Эффективность и действенность внутришкольного управления. (анализ работы школы)


Эффективность и действенность внутришкольного управления.
(анализ работы школы)
Автор: директор МОБУ СОШ № 54 Гришина Н.Г.
Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи. Главная задача изменений – обеспечение современного нового качества обучения с применением компетентного подхода, создание новой эффективной образовательной системы с действенным управлением, которое будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества, государства. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решить данные задачи возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на основе четко спланированной деятельности, сочетающей принципы единоначалия с демократичностью школьного уклада. Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются: равенство возможностей для получения качественного образования учащимися школы, свобода выбора, терпимость, плюрализм, вовлечение в управление всех участников образовательного процесса.
Цель анализа: Определить уровень продуктивности управленческой деятельности администрации, выявить степень реализации поставленных перед педагогическим коллективом целей и задач образовательной деятельности в 2014-15 учебном году по реализации программы развития школы, определить условия, обеспечивающие успех, выявить причины, породившие недостатки.
В 2014 – 2015 учебном году педагогический коллектив работал над реализацией второго этапа программы развития «Школа ключевых
компетенций». Второй этап – это Основной этап ( с 01.09.2014 по
31.082016гг.) .Цель этапа: Переход образовательной организации в новое качественное состояние.
Цель программы развития: создание единого образовательного пространства для формирования модели компетентного выпускника.
Согласно программе развития школы «Школа ключевых компетенций» вся работа педагогического коллектива строилась по следующим направлениям:
Достижение нового качества образовательных результатов – формирование ключевых образовательных компетенций учащихся школы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и целью Программы развития.
Развитие педагогической компетентности для внедрения и совершенствования методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода.
Изменение системы оценки качества образования через совершенствование методов, процедур и содержания экспертизы, оценки и мониторинга качества образования.
Создание новой модели качества условий образовательного процесса в рамках компетентностного подхода. Внесение изменений в организацию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования для создания ситуаций социального взаимодействия как механизма позитивной социализации учащихся.
Изменение системы управления в соответствии с заявленной целью Программы развития.
В течение 2014-2015 учебного года администрация школы и весь педагогический коллектив работали над реализацией задач по обеспечению результативности образовательного процесса:
1.Разработка нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность школы в рамках ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, реализации ФГОС, Программы развития.
2.Создание условий для достижения педагогическими работниками необходимой профессиональной компетентности для эффективного внедрения в практику современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, способствующих достижению качественных образовательных результатов.
3.Создание условий для достижения нового качества образовательных результатов- системы компетенций учащихся школы в соответствии с государственными образовательными стандартами и целями программы развития.
4.Ориентация воспитательной деятельности ОО на реализацию профессионального потенциала обучающихся в рамках компетентностного подхода в соответствии с реальными потребностями общества на рынке труда. 5.Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
Для реализации поставленных задач были созданы условия:
Разработана нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность школы в рамках реализации ФГОС, Программы развития.
составлен учебный план школы, в котором соблюдены нормы максимальной учебной нагрузки, обеспечен региональный и школьный компонент;
организованы элективные и курсы по выбору для учащихся 8-11 классов;
проводилось   отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения;
велся анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причины;
проводился мониторинг профессиональных предпочтений учащихся и адаптации выпускников школы в социуме;
проводился мониторинг уровня воспитанности, ценностных ориентаций учащихся;
предоставлялась возможность повышения квалификации педагогов через аттестационные, проблемные курсы, дистанционные курсы, прослушивание вебинаров, самостоятельное исследование, тьютерское обучение;
осуществлялось внедрение и совершенствование методов и технологий обучения и воспитания на основе компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс.
Анализируя управленческую деятельность школы в 2014-2015 учебном году, необходимо сказать, что внутришкольное управление было основано на следующих принципах:
- на профессионализме руководящих сотрудников школы;
-на мотивационности управления, предполагающей соответствие сформулированных целей ценностным ориентациям членов школьного коллектива;-на эффективном сотрудничестве с учащимися и родителями, общественностью, возможности творческой состязательности в достижении поставленных целей;
-на определенности функциональных обязанностей, прав и ответственности;
-на коллегиальности в определении и решении проблем;
-на демократическом стиле руководства и контроля;
-на гуманизации образовательного процесса.
Ядро механизма управленческой деятельности в школе основано на четырех блоках: целеполагание, планирование, контроль и руководство.
Вопрос систематического контроля учебно-воспитательного процесса явился одним из основных в управлении ходом данного процесса. Правильно выбранные формы помогали получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе, каждую проверку администрация школы проводила в определенной последовательности (подготовительный этап, сбор необходимой информации, ее анализ и обсуждение, проверка исполнения указаний).
Основными элементами контроля образовательного процесса в 2014- 2015 учебном году явились:
выполнение всеобуча;
состояние преподавания учебных предметов;
качество знаний учащихся;
качество ведения школьной документации;
выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы;
выполнение решений П/С и совещаний.
ведение мониторинга профессиональных предпочтений учащихся и адаптации выпускников школы в социуме.
ведение мониторинга уровня воспитанности, ценностных ориентаций учащихся.
Методы контроля:
•Посещение и анализ уроков, занятий по внеурочной деятельности, дополнительного образования по разработанной технологии,
•Изучение и анализ школьной документации,
•Административные контрольные работы, тестирование,
•Анкетирование учащихся,
•Анализ результатов мониторинга.
В структуре управления школы предусмотрены и проводятся организационно-управленческие мероприятия  по работе со всеми категориями сотрудников школы: общее стратегическое руководство осуществляется через педагогический совет, совещания при директоре. Необходимо отметить также, что в руководстве школой в истекшем учебном году неотъемлемую часть составляли родители и учащиеся. Решение перспективного развития ОУ, проблемных вопросов решались коллегиально в ходе спланированной и систематической работы Совета школы.
Внутришкольный контроль был спланирован по принципу гласности и открытости. Свою задачу во ВШК мы видим в том, чтобы вместе с учителями найти причины педагогических неудач, продумать систему мер по их устранению и затем ликвидировать недочеты.
Результаты контроля обсуждались на административных совещаниях при директоре, ЗД УВР, осуществляя тактическое и оперативное руководство. Были использованы в управлении такие механизмы, как малый педагогический совет, заседания методического совета. Основной формой взаимодействия администрации и педагогического коллектива является обмен информацией, индивидуальные и групповые консультации, собеседования, совещания при директоре, заседания МС, еженедельные планёрки.
Администрация старается шире включать педагогов в процесс управления школой. Вопросы, важнейшие для коллектива решаются совместно с учителями. Администрация ориентирует педагогический коллектив на саморазвитие и поощряет тех, кто делает успехи, помогает другим самореализоваться.
Анализируя содержание работы педагогического коллектива можно сделать вывод, что в коллективе школы работает стабильный педагогический коллектив, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство через проведение методических мастерских, семинаров, тренингов по проблемам содержания и технологий образования, обмену опытом, конференций, прохождение аттестационных и проблемных курсов, участия в вебинарах, участие детской организации в самоуправлении.
Мы понимаем, что без современных методов и технологий обучения и воспитания с использованием компетентностного подхода не выстроить личностно- ориентированный процесс, не добиться повышения качества образования, не создать условия для развития каждого ребенка, поэтому педагоги школы продолжают внедрять и совершенствовать методы, осваивать новые технологии и стараются внедрять их в учебный процесс.
Исходя из проблемы школы "Создание социально-педагогических условий для формирования компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе", ее методической темы "Педагогическая компетентность и личностный рост педагогов как условие достижения нового качества образования", целей и задач школы, диагностики компетентностей учителей были запланированы и проведены семинары
теоретические:
«Изучение психических особенностей личности обучающихся- важный фактор повышения эффективности обучения и воспитания».
«Инновационные методы работы с обучающимися».
«Моделирование внеурочной деятельности в основной школе».
практические:
«Организация индивидуальной работы с учащимися» (Открытые уроки).
«Эффективные технологии в соответствии с ФГОС» (Открытые уроки, внеклассные мероприятия).
«Новые подходы к проектированию и проведению урока в условиях ФГОС» (Открытые уроки, внеклассные мероприятия).
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2014-2015 учебном году было проведено 3 тематических педсовета:
(Ноябрь) «Актуальные проблемы сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей: формирование у обучающихся социально-психологических навыков сопротивления негативным воздействиям социума».
(Январь) «Развитие ключевых компетентностей учащихся на основе использования новых образовательных технологий и методов активного обучения».
(Март) «Взаимосвязь и преемственность образования в условиях внедрения ФГОС».
Итоговый педагогический совет помог определить результаты реализации ФГОС, задачи на следующий учебный год по развитию методической системы школы.
Данная форма проведения педсовета разнообразила работу учителей, позволила каждому внести свой вклад в решение обсуждаемых вопросов, активизировала работу учителя, позволила сравнить свою деятельность с другими.
Рекомендации на следующий учебный год по проведению педагогических советов: разнообразить формы и методы проведения педсоветов.
В школе стало уже традицией подготовки педагогических советов путем формирования творческих групп по тематике педсоветов. Каждый член педагогического коллектива был задействован в работе одной из творческих групп. Временные творческие группы учителей подбирали теоретический материал по проблеме, готовили и проводили теоретические семинары, собирали и оформляли папку, другие в рамках методических мастерских давали открытие уроки, классные часы, анализировали посещенные уроки. Каждая творческая группа создала папку по своей проблеме с подобранным теоретическим и практическим материалом. Опыт такого построения работы творческих групп считаем продуктивной и планируем продолжить в следующем году.
Главным ресурсом повышения качества образования является кадровый ресурс.
Повышение профессионального мастерства и социального статуса, улучшение материального положения работников образования и ротация педагогического корпуса относятся к числу постоянных и традиционных приоритетов в деятельности образовательной политики МОБУ «СОШ № 54».
В целях обеспечения развития кадрового потенциала школы в условиях дальнейшей модернизации образовательной сферы системно реализуются муниципальные проекты «Педагогические кадры» и «Диссеминация инновационного опыта в системе образования».
В 2014-2015 учебном году в МОБУ «СОШ № 54» работали 46 педагогических работников (из них 41 учитель).
С высшим образованием в школе -34 учителя, что составляет 83 % от их общего количества (произошло снижение по сравнению с предыдущим годом -93%).
Со средним специальным образованием-7 педагогов, что составляет 17 % от общего количества. Изменения произошли за счет вновь принятых учителей.
Со средним профессиональным образованием работают учитель физической культуры и педагог-организатор, учитель технологии, 4 учителя начальных классов.
Категорийный состав педагогов.
Учебный год
всего Вторая категория Первая категория Высшая категория Не имеют категории Соответствует занимаемой должности
2013-2014 г.
(44 чел.) 1(2%) 28 (64%) 7(16%) 8(18%) 0
2014-2015 г.
(46 чел.) 0 29(63%) 10(22%) 7(15%) 0
За прошедшие годы заметна динамика повышения квалификации педагогов. 11 педагогов повысили уровень квалификации (3 педагога с первой - на высшую, 8 педагогов не имели категории - аттестовались на первую). Возросло количество учителей с высшей квалификационной категорией до 10 человек. Всего аттестовались 14 педагогов. На следующий год из тех, кто не имеет категории (7 человек), будут аттестоваться 2 педагога на первую квалификационную категорию, 2 педагога пройдут аттестацию на соответствие занимаемой должности. Не будут иметь категории молодые специалисты, вновь принятые учителя.
Наметилась тенденция омоложения педагогического корпуса.
0-5 лет От 5- 10 лет От 10-20 лет Более 20 лет
10 1 7 28
Возрастной состав педагогов
Моложе 25 лет 25-35 лет 35 лет и более Из них пенсионеров
4 (9 %) 7 (15%) 35 (76%) 9 (20%)
В этом учебном году руководитель Гришина Н.Г. и заместитель руководителя образовательного учреждения Туйгунова Х.М. и учителя предметники прошли проблемные курсы «Повышение квалификации». Тематика проблемных курсов разнообразна: «Особенности реализации требований ФГОС при работе с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)», «Подготовка учителя основной школы к внедрению ФГОС», «ФГОС: внеурочная деятельность. Классное руководство», «Психологическое обеспечение реализации ФГОС», всего прошли курсы 22 человека. Стали востребованы дистанционные курсы: повышение квалификации в рамках проекта "Доступная среда". В рамках реализации стратегической инициативы «Физтех XXI: Школа-Университет-Лидер», одобренной на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив под председательством Президента РФ В.В.Путина школа приняла участие в курсах повышения квалификации через Центр онлайн-обучения «ФоксФорд» по основным школьным предметам.
Прохождение курсовой подготовки
Учебный год Аттестационные курсы Проблемные курсы
2012-2013 0 30
2013-2014 0 16
2014-2015 0 22
Количество педагогов для прохождения курсовой подготовки увеличивается, модернизируется российское образование, возникает потребность в совершенствовании квалификации учителя и развитии профессиональных компетентностей. Ведется работа по корректировке методических материалов для обеспечения семинарских занятий для педагогов, участвующих в аттестации по новой модели, переходящих на режим работы по внедрению ФГОС в штатном режиме и т.д. В школе создана рабочая творческая группа по внедрению и реализации ФГОС второго поколения.
Прохождение курсов повышения квалификации по ФГОС.
год 2012 2013 2014 2015
Чел. 17 6 8 5
Не прошли курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС 10 человек . Курсы для педагогов планируются в 2016 г. Предпринятые меры во многом содействуют решению задачи подготовки и обеспечения кадровым ресурсом ОУ, способным решать самые серьезные инновационные образовательные задачи.
В школе широко распространилось конкурсное движение, организовано НОУ, ежегодно с 2006 года проводится школьная научно-практическая конференция «Открытие», педагоги ведут исследовательскую работу с учащимися, пополнилось количество детей-участников российских и областных конкурсов («Читаем детям о войне», «Подвигу прадедов посвящаем…», «Олимпус», «Альбус», «Мы о войне стихами говорим», «Муравейник», «По страницам любимых книг», «Инфоурок», ). Повысилась профессиональная компетентность в области исследовательской деятельности учителей начальных классов. Они активно принимают участи в конкурсном движении. Ежегодно дети побеждают в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ «Дебют», участвуют в школьном туре, много победителей российских и областных конкурсов. Увеличилось число педагогов-участников профессиональных конкурсов:
-Учитель русского языка и литературы стала победителем во Всероссийском фестивале педагогических идей «Первое сентября» и победителем в Международном фестивале «Педагогическое восхождение»;
-Учитель английского языка стала призером Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства «Олимпиада работников образовательных учреждений» и участником Всероссийского Интернет-конкурса педагогического творчества в номинации «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»;
-Учитель русского языка и литературы является участником Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Лучший современный урок» и участником Всероссийского дистанционного конкурса Центра педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского;
-Учитель химии и биологии стала участником II Всероссийского педагогического конкурса «Лучшая презентация к уроку» - 2015, при ЦДПУ «Академия Педагогики»;
-Педагог-библиотекарь участник Областного конкурса видеоработ «Подвигу прадедов посвящается…».
Многие педагоги школы имеют сертификаты кураторов и тьюторов Всероссийских конкурсов и олимпиад, 14 педагогов имеют благодарственные письма за подготовку призеров всероссийских и городских конкурсов. Учитель русского языка и литературы стала победителем городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогический дебют-2015» в номинации «Педагогическая династия». Учителями предметниками публикуются свои статьи на различных сайтах. Администрация создаёт благоприятную рабочую обстановку для реализации учителями образовательных программ, введения новых технологий. Для этого в школе создана методическая служба, методический кабинет, которые оказывают помощь учителям в повышении квалификации, через индивидуальную работу, работу проблемных и творческих групп, организацию курсовой переподготовки, аттестацию педагогов, организацию педсоветов, семинаров, создание условий для самообразования. Работу методической службы школы координирует методический совет. На заседаниях МС анализировались и утверждались планы работы МО, график курсовой подготовки педагогов, индивидуальные образовательные маршруты учащихся, обсуждались вопросы подготовки учащихся к конференциям, олимпиадам, состояния преподавания предметов, мониторинговая деятельность, реализация ФГОС в 1- 4 классах и др. Ежегодно издаются школьные сборники «Статьи», «Методические разработки», «Конкурсы». В этом году появился новый сборник «Вебинары» ( 131 сертификат).
В школе стало традицией ежегодное проведение выставки достижений молодых специалистов, где педагоги выставляют свои достижения за год, эта выставка показала, что молодые педагоги активно участвовали в методической работе в течение года. По результатам дня подведены итоги. Методические разработки проведенных уроков опубликованы в социальной сети взаимовыручки для учителей Infourok.ru.
Анализ методической работы школы показал, что методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний методического совета, школьных МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2014-2015 учебный год выполнены.
Между тем, есть нерешенные проблемы:
- недостаточно ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- невысок уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся.
В соответствии с выявленными проблемами определены следующие задачи:
1.Обеспечить реализацию ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации основной образовательной программы.
2.Совершенствовать внутришкольную непрерывную систему повышения квалификации.
3. Внедрить новые формы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов (методический десант, тьютерство, дистанционные семинары и т.д.).
4.Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
5.Использовать инновационные технологии для повышения качества образования.
8.Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
9.Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
Анализ системы внутришкольного контроля за 2014-2015 уч. год показывает, что административный контроль проводился по плану, охватывал все направления деятельности учебно-воспитательного процесса:
Вид контроля Содержание
1. Фронтальный Комплектование классов, организация предметных кружков, обеспеченность учебниками; соблюдение правил по ТБ; анализ итогов успеваемости по четвертям, полугодиям, анализ качества знаний обучающихся и т.д.
2.Классно-обобщающий Адаптация 1х, 5-х, 10-х классов к новой организации обучения, проведение итоговых контрольных работ, подготовка к РЭ, ГИА и ЕГЭ
3. Персональный Изучение системы работы учителей, претендующих на высшую, первую квалификационную категорию; помощь молодым специалистам и т.д.
4. Контроль за качеством знаний обучающихся Организация и проведение мониторингов по русскому языку и математике в 10 – 11 классах; проведение пробных экзаменационных работ по математике и русскому языку по материалам, адаптированным к возрастным особенностям детей; анализ итоговой аттестации.
5.Контроль за качеством преподавания Изучение состояния преподавания предметов учебного плана, посещение уроков, проведение контрольных срезов.
6. Контроль за выполнением учебных программ Тематическое планирование, составление графиков проведения контрольных, лабораторных, практических работ и т.д.
7. Контроль засостоянием внутришкольной документации Проверка классных журналов, журналов подготовки РЭ, ГИА И ЕГЭ, дневников учащихся
8. Контроль за использованием ИКТ и ресурсов сети Интернет Посещение уроков учителей, применяющих ИКТ, анализ применения средств ИКТ и Интернет-ресурсов
Результаты внутришкольного контроля обсуждались на совещаниях при директоре, при завуче, на педсоветах, заседаниях ШМО. По основным видам контроля составлялись справка, издавался приказ по школе.
Сегодня с учетом высоких требований к школе педагогический коллектив ищет пути повышения качества образования. Один из них - это система открытых уроков, которые направлены на пропаганду опыта лучших учителей школы, практический показ, применения новых педагогических технологий или их элементов, овладение технологией мониторинга. В школе сложилась определенная система подготовки и проведения открытых уроков. Открытым урокам предшествовала серьезная работа, консультации, собеседования, совместные моделирования этапов урока, создание наглядных пособий и дидактического материала, подбор литературы. Учителя 1-4х, 5классов, педагоги, ведущие внеурочную деятельность, работающие по ФГОС, дали серию открытых уроков для педагогов школы.
В 2014-2015 учебном году администрацией школы было посещено за год 442 урока и 36 внеклассных мероприятий: директором школы- 78уроков, зам директора по УВР - 364 урока, 36 внеклассных мероприятий.
Необходимо отметить хорошую организацию открытых уроков среди учителей русского языка и литературы. Все учителя этого МО посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим обсуждением и анализом.
Кроме открытых уроков, администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.
Основные цели посещения и контроля уроков.
Эффективность урока в реализации духовно-нравственного воспитания.
Преемственность в обучении.
Деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
Использование современных технологий.
Реализация ФГОС НОО.
Система работы учителя по оценке качества обучения.
Эффективность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и другие.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся, организация повторения.
Посещенные уроки показали, что:
меняется отношение педагогов к учебным ЗУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств личности (мыслительных, эмоционально - чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих). Это достигается путем применения развивающих педагогических технологий и подбором учебных задач;
учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке (мышление, речь, воля, коммуникативность и т.д.) и реализуют их средством учебного предмета;
учителя уверенно, профессионально владеют учебным материалом;
учителя дают разноуровневые домашние задания, поощряют индивидуальные учебные достижения, предлагают задания, развивающие творческое воображение.
Вывод: В основном уроки методически построены правильно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники начали широко использовать компьютерные технологии, что способствует улучшению восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта.
Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков и отбор необходимых форм и методов, применяемых учителями на уроке. Основной проблемой при посещении уроков администрацией является большая загруженность директора и его заместителей текущими делами, большим потоком документов, различных отчетов и т.п.
В текущем году было проверено состояние преподавания всех предметов, по результатам которых написаны справки.
Деятельность педагогического коллектива регулировалась после анализа результатов внутришкольного контроля.
Постоянно проводился анализ качества и степень обученности учащихся администрацией, руководителями МО, учителями по разным категориям, по результатам срезов, тестирования, итогам четверти, полугодий, экзаменационных работ в 9 и 11 классах, результатам ЕГЭ, а также полномасштабный анализ по состоянию преподавания предметов, велся системный мониторинг качества образования учащихся.
Внутришкольный контроль отвечал принципам валидности и гласности. Итоги контроля отражались в аналитических справках, выступлениях администрации на совещаниях; педсоветах и совещаниях при директоре. По итогам принимались конкретные управленческие решения.
Действенность контроля была удовлетворительной, т.к. приводила к улучшению состояния контролируемого вопроса, и как показатель можно привести следующий факт - качество обучения в школе 43,2%, что на 2,9% выше чем в прошлом году.
Количество детей, успевающих на «хорошо» и «отлично» увеличилось по сравнению с прошлым годом, в этом учебном году увеличилось количество отличников с 19 до 27, количество хорошистов с 185 до 202 , с одной «3» закончили -28 учащихся, ведется работа по повышению мотивации к учёбе, но среди учащихся есть группа детей, имеющих большой учебный потенциал, с которыми необходимо работать особенно внимательно, привлекать родителей.
Количество детей, успевающих на «хорошо» и «отлично»
2012-2013 2013-2014 2014-2015
Кол-во уч-ся «5» «4,5» Кол-во уч-ся «5» «4, 5» Кол-во уч-ся «5» «4, 5»
522+44кро 24 178+1кро 554+33кро 19 185+2 кро588+31овз 27 202
Медалисты.
2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
золото серебро золото серебро золото серебро «За особые успехи в учении»
1 1 2 - - - 4
Результаты комплексной итоговой работы в 4-ых классах:
Комплексная итоговая работа 4а класс 4б класс 4в класс
критический уровень - - -
допустимый уровень - - 2 (10%)
повышенный уровень 2 (8%) 4 (16%) 14 (70%)
высокий уровень 24(92%) 22(84%) 4 (20%)
Мониторинг регионального экзамена по русскому языку в 7-8 классах
Кол-во уч-ся в классе Кол-во уч-ся, выполнявших работу «5» «4» «3» «2» Успеваемость % Качество %
7 классы 68 68 19 23 24 0 100 62,3
8 классы 73 71 6 24 41 0 100 52,3
Мониторинг ОГЭ по русскому языку в 9 классах
Кол-во уч-ся в классе Кол-во уч-ся, выполнявших работу «5» «4» «3» «2» Успеваемость % Качество %
52 51 10 27 13 0 100 74,5
Мониторинг ОГЭ по математике в 9 классах
Кол-во уч-ся в классе Кол-во уч-ся, выполнявших работу «5» «4» «3» «2» Успеваемость % Качество %
52 51 9 39 3 0 100 94
Прослеживается хорошая работа учителей предметников по повторению ранее пройденного материала. Хорошо проводилась работа с неуспевающими и группой «риска», т.к. все сдали экзамен без двоек.
В этом учебном году обучающиеся 11 класса в декабре 2014 года писали сочинение по литературе как допуск к итоговой аттестации. Все 28 прошли порог, результаты сочинений хорошие.
Все учащиеся 11 класса преодолели минимальный порог по русскому языку, физике, химии, биологии, математике базового уровня, но тем не менее 4 человека не преодолели минимальный порог по математике профильного уровня, 1 обучающаяся не преодолела минимальный порог по истории, 1 обучающаяся не преодолела минимальный порог обществознанию. По результатам экзаменов одна ученица 11 класса не получила аттестат о среднем образовании.
В этом учебном году по некоторым предметам был улучшен средний балл по школе, по сравнению с результатами ЕГЭ за прошлый год:
по физике, русскому языку, химии, биологии.
По количеству набранных баллов в 2014-2015 учебном году были получены следующие результаты:
предмет Кол-во выпускников Результаты ЕГЭ по данному предмету
всего Сдавали этот предмет Не превышен порог Порог – 59 60-69 70-79 80-99 99
(ФИО)
Химия 28 4 - - 4 - - -
Русский язык 28 28 - 2 8 15 3 -
Биология 28 4 - - 3 1 - -
Математика профильного уровня 28 26 4 15 5 - - -
Математика базового уровня 28 19 19 Физика 28 11 - 10 1 - - -
Обществознание 28 15 1 9 3 2 - -
История 28 3 1 1 - 1 - -
По результатам административных контрольных и экзаменам, можно сделать следующие вывод - уровень сформированности ОУУН по предметам допустимый.
Коррекционная деятельность в школе находится на все еще недостаточном уровне, но видны улучшения по сравнению с прошлыми годами. Хотелось бы отметить, что анализ итогов работы школы за 1 четверть, 1 полугодие, 3 четверть, экзаменов, год делается администрацией постоянно и своевременно после истечения определенного периода. Собственная аналитическая мониторинговая деятельность своей работы педагогов находится на все еще недостаточном уровне, низкие результаты обученности детей оправдываются множеством причин, но эти причины педагоги не ищут в себе и своей методике работы. Подобное положение дел ставит перед коллективом школы задачу воспитательного характера по развитию ответственного отношения педагогов к своим должностным обязанностям, осуществлению самоконтроля и самоанализа своей педагогической деятельности.
В связи с этим администрация уделяет много времени персональной работе с учителями в форме собеседований, индивидуальных консультаций; считает ее рациональной в дальнейшей работе.
Гласность школьной жизни находится на хорошем уровне. Своевременно доводятся до сведения коллектива решения вышестоящих организаций, администрации школы. Но не всегда учителя своевременно знакомятся с ними, в силу своей невнимательности и не всегда адекватно ее воспринимают. Не секрет, что после знакомства со справками, приказами, при устной подаче информации наблюдается недовольство, возмущение, обиды.
В течение учебного года велся контроль за ведением школьной документации, регулярно проверялись классные журналы, тетради, дневники учащихся. Проверка показала, что правильно и вовремя оформляют журналы 85% учителей. Есть учителя, которые записывают темы уроков несвоевременно, оформляют журналы небрежно, нарушают инструкцию по заполнению журналов. С такими учителями так же ведется индивидуальная работа.
Одним из очень значимых условий успешности школы является деятельность администрации по мотивации и стимулировании работников. Наша школа работает по разработанному и утверждённому на собрании трудового коллектива Положению об ОТ и стимулировании работников ОУ. Принципиально важно понимать, что значимо, ценно для каждого сотрудника, предоставлять и поручать ему дело, занимаясь которым он сам себя лучшим образом вознаградил. Есть и в нашей школе педагоги, которым со 100% уверенностью можно поручить любое дело, зная, что они его выполнят в срок, качественно, без излишних возражений и амбиций.
Правильно использовать работника – значит полагаться на него в тех делах, для которых у него есть способности, и не требовать того, с чем он не справится. В течение года мы старались правильно стимулировать и мотивировать сотрудников. Какие методы мы для этого использовали?
- административные – приказы с выражением благодарности, оптимальное распределение учебной нагрузки;
- экономические – единовременные выплаты из стимулирующего фонда, фонда депутата законодательного собрания что, безусловно, свидетельствует о том, что совместная деятельность администрации и ПК школы способствует совершенствованию системы социальной поддержки учителя в нашей школе.
Мы старались путём стимулирования дать возможность каждому работнику самореализоваться, поручая желающим более сложные и ответственные задания.
Предоставляем возможность повышать квалификацию, привлекаем к инновационной деятельности. Все инициативы педагогов любой направленности находили, и будут находить понимание у администрации школы;
- социально-психологические – награждение грамотами по результатам конкурсов прилюдно, проведение выставок успеха сотрудников, обобщение опыта работы, участие в различных районных и областных конкурсах, семинарах, РМО, аттестация на более высокую КК, привлечение к управленческой деятельности в органах общественного управления.
В целях безопасного и комфортного пребывания работников и воспитанников в школе существует профсоюзная организация, которая совместно с администрацией разрабатывает должностные инструкции, участвует в распределении стимулирующего фонда, комплектовании учебной нагрузки, следит за соблюдением законности и выполнением внутреннего трудового распорядка школы. Каждый человек имеет, безусловно, потребность в неформальном общении с коллегами и руководством, поэтому мы поддерживали существующие традиции в школе, вечера отдыха, выезды на природу, привлечение к общественной работе.
Уважение к подчинённым, соблюдение служебной этики было для нас несомненным кредо в нашей совместной деятельности с коллективом. Управление школой может быть результативным при условии, если оно осуществляется на основе чёткого распределения функций и полномочий, на основе сотрудничества, соуправления, (принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности) с опорой на инициативу и творчество педагогического коллектива. Оно может быть эффективным только тогда, когда в учреждении соблюдается важнейший принцип руководства персоналом - разделение труда и возложение ответственности на каждого работника за сферу его деятельности.
Организационная структура управления
Структура управления в школе подразделяется на несколько уровней:
- первый уровень – директор, Совет школы, Педагогический совет. Этот уровень определяет стратегическое направление развитие школы, утверждает программу развития, профильные классы, учебные планы и другое. Согласно мероприятиям по совершенствованию управленческой деятельности администрацией школы разрабатывались новые Положения, вносились изменения в существующие локальные акты.
Соблюдая принципы иерархичности и открытости в управлении, руководителем учреждения издавались в течение учебного года приказы, которые являлись распорядительными документами, обязательными для исполнения. Приказы – это документы, которые затрагивали интересы и права работников и учащихся. При подготовке приказов старалась излагать полно, достоверно и объективно ситуации; соблюдать нейтральность и неличный характер изложения, При издании приказов старалась не выходить за рамки своей компетенции. Хотелось бы, чтобы приказы в предстоящем уч.году исполнялись своевременно и неукоснительно.
Особое место в структуре управления отводится совещаниям при директоре. Главным принципом является - утверждение возможности усиления творческой активности в деятельности учителей и администрации путём создания условий для переосмысления педагогического труда и управленческого опыта. Совещания при директоре проводятся 1 раз в месяц в течение года согласно плану.
Хорошей можно признать работу Совета школы, который обсуждал и принимал решения различной направленности. Интеграция совета школы в систему внутришкольного управления, освоение Советом своей миссии и функции как полноправного органа управления, участие в подготовке и принятии главных и наиболее принципиальных для школы управленческих решений является сегодня традиционным в системе внутришкольного управления. Процесс интеграции осуществляется через взаимодействие других органов самоуправления (педагогическим и методическим советами), администрацией школы, родителями. В течение прошлого учебного года проведено 3 заседания Совета школы, на которых были рассмотрены следующие вопросы:
Оперспективах развития материально- технической базы на 2014/2015уч.год;
О состоянии библиотечного фонда и обеспечении учебниками на 2014/2015 уч. год;
Об утверждении учебных планов на 2014/2015уч.год;
О реализации ФГОС в 1-4классах.
О подготовки школы к реализации ФГОС ООО.
О реализации программы развития школы и многие др.
Второй уровень тактического управления – заместители директора, социальный педагог, психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, а также органы школьного самоуправления, которые работали по своим, утверждённым директором, планам.
Анализ работы психолога показал, что она пыталась за то короткое время своей работы (6,5 месяцев была на больничном) разносторонне охватить ученический коллектив и занималась диагностикой деятельностью педагогического коллектива. В предстоящем учебном году следует заняться созданием мониторинга педагогического коллектива, помогать коллегам, справляться со сложными стрессовыми ситуациями, которые в нашей работе, к сожалению, случаются.
Работа социального педагога была направлена на защиту ребёнка в его личном пространстве, создание благоприятных условий для его развития, оказание ему комплексной помощи. Велось тесное сотрудничество с правоохранительными органами. Но, тем не менее, на учете в ОДН поставлены 4 человека, что на 2 человека меньше, чем в прошлом году.
Вопросы безопасности жизнедеятельности учащихся были на постоянном контроле у педагогов школы, работой которых руководила преподаватель-организатор ОБЖ Галкина Н.Н.- проводился регулярно инструктаж различной тематики, учебная эвакуация.
Третий уровень – учителя, классные руководители, которые занимались основным процессом – преподаванием, качество результата которых было удовлетворительным: уроки, олимпиады, к/р, зачёты, экзамены, различные конкурсы и мероприятия. Управление школой может быть результативным при условии, если оно осуществляется на основе чёткого распределения функций и полномочий, на основе сотрудничества, соуправления, (принцип рационального сочетания единоначалия и коллегиальности) с опорой на инициативу и творчество педагогического коллектива. Оно может быть эффективным только тогда, когда в учреждении соблюдается важнейший принцип руководства персоналом - разделение труда и возложение ответственности на каждого работника за сферу его деятельности.
Четвёртый уровень – органы ученического самоуправления, деятельность которых в нашей школе пока еще на низком уровне. Учащиеся школы принимают участие в решении вопросов на Совете школы, но своей инициативы не проявляют, необходимо активизировать работу ученического самоуправления. В школе имеется детская организация «САМ», которая по итогам года признана одной из лучших в городе.
В своей работе администрация школы уделяла внимание и совершенствованию материально-технической базы школы: увеличилось количество многофункциональных устройств, обновилась школьная мебель, уютнее стали классные комнаты, актовый зал, холл школы, заказаны стенды посвященные 70-летию Победы, оформлена витрина «Модели боевой техники», оформлен кабинет ОБЖ, оборудован малый спортивный зал.
Санитарные условия в школе удовлетворительные, администрацией школы в течение этого года устранялись пункты замечаний предписаний Роспотребнадзора и Пожнадзора.
Оценивая управленческую деятельность администрации школы, следует отметить профессиональный уровень, планомерность, соответствие мероприятий ВШК целям и задачам, определенными планом работы школы на основе анализа результатов предыдущего учебного года.
Результатом управленческой деятельности является следующее:
Школа находится в режиме стабильного функционирования, осуществляется развитие по стратегически важным направлениям, выбранным школой.
Достаточный потенциал возможностей школы (кадровый, материально-технический) в достижении поставленных целей.
Соответствие структуры управления поставленным целям.
Растет вовлеченность всех участников образовательного процесса в управление процессами школы.
Состоялось самоопределение педагогов по основным направлениям инновационной деятельности (большинство принимают и готовы участвовать в их реализации).Активность педагогов, учащихся и родителей во всех школьных делах растет.
Ответственность за состояние дел в школе каждого члена коллектива возросла.
Авторитет школы в микрорайоне вырос.
Наблюдается стабильный состав численности учащихся.
Задачи, над которыми необходимо работать в следующем учебном году:
1. Совершенствование управления школой путем развития форм
общественного управления.
2.Продолжить работу по совершенствованию профессиональной компетентности учителя в вопросах инновационной работы и ФГОС.
3.Актуализировать практику повторных проверок по реализации рекомендаций планового контроля. Шире использовать персональный контроль работы педагогов с целью оценки и своевременной коррекции работы конкретного учителя.
4. Расширить спектр образовательных услуг, для удовлетворения потребностей учащихся и реализации внеурочной деятельности.
5.Активно привлекать к осуществлению ВШК членов МС, делегировав им часть контролирующих полномочий, что позволит активизировать работу МС, повысить ответственность учителей перед коллегами.
6.Пополнять материально-техническую базу школы.