Урок письма и развития речи в 5 классе на тему: Деловое письмо. Поздравительная открытка.


Урок письма и развития речи в 5-ом классе
Тема: Деловое письмо. Поздравительная открытка.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: формировать умение писать поздравительную открытку.
Задачи:
Предметные:
Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись;
Формировать умение составлять текст для конкретного адресанта.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Развивать мышление, умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Создать условия для формирования познавательного интереса к совместному поиску, воспитание культуры общения в парах, в группе со сверстниками.
Развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
Учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
Формировать умения выполнять свои действия по образцу.
 Личностные:
Формирование умения оценивать свою работу.
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование: проектор, экран, алгоритм «Шаг за шагом», учебник Русский язык 5 класс Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение» 2008
Структура и ход урока.
1.Организационный момент.
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Учитель:
Здравствуйте уважаемые гости и учащиеся нашей школы. Сегодня на уроке делового письма я хочу вам напомнить о замечательном празднике, который носит гордое название «День космонавтики и авиации».
- Ребята, подскажите, когда наша страна и весь мир будет отмечать этот день? (12 апреля)
- Почему День космонавтики в нашей стране отмечают 12 апреля? (В этот день с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый первым лётчиком космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.)
- Назовите космический корабль-спутник, на котором Ю.Гагарин отправился в космос? («Восток».)
-Назовите главного конструктора космического корабля «Восток»? (Академик С.Королёв.)
-Как называется место, откуда космические корабли отправляются в полёт? (Космодром.)
-Как называется защитный костюм космонавта? (Скафандр.)
Учитель:
Полёт Юрия Алексеевича Гагарина открыл новую эпоху в развитии человечества и положил начало практическому освоению космического пространства.
Это событие стало возможным благодаря огромному, самоотверженному труду миллионов людей: учёных, инженеров-конструкторов, физиков, астрономов, космонавтов, рабочих и служащих.
Учитель:
В преддверии праздника в России 12 апреля пройдут самые масштабные мероприятия, а также президент РФ В.В.Путин будет поздравлять работников космической отрасли с профессиональным праздником.
- Ребята, как вы думаете, сколько лет прошло с того самого полёта человека в космос? (Считают вместе с учителем.)
Учитель:
12 апреля 2016 года исполняется 55 лет со дня полёта Ю.А.Гагарина в космос.
-Ребята, как вы думаете, что можно подарить людям, чья жизнь связана с космосом?
Учитель:
Я думаю в этот день нужно сказать слова благодарности и поздравить тех, кто делает всё для того, чтобы наша нация развивалась и становилась сильнее.
-Где используется письменная поздравительная речь?
(в поздравительном письме, поздравительной телеграмме, в поздравительной открытке.)
-Ребята, я предлагаю вам написать поздравительную открытку.
-Поднимите руку те, кто знает правила написания поздравительной открытки? (Ученик затрудняется ответить, как написать поздравительную открытку.)
3.Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, у нас возникла проблемная ситуация.
Давайте зафиксируем эту проблему в нужном месте.
-Ребята, создание проблемной ситуации привело нас к постановке темы урока и учебной задачи.
Учащиеся:
Тема урока: «Поздравительная открытка».
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами написания поздравительной открытки.
Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока.
4. Открытие детьми нового материала.
Сейчас мы с вами проведём совместное исследование проблемы. Работать будете в парах, поэтому ваша задача друг другу помогать. Учитель предлагает детям карточки для исследовательской работы.
Карточка
Задание №1. Прочитай. Какой случай описан в тексте? Вставь пропущенные орфограммы.
Уважаемые косм_навты!
Поздравляю вас с Днём космонавтики!
Желаю вам освоить новые к_смические к_рабли, неоднократно выйти на орбиту нашей Земли и других планет!
Петров Александр, ученик 5 «В» класса.
Задание №2. Вставь пропущенные орфограммы.
Раздели текст на части. Запиши текст.
Учитель:
-К кому обращался Петров Александр в поздравительной открытке? Прочитайте.
-Как можно назвать эту часть? (Обращение.)
-С каким событием поздравлял ученик космонавтов? Прочитайте.
-Как можно назвать эту часть поздравительной открытки? (Причина поздравления.)
-Что пожелал Петров Кирилл адресату? Прочитай.
-Как можно назвать эту часть? (Пожелания.)
- От кого поздравление? Прочитай.
-Как можно назвать эту часть? (Имя поздравителя.)
-Ребята, как вы думаете поздравительная открытка-это какое поздравление? (Письменное или устное.)
Учитель:
-Ребята, в ходе нашего исследования, что вы заметили? (Текст поздравительной открытки можно написать по плану.)
Вывод:
Поздравительная открытка-это письменное поздравление, которое обычно пересылают по почте. Текст поздравительной открытки пишут по такому плану:
Обращение
Поздравление
Пожелания
Имя поздравителя.
Сравните наш вывод с автором учебника на стр. 183
(Учащиеся выполняют задание по карточке).
Учитель:
Да, но если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
Подумайте с каких слов можно начать пожелание? И что можно пожелать космонавтам?
Как желаем? Что желаем?
Тем, кто в полёте желаю …
Желаю
От всего сердца желаю Вам …
Пусть … здоровья, выполнения всех задач, поставленных пред Вами и благополучного возвращения на Землю.
освоить новые космические корабли и неоднократно выйти на орбиту нашей Земли и других планет.
крепкого здоровья и вдохновения для дальнейших профессиональных успехов.
каждый полёт Вам приносит удачу и успех.
Физминутка «Космическая игра»
Ребята, как вы думаете, чем занимаются космонавты на борту космического корабля? (Да они работают. Но у них есть время и для отдыха. Как все обычные люди, они едят, спят, читают и смотрят телевизор. А ещё космонавты любят просто повеселиться.
Сейчас я вас научу космической игре и проверю насколько вы внимательны.
Учитель говорит:
Взлёт-ученик Ура!
Полёт-ученик У-у-у.
Посадка-ученик молчит, сидит тихо.
Остановка- ученики хлопают в ладоши.
Закрепление полученных знаний. Самостоятельная работа.
Цель: Закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы.
-Ребята, сейчас я предлагаю написать поздравительную открытку по плану.
Задание. 1 гр. Написать текст поздравительной открытки по плану.
Задание 2 гр. На листе формата А4 оформить поздравительную открытку из набора предложений.
Отчёт о проделанной работе.
Учащиеся вывешивают поздравительные открытки на доску.
Самооценка
Картина звёздного неба в безлунную ночь чудесна! На тёмно-синем небосклоне мерцают мелкие звёздочки. Глядя на ночное небо, думаешь: невозможно сосчитать на нём все звёзды.
Для самооценки своего внутреннего состояния и по отношению к выполненным на уроке заданиям я предлагаю вам зажечь звёзды в небе.
Жёлтая звезда.
Ребята, если вы считаете, что работа на уроке прошла успешно, активно, вы не испытывали трудности при изучении нового материала, все задания вам были понятны и вы всё сделали, то зажгите в небе жёлтую звезду.
Синяя звезда.
Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в небе зажги красную звезду: «Нужна небольшая помощь».
Красная звезда.
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он зажигает красную звезду: «Стоп! Мне нужна помощь!»
Итог:
Юрий Алексеевич Гагарин, вернувшись из полета, сказал: «Облетев Землю в корабле, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Ребята, давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.