллективное обсуждение глобальных проблем современности, выяснить необходимые условия для их решения, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. 2. Акцентировать внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении. 3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах и коллективно. 4. Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее. Достижение поставленных целей предполагается через: • опору на личностный социальный опыт учащихся; • отработку универсальных умений и навыков (анализа социальной действительности, определение причинно-следственных связей, выявление качественных характеристик проблем, работу с понятийным материалом, умения вести дискуссию); • атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы. Вопросы, на которые требуются ответы, задания, упражнения, которые учащиеся выполняют, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер, что позволяет активизировать творческую, поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Задания выполняются индивидуально, в группах, по парам. На занятии уделяется большое внимание развитию личностных качеств учащихся: формированию мотивации жить в гармонии с окружающим миром, коммуникативных способностей, умению сотрудничать, понимать других людей, приходить в сложных вопросах к согласию, рефлексии. Занятие базируется на идеях гуманно-личностного подхода в образовании, а также с учетом современных педагогических технологий: технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества, технологии развития критического мышления, игровых технологиях. МОТИВАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП УРОКА: - Трудности, проблемы есть у каждого возраста. - Скажите мне, пожалуйста, с какими трудностями приходится сталкиваться ВАМ? - Данные опроса (комментарий) - А при какой ситуации эти проблемы могут уйти на второй план? ОТВЕТЫ - Это такие ситуации, при которых существует угроза жизни вам или вашим близким. ОТВЕТЫ - А бывают такие проблемы, когда под угрозой находятся жизни многих людей, жителей нескольких стран. - Эти проблемы вам конечно же известны! - Давайте назовем их. ВИДЕОРЯД! Предотвращение угрозы новой мировой войны. Демографическая проблема. Экологические проблемы. Энергетическая и сырьевая проблема. Предотвращение отсталости развивающихся стран. Борьба с международным терроризмом. Наркомания. СПИД и др. - Чем эти проблемы отличаются от наших, личных? - Обозначьте ТЕМУ НАШЕГО РАЗГОВОРА! «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ» ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА: - А что значит слово “глобальные”? - Подберите синонимы! ОТВЕТЫ - Научное значение слова “глобальный” таково. Глобальный (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - шар) 1) охватывающий весь земной шар, всемирный; 2) всесторонний, полный, всеобщий. - Планетарный характер – одна из черт глобальных проблем! - Давайте сейчас выберем три глобальные проблемы, решение которых на ваш взгляд имеют первостепенное значение! - Попробуем прийти к коллективному решению! РЕШЕНИЕ - Обоснуйте свое решение! МНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ - Поднимите руки - Кто считает, что самой важной проблемой, требующей первоочередного решения, является проблема - образует: _________________ группу № 1 _________________ группу № 2 _______________ __ группу № 3 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП - Сейчас все вы являетесь экспертами по своим проблемам. - Напоминаю, что… - Эксперт – (от лат. expertus — опытный) — сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать свое мнение по поводу какого-нибудь дела, вопроса. ВЫХОД - Представьте, что я - владелец огромного капитала. Уважаемые эксперты Докажите, что ваша проблема наиболее актуальна! - Подготовьте для меня убедительные аргументы того, что именно ваша проблема несёт наибольшую угрозу человечеству, чтобы я смог профинансировать программу по решению выбранной проблемы. - При подготовке выступления используйте памятку. ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ВЫБРАННОЙ ТЕМЕ: Вспомните, что вы уже знаете по этой проблеме. Уясните, что надо доказать. Определите важность доказываемого. Подберите в определенной последовательности аргументы, доказательства. Составьте устное краткое (!) изложение своей позиции. Выберите представителя от группы, который будет представлять ее мнение. - Время для подготовки 3 минуты. ПОДГОТОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ - Спасибо, экспертам! - Более убедительными были __________________. Я финансирую их проблему, но как быть с теми, что остались, и что не прозвучали?! - Будет ли снята проблема угрозы человечеству, если я профинансирую ту проблему, которую выбрал? ОБСУЖДЕНИЕ -Какой вывод? Все глобальные проблемы взаимосвязаны. - Мы с вами определили, какие проблемы называются глобальными, выяснили их отличительные черты, решили, что все их решать надо одновременно, так как они взаимосвязаны. - Вопрос следующий, а КТО будет решать эти проблемы? - А на ком же лежит большая ответственность в решении глобальных проблем? - Давайте проведем небольшое голосование! Предлагаю три варианта. • Правительство; • Общественные движения; • Лично каждый; Другое мнение. - Проголосуйте. Кто за …….? (Встаньте на место выбора) - Аргументируйте свой выбор! ГОЛОСОВАНИЕ - А я хочу вам, предложить еще один вариант – о котором говорят многие деятели науки и культуры, все кому небезразлична судьба человечества. ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ! - Вывод: глобальные проблемы решать нужно всем вместе. РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП УРОКА - Если взглянуть на нашу планету из космоса, то она покажется нам очень маленькой. Все космонавты, побывавшие в космосе, говорят: «Земля маленькая!» - А очень известный журналист Василий Песков сравнил нашу Землю с яблоком. Все живое на ней – деревья, растения, животные, птицы, рыбы, люди – образуют «кожуру жизни» на планете. Тонкую, хрупкую, которую легко повредить! (ЯБЛОКО) ПЕРЕДАЧА ЯБЛОКА ПО КРУГУ - Я хочу, чтобы наша планета была безопасной для всего живого…(говорят), а чего хотите вы? - Наш разговор хотелось бы закончить философскими словами. Воспользуемся мнениями известных людей. - Какое из изречений вы бы выбрали эпиграфом к нашему обсуждению? - Свой выбор обоснуйте. ВЫБОР «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе». «Новый завет» «Все ответственны за всех» Н. Бердяев. «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» А. де Сент-Экзюпери. «Мы не унаследовали Землю у своих родителей. Мы её взяли в займы у своих детей» Ли Талбот ОБОСНОВАНИЕ - Задумайтесь - Если глобальные проблемы не будут решаться, есть ли уверенность, что вы сможете решить свои личные? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Эпиграф: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась…сбила под собой комок масла и выбралась из горшка» - Одной из составляющих экологической проблемы – является проблема бытового мусора. - Придумайте как можно большее количество способов вторичного использования ржавых гвоздей (стеклянных бутылок, жестяных крышек и др.)
АНАЛИЗ ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ» Начало занятия. Содержание деятельности: - Вопрос о трудностях молодежи; - Выход проблемы глобального характера; - Перечисление данных проблем. Цели, методы и приемы данного этапа: Создание положительной мотивации; Опора на жизненный опыт; Создание проблемного поля. Актуализация имеющихся знаний по теме обсуждения. Выход на тему. Основная часть занятия. Содержание деятельности: - Определение темы. -Работа с понятиями, выявление масштабности и значимости глобальных проблем. - Выбор 3-х самых значимых проблем. - Распределение на группы. Цели, методы и приемы данного этапа: Расширение понятийного аппарата. Создание понятийной и теоретической базы для оформления собственных высказываний по теме занятия. «Мозговой штурм» (коллективный) Ранжирование. Участие в совместном принятии решений. Выработка умения приходить к коллективному решению. Культура спора. Содержание деятельности: - Экспертиза проблемы. -Составление выступления по проблеме. Цели, методы и приемы данного этапа: «Мозговой штурм» (групповой) Актуализация имеющихся знаний. Выработка умения выражать свои мысли. Работать в группе, прислушиваться к мнению окружающих. Брать ответственность. Памятка для подготовки выступления. Примечание: Метод «Мозгового штурма» Формы: - групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); - групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); - индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи). При проведении «мозгового штурма» возможны лишь уточняющие вопросы, абсолютно неприемлемы критические замечания и промежуточные оценки, а поощрение и поддержка партнеров приветствуется. Участники должны формулировать суждения и идеи кратко и четко, действовать по принципу «чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма». Содержание деятельности - Публичные выступления (памятка); Игра "Олигарх" - Выводы о взаимосвязи глобальных проблем. Цели, методы и приемы Социо – игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Социально – ориентированные навыки ФАНДРАЙЗИНГА. Развитие творческого и критического мышления, артистизма. Умение выступать публично. Отстаивать свое мнение, выслушивать чужое. Опора на личностный социальный опыт и факты социальной действительности. - Ролевая игра «Олигарх»; Примечание: ФАНДРАЙЗИНГ (англ. fundraising) — деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей. Организация ФАНДРАЙЗИНГА предполагает: - поиск потенциальных источников финансирования; - обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров; - формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами; - формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации. Содержание деятельности: - Кто будет решать проблемы? ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАН - ? ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ? КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК - ? ГОЛОСОВАНИЕ - Вывод о совместном решении проблем. Цели, методы и приемы на данном этапе: Умение сделать выбор, аргументировать его. Вовлечение в диалоговую деятельность. Опора на личностный социальный опыт. Выработка собственной позиции. Участие в дискуссии. Рефлексивно - оценочный этап урока: Содержание деятельности: - Выводы по теме разговора. - Личностные пожелания ЗЕМЛЕ. - Анализ высказываний. Выбор ЭПИГРАФА. - Вопрос о собственных трудностях. - Итоги урока. – Творческое задание. Цели, методы и средства на данном этапе урока: Рефлексия темы разговора. Игровой момент – ЯБЛОКО. Упражнение «ФИЛОСОФСКОЕ ДРЕВО». Выработка собственного мнения на основе осмысления различного опыта, идей и представлений. Риторический вопрос - Открытый вопрос. Развитие творческого мышления.
Таким образом, на занятии уделяется большое внимание развитию личностных качеств учащихся: формированию мотивации жить в гармонии с окружающим миром, коммуникативных способностей, умению сотрудничать, понимать других людей, приходить в сложных вопросах к согласию, рефлексии.
Эти проявления очень актуальны и отвечают требованиям времени. В целом, хотелось бы отметить, что самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки. Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников. Благодаря интерактиву воспитательный процесс становится более эффективным.