Разработка урока Развитие речи. Деловое письмо. Реклама 6 класс

"Развитие речи. Деловое письмо. Реклама" 6 класс
Цели урока:
Обобщение и систематизация сведений о стилях речи.
Акцентирование внимания на деловом письме, его особенностях при составлении объявлений, афиш, реклам.
Углубить знания о сфере употребления языковых средств, характерных для объявления, афиши, рекламы.
Подготовка учащихся к самостоятельному сочинению рекламы.
Развитие креативных способностей учащихся.
Воспитание творческой личности.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование урока:
толково-этимологический словарь иностранных слов;
толковый словарь русского языка;
школьное объявление о Дне Матери;
афиша Кукольного театра.
Межпредметная связь: русский язык и литература, и обществознание, риторика, история.
Дидактическое пространство:
компьютерная презентация рекламы
инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал";
реквизиты для инсценировки.
Подготовительная работа: учащиеся подразделяются на 4 группы, одна группа готовит инсценировку, другая – примеры объявлений из произведений художественной литературы, третья – примеры афиш, четвёртая готовит сообщения из истории объявлений, афиш, реклам.
Ход урока
I. Организационный момент. Погружение в тему урока.
(Выступление ученика в форме глашатая со свитком в руках.)
Внимание! Внимание! Только сегодня на уроке русского языка в 6 классе проводится единственное занятие по овладению секретами рекламы! С собой иметь набор цветных ручек, фломастеров, простой карандаш, рабочую тетрадь, альбомные листы.
(Затем свиток вывешивается на доску.)
II. Активизация прежних знаний учащихся, необходимых на уроке.
1. Аналитическая беседа с классом.
- Что представляет собой текст, помещённый на свитке?
- Правильно, это объявление. К какому стилю речи относятся объявления?
- Приведите ещё примеры официально-делового письма. (Расписка, объяснительная записка, справка, указы, приказы, акты, договора, то есть различные документы.)
- А что представляет собой официально-деловой стиль? Какова его основная цель? (Официально-деловой стиль – это определённый тип точных текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Его основная цель – это точная передача деловой информации.)
- С помощью чего достигается точность передачи деловой информации?  (В этом стиле употребляются официальные слова и выражения, речевые штампы. Слова используются только в прямом значении и без всякой экспрессии – выражения чувств. Для этого стиля характерны повествовательные предложения, точные обозначения дат, количеств, величин.)
- Вернемся к нашему объявлению. Давайте сначала вспомним требования к объявлению (смотрят по словарям, можно использовать памятки).
Объявление – письменное и словесное извещение, заявка. (В. Даль)
Объявление – извещение о чём-нибудь, напечатанное в журнале, газете или вывешенное где-нибудь. (С.И. Ожегов)
Объявления – это определённый тип жёстких текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Объявление должно быть достаточно полным, чтобы из него всё можно было понять, и в то же время предельно кратким, чтобы его легко и быстро можно было почитать. По форме речи объявления могут быть устными и письменными. В зависимости от задач, стоящих пред автором, объявления могут быть самыми различными: информационными, объявлениями-приглашениями, объявлениями-запретами и т.д.
Самое важное в объявлениях выделяется цветом, другим шрифтом и т.п., чтобы читатель быстрее сориентировался и вычитал в них то, что для него важно. В основном текст объявления отвечает на вопросы: что? (наименование мероприятия), где? (место проведения), когда? (время) и кто? (ответственный за проведение мероприятия). Условно к объявлениям можно отнести вывески на улицах города, села)
- Теперь посмотрим, полностью ли соответствует данное объявление требованиям делового письма. (Отсутствует конкретизация даты и ответственного лица)
2. Примеры объявлений из произведений художественной литературы (учащиеся подготовили задание заранее с последующим анализом отрывков).
А) В. Драгунский, рассказ "Где это видано, где это слыхано?"
Внимание! Сегодня на большой перемене в малом зале состоится выступление летучего патруля "ШКОЛЬНОГО САТИРИКОНА"! Исполняет дуэт малышей! На злобу дня! Приходите все!
(Это объявление-приглашение, рассчитанное воздействовать на чувства детей, но отсутствует дата.)
б) Туве Янсон, сказка "Шляпа волшебника".
Тотчас вышла газета с сенсационной новость на первой полосе: "Пропала сумка Муми-мамы! Никаких путеводных нитей! Розыски продолжаюся. Неслыханное пиршество – вознаграждение за находку!"
3. Творческая работа учащихся.
- Вспомните, на какие вопросы отвечают объявления-сообщения. Помогите Муми-троллю и Снорку правильно составить объявление. Укажите, где и когда пропала сумка. Опишите, какая она была. Главное выделите цветом и шрифтом. ("Вчера, 30 ноября, пропала розовая с зелёными замочками кожаная сумка Муми-мамы. Вас ждёт неслыханное вознаграждение – пиршество. Обращаться к Муми-маме".)
4. Выступление историков.
- История объявлений насчитывает много веков. Объявления делали специально подготовленные для этого люди, имевшие громкий и зычный голос, хорошую дикцию. Это были глашатаи при царском дворе, глашатаи города, или герольды на рыцарских турнирах, объявлявшие о своих хозяевах. Первоначально объявления существовали только в устном виде для всех и один печатный вариант мог быть у глашатая. Объявления зачитывались на так называемом лобном месте города – возвышенности на центральной площади. Отсюда пошло выражение "кричать во всю Ивановскую" – так называлась площадь в Москве, где зачитывались объявления
- Существует ещё один тип объявлений – это афиши, извещающие о концерте, спектакле. Ещё в Древней Греции, Египте и Древнем Риме вывешивали афиши. Их вырезали на папирусах, деревянных дощечках, а иногда писали прямо на белых стенах домов. В 16 веке во Франции появились афиши окрашенные в разные цвета, чтобы понятно было, о каком театре идёт речь. В них стали писать не только название пьесы, но и излагали краткое её содержание.
Главная задача афиш – привлекать внимание зрителей к кинофильму, спектаклю, лекции, поэтому бывают афиши, написанные более живо, оформленные более красочно, чем простое объявление, это делается для привлечения внимания.
5. Демонстрация афиш Кукольного театра.
6. Анализ афиш.
- Чем отличается афиша от простого объявления?
- С какой целью афиша допускает рисунки, яркие цвета и разные буквы?
III. Формирование новых понятий и способов действия (объяснение новой темы).
1. Работа со словарём.
- Посмотрите в словарях значение слова "афиша".
Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.)
Афиша (фр.) – вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах. (Словарь иностранных слов.)
- Как ещё названа афиша в Словаре иностранных слов? (Объявление, реклама.)
- Что вы можете сказать о рекламе? Где мы с ней встречаемся? О чём гласит реклама?
2. Инсценировка рекламы "Двойка".
- Посмотрим сценку, чтобы немножко отдохнуть.
Участвуют два мальчика, в руках держат "двойки".
- "Двойка" отличается твёрдостью, она никогда не бывает натянутой, как, например, "четвёрка" или "пятёрка"!
- "Двойка" отличается качеством, так как её почти всегда получают "профессионалы своего дела!
- "Двойка" не подлежит налогообложению, хотя её можно получать, сколько угодно, даже не скрывая этого.
- "Двойка". Чем больше получаешь их, тем быстрее станешь известным, и твоё имя будет занесено крупным чёрным шрифтом в книгу протоколов директора школы Овчинниковой Татьяны Ивановны.
- "Двойка". Она содействует тому, что мама и папа уделяют тебе больше внимания и даже играют в игры "Догони!" и "Ремешки".
- "Двойка" – это "сладкая парочка", на уроке она снимает усталость, как "Марс", и помогает сохранить бодрость духа на весь день, как напиток "Фанта".
- За "двойками" обращаться по адресу: с. Старое Ильмово, школа, 6 класс.
Приходите, господа! Мы вас ждём. "Двоек" хватит на всех!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Текст рекламы "Двойки".
- Что за объявление представляет собой данный текст?
- Сколько типов объявлений мы уже знаем?
Слайд №2
Типы объявлений:
Простое объявление-сообщение.
Объявление-афиша.
Объявление-реклама.
- Наша задача сегодня – овладеть секретами рекламы, т.е. научиться её составлять. Этому и призывает объявление, сделанное в начале урока. Запишите тему урока в тетрадь.
- В чём особенность рекламы, на ваш взгляд, от остальных типов объявлений?
-Что же такое обозначает "реклама" в точности посмотрим по словарям.
Слайд №3  Значение слова "реклама".
- Реклама (от лат. выкрикиваю) – 1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью и реализации (продажи), создание спроса на них. 2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. с целью создания им популярности (известности).
- Перепишите данный текст в тетрадь.
Слайд №4 "История рекламы".
- История рекламы: простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди, кости, громко зачитывали на площадях и в других местах скопления народа. Наибольшее развитие реклама получила в эпоху капитализма. В 1611 году в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.
Слайд №5  Средства рекламы.
Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, проспекты...), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки... В рекламе обязательно присутствуют призывы, хвалебные слова, яркие примеры, свет, цвет и т.д. – то есть всё то, что даже невольно привлекает внимание. Текст должен быть небольшим, ярким, запоминающимся и точным по отношению к тому, что рекламируется.
- Выпишите из текста предложения, которые можно озаглавить "Особенности рекламы".
Слайд №6  Примерный план составления рекламы.
Необычное броское название.
Содержание рекламы (можно рисунки).
Наименование организации или лица, подавшего рекламу.
Адрес.
- Перепишите эту памятку в тетрадь.
IV. Формирование умений, навыков (выход на творческую работу).
1. Инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".
- На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровёнка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. - Хозяин, продашь нам корову свою? - Продам. Я с утра с ней на рынке стою! - Не много ли просишь, старик, за неё? - Да где наживаться! Вернуть бы своё! - Уж больно твоя коровёнка худа! - Болеет, проклятая. Прямо беда! - А много ль корова даёт молока? - Да мы молока не видали пока... Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал.
- Почему старик не смог продать свою корову?
- Правильно, он не владел секретами рекламы и рассказывал про свою корову только плохое. А помните, что было в сказке дальше?
Слайд №7 2 часть сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".
Один паренёк пожалел старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы корову твою. Идёт покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком: - Корову продашь? - Покупай коль богат! Корова гляди не корова, а клад! - Да так ли! Уж выглядит больно худой! - Не очень жирна, но хороший удой! - А много ль корова даёт молока? - Не выдаешь за день устанет рука! Старик посмотрел на корову свою: - Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? Корову свою не продам никому – Такая корова нужна самому!
- Понравилась вам эта весёлая сказка? Почему вы смеялись, когда старик решил не продавать свою корову, а оставить её себе? Благодаря чему этот произошло?
- Составьте по этому тексту на отдельном листе бумаги текст рекламы продажи коровы, используя слова и выражения из текста.
- Послушаем, что у вас получилось, выберем удачные рекламы, отметим ошибки.
Слайд №8  Иллюстрации из русской народной сказки "Колобок".
- Составьте рекламу безопасности главному герою русской народной сказки "Колобок", чтобы не было такого печального конца этой истории.
V. Итоги урока.
- Назовите ещё раз типы объявлений и их особенности.
- Дайте своё определение термину "реклама".
VI. Домашнее задание.
Слайд №8