Развитие информационных технологий, их роль в учебном процессе

Развитие информационных технологий.
Емельянова Н.В.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Старооскольский агротехнологический техникум
г. Старый Оскол

В настоящее время все более возрастает роль информационных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
– обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
– развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
– создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные информационные технологии [2].
Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам к креативной модели. Специалисты считают, что развитие традиционных и новых технологий должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что, в свою очередь, позволяет говорить о принципиально новом измерении образовательной среды глобальном, измерении, существующем в реальном времени и ассоциирующем в себе всю совокупность образовательных технологий. Основные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов в образовательном процессе:
Информационная перегрузка - это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:
доступ к большому объему учебной информации;
образная наглядная форма представления изучаемого материала;
поддержка активных методов обучения;
возможность вложенного модульного представления информации.
Выполнение следующих дидактических требований:
целесообразность представления учебного материала;
достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.
Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.
В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования информационных технологий:
Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:
компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).
Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM.
Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.
Информационные среды на основе баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.
Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.
Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.
Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.
Геоинформационные системы, которые базируются на технологии объединения компьютерной картографии и систем управления базами данных. В итоге удается создать многослойные электронные карты, опорный слой которых описывает базовые явления или ситуации, а каждый последующий - задает один из аспектов, процессов или явлений.
Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от искажений при передаче, от подслушивания и т.д.).
Различные подходы к определению образовательной технологии можно суммировать как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей. Информационные образовательные технологии возникают при использованием средств информационно-вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:
– техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);
– программно-техническая (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);
– организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).
Сегодня невозможно представить образовательную деятельность, в которой бы не применялись ЭВМ. Чем шире использование ЭВМ, тем выше интеллектуальный уровень обучающихся, тем больше возникает интереса к информационным технологиям.

Литература:
Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 1999. С.21
Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315