Урок развития речи в 4 классе по теме: Письмо о родной природе



Урок развития речи в 4-ом классе







Разработала:
Лебедева Наталья Владимировна,
учитель МКОУ Думчевская СОШ
Залесовского района
Алтайского края













Думчево, 2011 г.
Урок развития речи
(на уроке русского языка в 4-ом классе)



Тема: Письмо о родной природе малой Родины.


Цели: 1. Создать условия для выражения собственных
чувств о родном крае.
2. Создать условия для развития умения писать
письма.
3. Воспитывать любовь к родной природе, к малой
Родине.


Оборудование: иллюстрированные страницы устного
журнала, планшет со словом «штемпе-
левать», конверт с письмом, слайды с
изображением природы села Думчева.






Ход урока.
I Создание мотивации у учащихся к уроку.
Учитель: - Добрый день! Я рада вновь видеть вас. Сейчас у нас урок разви-
тия речи. Проведем его в необычной форме – в форме устного
журнала.
(стучат в дверь)
Учитель: Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке ?
( в класс входит почтальон с сумкой и письмом в руках )
Это он, это он,
Думчевский наш почтальон.

Почтальон: У меня сегодня много
Писем в сумке на боку-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов я начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам
Учитель: - А к нам-то в класс какое дело Вас привело ?
Почтальон: -Я принес вам письмо. Вот оно (вручает учителю ). Ну а теперь
мне пора дальше идти. До свидания!
( учитель и учащиеся прощаются с почтальоном )
II Определение цели урока.
Учитель: -Ребята, так чему каждый из вас будет продолжать учиться на уро-
ке ? (Писать письмо ).
III Знакомство с историей почты.
Учитель: - Прежде чем мы познакомимся с данным письмом, давайте откро-
ем 1-ую страницу нашего устного журнала с названием «История
почты».
Эта страница поведает о том, какая была городская почта в России.
( выступают заранее подготовленные учащиеся )
1-ый ученик: -Первая городская почта в России возникла в Петербурге в 1833
году. Город был охвачен сетью из 45 пунктов приема коррес-
понденции, объединенных в 17 почтовых округов. Для удобства
отправителей пункты приема почты располагались в обычных
лавках, которые были открыты допоздна. Почтальоны собирали
корреспонденцию трижды в день и относили ее на почтамт.
Каждый округ обслуживали два письмоносца. После сортиров-
ки письма штемпелевались и разносились по адресам.
Учитель: -Посмотрите, как пишется слово « штемпелевать».
( на доску вывешивается планшет с данным словом )
- Оно означает ставить « штемпель» - это тоже, что печать.
2-ой ученик: -В 1848 году появились почтовые ящики. Лавки, принимавшие
письма для передачи почтамту, потеряли свое значение. В этом
же году стали выпускаться штемпельные конверты для обще-
государственной почты.
3-ий ученик: -В 1837 году впервые почта была доставлена из Петербурга в
Царское село по железной дороге. Россия стала одной из пер-
вых стран, поставивших почту на рельсы.
Учитель: -Итак, что вы узнали из 1-ой страницы устного журнала ?
(Узнали об истории почты.)
IV Определение значения письма.
Учитель: - Открываем 2-ую страницу устного журнала с названием « Значи-
мость письма».
- Ребята, нужно ли вообще писать письма и зачем? Ведь есть теле-
фон, телеграф, электронная почта?
( ответы учеников )
- Наверное, нет в мире человека, которому не приходилось бы пи-
сать писем. Сколько их – деловые, официальные, письма родст-
венникам, друзьям, любовные письмаВ них мы выражаем
свои чувства – тревогу, надежду, радость, сообщаем о чем-то.
В телеграмме этого сделать сложно. Как выразить состояние не-
сколькими словами ? Телеграмма – это просто знак того, что нас
помнят и помнят важные даты в нашей жизни ( хотя это тоже до-
рого!). А вот в письме умещаются целые океаны чувств и эмо-
ций! Все самые сильные шторма мира, все самые удивительные
красоты жизни, все самые большие потери и самые грандиозные
события входят в один маленький почтовый конверт. Самым
сложным в создании письма становится процесс проявления
невидимого текста на чистом листе бумаги, превращения его в
слова, фразы, образыВ письме есть что-то неповторимое.
Вывод: -Так что вы узнали из 2-ой страницы устного журнала ?
(Какое значение имеют письма.)
V Повторение правил написания письма.
Учитель: -Открываем 3-ью страницу устного журнала с названием «Правила
написания письма».
- Пришло время прочитать письмо, которое принес Почтальон. Его
написала вам сельский библиотекарь Волохина Надежда Михай-
ловна. (Учитель зачитывает письмо, в котором библиотекарь рас-
сказывает о том, что нужно любить природу, все живое, любить
свой родной край. Волохина Надежда Михайловна просит напи-
сать ей письмо с рассказом о родной природе села Думчево.)
- Каждый из вас сегодня будет продолжать учиться писать письмо.
О чем оно будет ? (О природе родного села. )
- Какие правила письма должны соблюдать ?
1. Начинать письмо с приветствия.
2. Обращаться к взрослому человеку на «Вы».
3. Выразить благодарность за полученное письмо.
4. В конце письма нужно попрощаться и написать от кого оно.
(Учитель записывает данные правила на доске.)
Учитель: - Почему к взрослому человеку обращение «Вы» нужно писать с
большой буквы? (Таким образом выражаем ему свое уважение.)
- Как пишутся имена, фамилии, очества людей, название села? (С
большой буквы.)
- Какой знак препинания ставится после обращения? (запятая)
- Какую ошибку допустил в своем письме Ванька из одноименного
рассказа А.П.Чехова? О чем нужно помнить? (Нужно правильно
писать на конверте адрес: куда и кому адресовано письмо.)
Вывод: - Что помогла вспомнить каждому из вас 3 –ья страница устного
журнала? (Вспомнить правила написания письма.)
VI. Подготовка к написанию письма.
Учитель: - Открываем 4-ую страницу нашего журнала с названием «Мои
родимые места». (1слайд презентации)
- Расскажите, какие у нас в Думчево самые живописные места?
(Смешанный лес, березовая роща) (2-3 слайды презентации)
- От чего произошло название села? (От речки Думчевки.)
(С помощью мультимедиа показываются изображения
природных мест села.)
- Какие это реки? (Чумыш, Думчевка, Фомишка.) (4-6 слайды
презентации)Какая ещё речка есть в нашем селе? (Талица)
- Что вы о них знаете? (Чумыш в переводе «черный», длина этой
реки 644 км, она берет свое начало в предгорьях Салаира.
Думчевка – приток реки Чумыш. Это тихая, спокойная речка, она
протекает по селу. Вода в Талице очень холодная, ледяная, она
впадает в реку Чумыш. Ее берега зарастают тальником (род
кустарниковой ивы). Фомишка – маленькая узенькая речушка,
она протекает около поселка СМП. Существует такая легенда:
жили два брата: Фома и Мишка, рыбачили на этой речушке,
драли мох по болотам. От слиянии этих имен получилось слово
Фомишка.)
- Какие это озера? (7-10 слайды презентации)
(Никитка,Кругленькое, Бородинка.)
- Что вы о них знаете? (Долгое время около озера Бородинки жила
семья Бородиных.Отсюда и название озера Бородинка. Озеро
Кругленькое названо по своей круглой форме. В озере Никитка
утонул мужчина по имени Никита. Отсюда и его название.
- Какие ещё есть озёра в нашем селе? (Балдоха, Ногиновское)
-Что вы о них знаете? ( Озеро Балдоха получило свое название по
фамилии заядлого рыбака Балдохина.Озеро Ногиновское названо по
имени соседнего села Ногино.
- На территории нашего села есть ещё холмы. (11слайд презентации)
- Какой это холм? (12 слайд презентации) (Елбашек.)
- Что вы о нём знаете? (Елбашек – высокая гора, вокруг которой
растут елки. Здесь весной собирается молодежь, делают качели,
жгут костры, а зимой детвора катается на санках и лыжах.)
- А какие ещё холмы есть в Думчево? (Коврижка, Крестовка)
- Что вы о них знаете? (Холм Коврижка похож на ковригу хлеба.
Крестовка названа так, потому что здесь умер пришлый
человек. Его похоронили и поставили крест, к которому люди
приходили молиться.)
- Какие места в Думчево у вас самые любимые? (ответы детей)
- Есть ли в селе памятные места? (Да. Есть гора Пожарка. (13слайд
презентации)На ней в довоенные и послевоенные времена нахо-
дился пожарный участок. Для этого здесь было все: пожарные,
дежурившие день и ночь, кони, чтобы во время пожара развозить
воду, колокол, чтобы бить в набат. В настоящее время от Пожарки
осталась гора да название.
А еще есть Семенова береза. (14слайд презентации ) В 70-е годы
на помощь совхозу в уборке урожая присылали автоколонну с
других производственных участков. Шофер, которого звали
Семен, при перевозке зерна с полей на элеватор врезался в березу.
С тех пор береза называется в честь его имени.)
Вывод: - Что помогла вспомнить 4-ая страница устного журнала? (родные
места в селе)
VII. Практическая работа.
Учитель: - Откроем 5-ую страницу с названием «Размышляй и пиши».
- Какой работой будем сейчас заниматься? (Писать письмо.)
- Наша задача – рассказать библиотекарю Волохиной Надежде
Михайловне о воем родном селе Думчево, описать живописные,
любимые места, показать словами, как мы к ним относимся,
выражая свои чувства.
- Послушайте, какое письмо я написала Надежде Михайловне о
родной природе нашего села:
Здравствуйте, уважаемая Надежда Михайловна!
Пишет Вам учитель 4-го класса Лебедева Наталья Владимировна. Я очень рада Вашему письму. Приятно, что Вы помните о нас. Я благодарна Вам за теплые слова о нашем родном селе Думчево. Для меня оно самое любимое, и природа в нем самая красивая!
В Думчево много живописных мест. Хочу рассказать о некоторых из них, самых красивых и мной любимых.
Необыкновенно красива в Думчево березовая роща. Она притягивает к себе весной своим вкусным березовым соком, летом сладкой клубникой, осенью грибами: стройными подберезовиками, волнистыми груздями, красно-оранжевыми сыроежками. По утрам в летнее время березовая роща покрывается одеялом белого тумана, а ближе к обеду солнечные лучи освещают каждое деревце. Со стороны кажется, будто это волшебное место, куда придешь, загадаешь желание и оно обязательно сбудется. Мне особенно нравится березовая роща осенью. Идешь по тропинке, а она вся устлана желтыми листьями. От шуршания листьев под ногами сердце «выпрыгивает» из груди от счастья. Березки все в позолоте. Такие красивые, что глаз не оторвешь! Зимой березовая роща очень красива. Иней делает ее праздничной и торжественной. Серебряные березки – красавицы похожи на сказочных фей. Они погружаются в сонное царство, создавая вокруг себя какое-то таинство. Весной я люблю наблюдать за деревьями, когда у них лопаются почки и появляются первые молодые клейкие листочки. Сердце радуется, когда от легкого дуновения ветерка березки нежно шелестят ими.
В нашем селе течет красивая широкая река Чумыш. Ее протяженность – 644 км. Притоками Чумыша являются речка Думчевка, от которого село получила свое название, а также речка Талица с холодной, ледяной водой. В Чумыше любит купаться летом вся местная детвора. На его берегах мальчишки и мужчины каждое утро рыбачат, принося домой улов по целому ведру. А днем в его водах плавает не только думчевский народ, но и приезжие гости. Каждые выходные они семьями спешат к нашей реке.
Со всех сторон село Думчево окружено светлыми смешанными лесами. В них растут могучие сосны, белоствольные кудрявые березки, стройные рябинки, осины с дрожащими листьями, калины с гроздьями алых ягод. Думчевцы часто ходят в лес: за ягодой (смородиной, калиной, брусникой, земляникой), за грибами (груздями, сыроежками, подосиновиками, подберезовиками, лисятами, маслятами, опятами), за лекарственными травами. Можно часто встретить в лесу и таких людей, которые просто любят прогуляться, насладиться его красотой, отдохнуть душой.
Надежда Михайловна, я согласна с Вами, что краше наших мест нет нигде. Мне дороги здесь каждая тропинка, каждое деревце, каждый кустик. Даже закат в Думчево завораживает переливами красок, а звезды по ночам в этих местах самые яркие. И народ живет в селе талантливый: пишет стихи, слагает песни, славится разными видами ремесел. Местный поэт В.Гусев не раз посвящал стихи Думчево: (15 слайд презентации)
Просторы лугов твоих, пашен,
По центру шумливый борок
Пусть здравствует Думчево наше –
России родной уголок!
или

Мой край родной всегда чудесен –
В ночной тиши, в сияньи дня!
Здесь каждый шаг мне интересен,
И дни открытья для меня!...
Этими прекрасными словами хочу закончить свое письмо. Надежда Михайловна, буду Вам очень признательна, если Вы напишете нашему классу ответ.
С уважением к Вам Лебедева Н.В.
Учитель: - Представьте, о чем вы будете писать. В черновике составьте
план тех природных уголков, которые вы опишете.
Учитель: - Рядом лежат конверты. Какой адрес напишем на нём?
(Куда: 659223 Алтайский край, Залесовский район, с. Думчево, ул.
Школьная, 38 а
Кому: В сельскую библиотеку Волохиной Н.М.)
(ученики диктуют адрес сельской библиотеки, учитель записывает его
на доске)
-Запишите данный адрес на конверте.
(ученики записывают адрес на конверте)
VIII.Домашнее задание
-Дома по намеченному плану напишите письмо Надежде Михайловне,
рассказав о любимых местах родного села, сначала в черновике, а потом,
проверив его, перепишите в чистовик. Обязательно проверьте
написанное. Готовое письмо вложите в конверт.
А завтра мы проверим, чьё письмо самое интересное.
IX.Итог урока.
- На этом наш устный журнал закончен.
- Что нового узнали на уроке? (Об истории почты.)
- Чему продолжали учиться? (Писать письмо.)
- Что каждый из вас вспомнил и повторил? (Правила
написания письма, как записывается адрес на конверте.)
X.Оценивание.
Учитель: -Кому скажем за урок «спасибо»?
-Хочу также отметить работу учеников
- На этом наш урок окончен.




















13PAGE 15





13PAGE 15


13PAGE 141115