Формирование умений говорения у учащихся средствами речевого этикета

Иванцова Ирина Николаевна
преподаватель иностранных языков
ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП», г. Тюмень
Формирование умений говорения у учащихся средствами речевого этикета
В жизни человека процессы общения играют чрезвычайно важную роль. Каждый человек общается с носителями не только родного ему языка, но и носителями других культур. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. Процесс общения невозможно осуществлять не зная норм, традиций, правил другой страны, которые обобщенно трактуются как речевой этикет.
Особое внимание изучению речевого этикета уделяют на занятиях иностранного языка. Обучение иностранному языку должно иметь общую коммуникативную ориентацию, направленность на конечный результат, а именно на формирование всесторонне развитой, образованной личности, способной и готовой использовать иностранный язык как средство общения, средство установления взаимоотношения между народами.
Это означает также, что овладение средствами языка – лексическими, фонетическими, грамматическими должно быть ориентировано на практическое использование их в речевой деятельности и не вообще, а в указанных целях, сообразно правилам речевого этикета.
Правила этикета, в том числе речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение, совет и так далее). Основное назначение общепринятых формул речевого этикета – признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему, поэтому обучение речевому этикету можно рассматривать как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков (22;70(.
Обучение учащихся речевому этикету предполагает формирование у них следующих умений:
выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (для этого учащемуся необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);
использовать формулу речевого этикета адресовано и мотивированно, то есть, иначе, «развернуть» вежливую фразу;
проявить вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.
В исследованиях, посвященных проблемам общения, отмечается, что основу коммуникативного взаимодействия учащихся со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании, в признании их достижений, в одобрении. Средством одобрения (внешности, ума, поступка, работы и другого) является комплимент, то есть «любезные, приятные слова, лестный отзыв» (словарь С.И. Ожегова).
Многие исследователи отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения; положительная оценка формирующегося.
Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество при отборе и употреблении принятых в обществе способов выражения одобрения, похвалы.
Успешность овладения этикетными фразами зависит от системы, направленной на формирование у детей умений употреблять разнообразные формулы речевого этикета, «развертывать» их за счет обращений и мотивировок и сопровождать невербальными средствами.
В отборе речевого материала для обучения адекватному речевому этикетному поведению необходимо учитывать особенности ситуации общения и реальные потребности учащихся. Рекомендуют следующие формулы:
одобрение внешности: «Ты сегодня выглядишь замечательно (очень мило, нарядной» и т. п.);
одобрение личных качеств: «Ты (очень) веселый (добрый, хороший, замечательный, удивительный» и т.п.). «Ты настоящий друг». «Ты молодец (умница)». «У тебя добрая душа (отзывчивое сердце, золотые руки» и т. п.);
одобрение деловых качеств: «Ты хорошо (замечательно)рисуешь (пишешь, поешь» и т. п.). «С тобой интересно заниматься».
Обучение целесообразно проводить в несколько этапов.
На первом этапе осуществляется работа по обогащению речи учащихся вариантами формул и выражений одобрения.
На втором этапе детей обучают способам «развертывания» комплиментов.
На третьем этапе их учат проявлять доброжелательность посредством интонации, мимики, жестов.
Последовательность работы на каждом этапе определяется логикой усвоения речевого материала: от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, а затем к самопроизвольному использованию в играх и смоделированных ситуациях и переносу в реальную повседневную жизнь.
Обогащение и активизация словаря за счет формул и выражений речевого этикета начинаются с организации их многократного восприятия на занятиях. Педагоги должны использовать любую возможность для демонстрации иноязычных этикетных фраз в общении с учащимися (на занятиях и в совместных учебных играх).
На занятиях иностранным языком уместны вкрапления русских пословиц и поговорок, подчеркивающие значение одобрительных, добрых слов, придающие колорит иностранного языка: «Ласковое слово что весенний день!»; «Ласковое слово не трудно сказать»; «Доброе слово дороже богатства»; «Доброе слово железные ворота открывает» и др.
Для воспроизведения фраз этикета важно найти такие способы обучения, которые побуждали бы учащихся к многократному проговариванию разных вариантов формул и выражений одобрения, сложившихся в речевом этикете страны изучаемого языка, при этом многократность повторения не должна вызывать потерю или снижение интереса. Таким требованиям отвечают игровые методы.
Игра создает эмоциональный фон, важный для возникновения положительного отношения к самому педагогическому процессу, педагогу и его заданиям. Кроме того, в игре трудности выполнения требований и правил преодолеваются учащиеся охотно и с удовольствием. В игровых ситуациях учащиеся запоминают в два раза больше слов, чем при обычной установке на запоминание. Игра, выдвигая перед учащимся содержательные задачи, способствует активизации произвольного запоминания. В то же время она может служить основой и для непроизвольного запоминания заданного речевого материала и дальнейшего его непроизвольного воспроизведения.
Для обучения речевому этикету на иностранном языке целесообразны дидактические игры и упражнения, предполагающие:
овладение лексическим материалом через восприятие и прямое, всегда за преподавателем, воспроизведение формул этика («Эхо»);
закрепление материала путем побуждения вспомнить и проговорить все знакомые формулы одобрения, соответствующие определенной ситуации («Похвали – одобри!»);
применение формул этикета в ситуациях, приближенных к реальным и предполагающих автоматизацию умения использовать любое уместное в определенных обстоятельствах речевое клише («Озвучь картинку»).
Указанные игры можно использовать на всех этапах работы с последовательным усложнением. Например, цель игры «Эхо» на первом этапе – обогатить речь учащихся различными вариантами комплимента, на втором – научить их «развертывать» эти фразы, на третьем – научить доброжелательной тональности. Учащиеся, в соответствии с игровой задачей игры «Эхо», повторяют вслед за педагогом произнесенную им фразу, точно следуя образцу или корректируя её. Преподаватель использует отдельные фразы комплимента, а затем присоединяет к ним обращение и мотивировку и подчеркнуто демонстрирует проявление доброжелательности в интонации, жестах, мимике. Закрепление и активизация усвоенных в этой игре фраз происходят в играх второй группы, которые стимулируют воспроизведение всех усвоенных фраз комплимента.
Игры и упражнения третьего типа позволяют достичь качественно нового уровня усвоения формул комплимента. Его смысл заключается в том, чтобы, играя, ученик быстро и точно реагировал на речевую ситуацию, заключенную в игре или игровом упражнении, подбирал из числа возможных любую – по своему усмотрению – фразу одобрения. Например, в игре «Вежливые отгадки» закрепляется умение находить слова для похвалы конкретного человека, поэтому здесь играющие должны отобрать подходящую фразу причем по правилам этот выбор делается достаточно быстро.
Речевой этикет – это словесные формы выражения вежливых отношений между людьми. Он пронизывает все сферы коммуникативной деятельности, ему подвластны все социальные страты в обществе. Обучение речевому этикету на уроках немецкого языка имеет очень большое значение и учителю необходимо обратить на это особое внимание. Он должен правильно разработать систему овладения этикетными фразами детьми. От этого зависит весь успех обучения. Здесь он может применить различные игры, которые способствуют усвоению языкового материала.

Библиографический список
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.- 125 с.
Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М.: МО РФ, ИОШ РАО, 1993. 135 с.
Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 1998. – 286 с.
Бим И.Л., Каменецкая Н.П., Миролюбив А.А. и др. О преподавании иностранных языков на современном этапе// Иностранные языки в школе. 1995.№ 3.С. 6-11.
Богин Г.И. Концепция языковой личности. Автореф. диссертация доктора филологических наук. М.: 1982. 136 с.
Большая советская энциклопедия. // Под. ред. Введенского Б. А. Том 51.
Воловик А.В. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам (из опыта зарубежной методики). Автореф диссертации канд. пед. наук. М.: 1988. 123 с.
Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М.: МО РФ, ИОШ РАО, 1993. 135 с.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя.М.:, 2004.189 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык для детей. М.: Аквариум, 1992. – 298 с.
Гальскова Н.Д., Чепцова Л.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе (на материале Программы обучения иностранным языкам в начальной школе// Иностранные языки в школе. - 1994. № 3. С. 49.
Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации// Иностранные языки в школе. 1993.- № 8. – С. 72.
Журавлев И. К. Состав содержания образования, обусловленный принципами построения учебного плана. В кн.: Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 19. С. 183-191.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. 160 с.
Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 221 с.
Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М., 1975. 151 с.
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 2002. – 350 с.
Ковальчук А. С. Этикет. Манеры поведения личности. // Школа и производство. – 1994.№6. – С. 32.
Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова и др. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. // Под. ред. Шведовой Н. Ю. – М., 1984. – 378 с.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
Сергеева О. Е. Обучение школьников речевому этикету на уроках иностранного языка. // ИЯШ. – 2003.№3. – С. 70.
Скалкин В.Л. Системность и типология упражнений для обучения говорению// Иностранные языки в школе. 1979. № 2. С. 19
· 25.
Смирнова Т. Н. Немецкий язык для начинающих. – М.: Высшая школа, 1995. – 314 с.
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение 2003. – 238 с.
Формановская И. И. Речевой этикет. – МГУ, 1973. – 242 с.
Формановская И. И. Ритуалы вежливости и толерантность. – М., 1998. – 165 с.
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). М.: Высшая школа, 1989. 238 с.
Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – М., 1986. – 230 с.

15