ДЕЛОВОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ПИСЬМО ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИСЬМА 7 КЛАСС


Письмо (2 часа) 7 класс
1 час: История возникновения письменности
Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий; донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь
ОРГМОМЕНТ.
Объяснение нового материала: пиктограммы
- Сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими.
Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма.
- У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.
Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Слайд 1
– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что персам предстоит самим понять значение этих даров…
Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужчин, сопровождавших царя с ним не согласился:
«Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов. Роковая ошибка!
Помимо предметов предписьменностью была и пиктография. Слайд 2
Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков. Такое письмо было наглядным и удобным, потому что рисунками изображали предметы, вещи, события, о которых идёт речь. Пиктограмма может быть расшифрована любым человеком, независимо на каком языке он говорит.
-К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки.
Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ОБОРУДОВАНИЕ: камни, угольные таблетки, влажные салфетки
- Представим себя древними людьми. Задание: изобразить на камне с помощью пиктографии «Прошла ночь и три дня»
- В наше время мы широко пользуемся пиктографическими знаками, где их можно встретить? (дорожные знаки) слайд 3
Продолжение темы: клинопись
- Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать?
Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена. Слайд1Ученик-ассистент (Кашибадзе М.): В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.
         Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
         В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки:
папу со сломанным копьём в руке, слайд2другое копьё, которое нужно принести, слайд2себя, слайд2самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Слайд3
Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала
дорогу слайд3
бобров, которые встретятся на пути. Слайд3
На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке. Слайд3
Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Слайд3
Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.
         И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку, и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка.
Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
         Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»
Древнейшая цивилизация зародилась около 4000 лет назад в Месопотамии. Города были возведены вокруг огромных, сложенных из глиняных кирпичей храмов. Именно здесь появился первый вид письменности. Это были геометрические изображения и рисунки.
Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки. Слайд 4
Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце. А научились они этому, подсматривая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так шумеры и кошка изобрели письменность.
Эту систему письменности применяли не только египтяне, но и другие народы. Египетская письменность начиналась с простых рисунков, обозначающих предметы, например солнце или цветок. В этом письме использовалось по меньшей мере 700 разных знаков.
Практическая работа
- Давайте попробуем нарисовать свое рисуночное письмо на «глиняных табличках»
Оборудование: таблички с пластилином, зубочистки
каждый получает свой текст пословицы:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (в-нт 3, 2шт.)
 2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (2 шт.)
 3. Волков бояться – в лес не ходить.
 4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
 5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
 6. Один в поле не воин.(в-нт1)
Продолжение темы: иероглифика
- Постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Пиктография превратилась в иероглифику. Слайд 5
ИЕРОГЛИФЫ – письмо из рисунков и особых дополняющих знаков. Они не обязательно должны напоминать о каком-то предмете своим сходством с ним, они являются условным знаком значения слова. Слайд 6
Пользовались ими жители Древнего Египта.
Для того чтобы отчетливее представить себе сущность иероглифов, можно обратиться к современным цифрам и арифметическим знакам.
В настоящее время письмо иероглифами сохранилось у китайцев и японцев. Слайд 7
Продолжение темы: алфавит
- Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисуночного письма.
Финикийский алфавит, предок всех существующих сегодня видов письменности: латинского шрифта, кириллицы, греческого алфавита. Слайд 8
Принцип алфавита настолько прост, что кажется удивительным, почему люди не додумались до этого раньше: каждому знаку соответствует один звук. Таким образом, письменность стала абсолютно четко передавать произношение. Правда, в самом финикийском алфавите на письме обозначались только согласные, а гласные опускались.
- Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Слайд 9
- А теперь попробуйте прочитать настоящую финикийскую фразу. Слайд 10
Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а не как мы привыкли.
- Посмотрите, как выглядели некоторые буквы финикийского алфавита. Слайд 11
- На какие буквы русского алфавита они похожи? (Р, Д, К, М)
- Финикийский алфавит заимствовали греки. Греки стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки.
В каждой стране буквенная письменность развивалась по-разному, но все алфавиты произошли от финикийского и греческого.
Как же появился русский алфавит?
- В IX веке жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл – кириллицу, Мефодий – глаголицу. Слайд 12
- Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв.
- Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (кириллица)
- Со временем азбука изменилась.
- Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв) 
Закрепление
Практическое упражнение. Соедините слово с его значением. Слайд 13
Клинопись письмо из рисунков и знаковПиктографияпредметное письмоИероглифы кириллицаАлфавит письмо клинообразными знаками
Заключение
– Назовите этапы возникновения и развития письменности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?
- Какое письмо вам понравилось, а какое показалось трудным?
- Важно ли писать так, чтобы тебя правильно поняли?
- Интересно, что сегодня развитие письма идет в любопытном направлении. В случае, когда нужно выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам. Чем же иначе являются знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды ("не гладить", "стирать при 30 градусах" и т.д.) или знаки в международном аэропорту? Потребность в международном общении диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму.
Давайте попробуем прочитать современное письмо слайд 14
Нет сомнений, что развитие человеческой письменности будет идти дальше. Нет сомнений, что эта история не закончилась - она еще представит нашему вниманию много интереснейших явлений.
Оценки, д/з: Составить записку другу по-финикийски