Методическая разработка по воспитательной работе на тему: Инновационные подходы к методике воспитателя


Основной целью воспитательной работы в гимназии-интернате является формирование самостоятельной, зрелой, нравственной, психически и физически здоровой личности воспитанника, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы, стать достойным гражданином своей страны.
Задачи воспитательной системы
Формирование условий для высокого уровня развития личностного потенциала воспитанников и реализации его в будущем.
Духовно- нравственное развитие личности на основе демократии, гражданственности, патриотизма и культурных традиций нашего народа.
Укрепление здоровья воспитанников через систему оздоровительных мероприятий, работу спортивных секций и спорта.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала путём вовлечения в систему дополнительного образования.
Развитие детского самоуправления, предоставление реальных возможностей участия в общественной деятельности.
Создание условий для социально-бытовой и профессиональной ориентации воспитанников с целью успешной адаптации к жизни и трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях.
Принципы воспитательной системы
Личностно – ориентированный принцип (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, создание психологической комфортности, атмосферы успешности).
Культурно – ориентированный принцип (целостное представление о мире и месте человека в нем, опора на исторически сложившиеся культурные ориентиры: достижения мировой культуры, традиции нашего народа, традиции микромира – школа-интернат).
Деятельно – ориентированный принцип (формирование потребности в труде и творчестве).
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы).

Основные направления работы:
преемственность в воспитательном процессе;
духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, основанное на традициях;
психолого-педагогическое и социальное сопровождение;
система дополнительного образования;
система трудового воспитания;
воспитательное пространство школьной библиотеки;
развитие детского самоуправления;
профилактика правонарушений;
совершенствование содержания и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
Модель выпускника гимназии-интерната
Знания, умения, навыки.
Знания, умения, навыки, соответствующие федеральным и региональным стандартам.
ЗУНы, необходимые для продолжения образования.
Свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне.
Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.
Знание основных достижений культуры.
Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.
Экологическая грамотность.
Профессиональное определение в выборе будущей профессии.
Познавательная деятельность.
Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования.
Осознанные познавательные интересы и стремление их реализовать.
Способность использовать знания на практике.
Сформированность общеучебных умений и навыков.
Умение применять их в нестандартных ситуациях.
Рациональная организация труда, самообразования, исследовательская работа.
Культура личности, жизненная и нравственная позиция.
Гуманистическое мировоззрение.
Культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию.
Этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство)
Бережное отношение к общечеловеческим ценностям
Правовая культура.
Коммуникативность, культура общения.
Честность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
Оптимизм, настойчивость и преодоление трудностей.
Положительная Я-концепция.
Адекватная самооценка.
Здоровье.
Ведение здорового образа жизни.
Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.
Санитарно-гигиеническая компетентность.
Духовно-нравственное и гражданское воспитание, основанное на традициях.
Данное направление предполагает реализацию культурно-ориентированного принципа воспитательной деятельности. Целостное представление о мире воспитанники получают через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж духовности, нравственности, гражданственности, переосмысления себя как части целого.
Круг традиционных мероприятий имеет немаловажное значение для реализации задач воспитания, так как является способом и местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей интерната. Здесь происходит передача культурных ценностей от старших к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (педагоги – воспитанники – выпускники).
Круг традиционных мероприятий:
День знаний.
День учителя.
Мисс Осень.
День именинника.
День благодарения.
День рождения школы-интерната
Новогодний праздник.
День Матери.
День защитника Отечества.
Международный женский день.
День птиц.
День Победы 9 Мая.
Выборы президента школы.
Последний звонок.
Выпускной вечер.
Дни здоровья.
День самоуправления.
Этапы работы:
создание Совета школы,
определение целей и задач,
распределение обязанностей,
создание сценария,
репетиционный период,
оформительские работы,
проведение праздника,
анализ мероприятия, выявление проблем, пути их решения.
Функции дополнительного образования
Обучающая функция – в кружках, секциях, студиях каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности.
Социально-адаптационная функция – занятия в объединениях позволяют значительной части детей (особенно тем, поведение которых не соответствует школьным требованиям, неуспевающим в учебе) получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемым способом.
Воспитательная функция – содержание и методики работы творческого объединения оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, на формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка социальной ответственности, коллективизма и патриотизма.
Цели и задачи дополнительного образования
Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества
Основные принципы
Индивидуально – личностный принцип.
Предоставление воспитаннику самому выбирать предпочтительные социальные сферы для самореализации посредством дополнительного образования.
Ценностно-смысловой принцип.
Дополнительное образование – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.
Природосообразность.
Отказ от сравнения одного ребенка с другим, признание природных особенностей детей, уважение труда и мнения ребенка.
Творческое начало.
Творчество способствует совершенствованию и развитию образования. Важно творчество педагогов в использовании традиционных и новых технологий в работе.
Комфортность.
Создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка, создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели.
Организационные формы дополнительного образования.
- Формы организации детских объединений: кружки, секции, студии, клубы.
- Формы учебных занятий: занятия в кабинете, практические занятии на местности, экскурсии, походы.
- Массовые формы учебной работы: концерты, выставки, конкурсы и фестивали, творческие отчеты.
Воспитательные мероприятия.
Основным требованием к организации внеурочной деятельности является:
вовлечение всех воспитанников в кружки с учетом их интересов и способностей;
социально-бытовая и профессиональная ориентация деятельности;
увлекательность внеурочных занятий.
Помимо традиционной формы организации дополнительного образования в нашей системе активно функционируют разновозрастные клубные объединения, которые предоставляют воспитанникам возможность свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.
Система дополнительного образования в гимназии-интернате функционирует по 4 основным направлениям:
физкультурно-спортивное;
профессионально-творческое;
научно-познавательное;
художественно-эстетическое.
Система трудового воспитания.
Труд является одним из эффективных воспитательных средств, способствующий социальному развитию, личностному и профессиональному самоопределению. Ребенок имеет возможность вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, оставаясь при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков он определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Занимаясь самообслуживанием, воспитанник приучается выполнять малопривлекательную, но нужную работу, у него развиваются волевые качества, физические способности, воспитывается чувство долга, прививаются гигиенические навыки.