Методическая разработка урока русского языка в 6 классе Имя числительное


Цель: повторить и обобщить изученное по теме  «Имя числительное».
Задачи: повторить морфологические признаками и синтаксическую роль   числительных; научить детей различать количественные и порядковые числительные; объяснить роль числительных в речи; создать условия для развития интереса к истории своего края. 
Оборудование: проектор, презентация, карточки, словарь С.И.Ожегова, лист самооценки.
Ход урока:
Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей в виду, Сказать, который ты в ряду.
П. Чесноков
Учитель: Какая часть речи так говорит о себе? Зачем я выделила эти слова?
Дети: Имя числительное. Количественные и порядковые отвечают на эти вопросы.
Учитель: Мы с ней знакомы?
Дети: Да
Учитель: Мы изучили все темы в разделе «Имя числительное?
Дети: Да
Учитель: Сформулируйте тему урока, если мы уже изучили всё в данном разделе.
Дети: Обобщение и повторение изученного по теме «Имя числительное»
Учитель: Давайте подумает, что мы будем делать на уроке. Сформулируйте цели.
Дети: 1)повторим произношение числительных, 2)повторим правописание числительных, 3) повторим склонение числительных, 4)повторим орфограммы, изученные в разделе «Имя числительное», 5)пополним словарный запас, 6)повторим, как отличить числительные от других частей речи, 7) повторим морфологический разбор имени числительного.
Учитель: Записываем число, тему урока.
Дети: Двадцать седьмое февраля
Классная работа
Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Учитель: Посмотрите на число. Дайте его характеристику.
Дети: Двадцать седьмое: составное (потому что…), порядковое (потому что…) числительное.
Слова не должны расходиться с делом.
Пословица.
Учитель: Как вы понимаете пословицу?
Дети: Что говоришь словами, нужно подтвердить делами.
Учитель: Как это высказывание относится к уроку?
Дети: Сначала теория, правило, затем закрепляем теорию примерами.
Учитель: Сейчас проверим, как вы знаете теорию. Групповая работа.
________________________________________________________________________
Задание №1. Трансформированный текст. Вставьте пропущенные слова.
Имя числительное—часть речи, которая обозначает ___________________________________
_________________________________________________________________________________ .
Имена числительные отвечают на вопросы ___________________________________________ .Имена числительные делятся на _____________________________________________________ .Количественные числительные делятся на 3 группы: ____________________________________
Большинство количественных числительных изменяется по падежам, а порядковые изменяются по ________________________________________________________________________________.
В предложении числительные могут быть ______________________________________________
__________________________________________________________________________
Учитель: Проверяем. Выставляем оценки в «Лист самооценки».
Учитель: Это текст?
Дети: Да.
Учитель: Докажите. Назовите признаки текста.
Дети: Тематическое единство, логичность, связность, информативность, завершённость.
Учитель: Стиль текста?
Дети: Научный, так как термины.
_________________________________________________________________________
Задание №2. Списываем предложения. Цифры заменяем словами. Выполняем синтаксический разбор предложений.
Курская область была образована в 1934году.
5 июня 1878 года был утверждён герб Курской губернии.
в 1934—составное, порядковое.
5 июня—простое, порядковое.
1878—
Учитель: Обратите внимание на выделенные слова. Чем они являются?
Дети: Синонимами.
2 учащихся(домашнее задание) работают по словарю С.И.Ожегова. Дают толкования слов: ГУБЕРНИЯ, ОБЛАСТЬ. Дети записывают в тетради.
Учитель: Где мы сейчас живём?
Дети: Мы живём в Курской области.
Индивидуальное сообщение. На фоне слайда «Герб Курской области»
Герб Курской губернии Российской Империи. Утвержден в 1878. В серебряном щите лазуревая перевязь, обремененная тремя серебряными же летящими куропатками.
Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою.  Андреевская лента — шёлковая лента голубого (синего) цвета, шириной 100 мм. Используется в качестве орденской для Ордена Андрея Первозванного (откуда и получила своё название). Серебряный цвет гербового щита символизирует духовную чистоту. Дубовые листья в геральдике являются символами мудрости, несгибаемости и твердости. Этот символ изображался на всех региональных гербах России в XIX веке. Синяя или лазурная перевязь на щите является символом реки Кур, возле которой расположен Курск. Изображения трех куропаток трактуется как связь с давней, ещё языческой историей.
_________________________________________________________________________
Задание №3. Запишите цифры словами. Выделите корни в числительных(пят-ь-десят). Дайте характеристику числительным.
1.Первое упоминание города Льгова в Ипатьевской летописи относится к 1152 году. 2. Герб Льгова принят в 1780 году. 3. Сейчас во Льгове и Льговском районе проживает 31897 человек.
к 1152 году—__________
в 1780 году—________
31897 человек—__________
Учитель: Обратите внимание на выделенное слово РАЙОН. По словарю С.И. Ожегова запишем толкование этого слова.
Задание №4. Урок математики. Сколько сейчас лет городу Льгову? Выделить корни в числительных от 50 до 80, от 500 до 900.
Учитель: Обратите внимание на слайд. Где вы видели это?
Дети: Около заправочной станции «ТНК».
2017-1152=865. Теперь запишем пример словами. От двух тысяч семнадцати отнять одну тысячу сто пятьдесят два равно восемьсот шестьдесят пять.
Индивидуальное сообщение о гербе города Льгова. Под именем «Ольгов» город впервые упоминается в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C" \o "Ипатьевская летопись" Ипатьевской летописи в 1152 году В 1780 году по указу Екатерины II Льгову «высочайше пожалован» собственный герб с изображением в зелёном поле птицы дрофы, «которых в окрестностях сего города плодится много».
_________________________________________________________________________

Задание №5. Спишите. Запишите цифры словами. Правильно прочитайте числительные. Дайте характеристику числительным.
Селу Банищи более 300 лет. В настоящее время в селе проживает 854 человека, 1/4
составляют дети, 1/4 –пенсионеры, 2/4 –взрослые.
более 300 –
854—
1/4 --
______________________________________________________________________________
Учитель: Просклоняйте 2/4 и 854(по вариантам). Выделите окончания.
Учитель: В чём особенность склонения дробных числительных? В чем особенность склонения составных количественных числительных?
И.п. восемьсот пятьдесят четыре
Р.п. восьмисот пятидесяти четырёх
Д.п. восьмистам пятидесяти четырём
В.п. восемьсот пятьдесят четыре
Т.п. восьмьюстами пятьюдесятью четырьмя
П.п. о восьмистах пятидесяти четырёх
И.п. две четвёртых
Р.п. двух четвёртых
Д.п. двум четвёртым
В.п. две четвёртых
Т.п. двумя четвёртыми
П.п. о двух четвёртых
Физкультминутка. Песенка про числительные.
Задание №6. Исправьте ошибку.
В библиотеке есть тристо девяносто четыри книги.
Задание №7. Парная работа. Выполнить синтаксический разбор предложений. Поверяем по слайду. Оценки выставляем в «Лист самооценки».
1. Пять книг лежат на столе.
2.Дважды два—четыре.
3.Разделите шесть на три.
4.Наша школа начала работать в 1966 году.
5.Мы находимся на втором этаже.
Задание №8. Выборочный диктант. «Да»/»Нет». Учитель диктует предложение. Первый вариант пишет «Да», если в предложении есть числительное, второй вариант должен написать «Нет». Если в предложении нет числительного, то второй вариант пишет «Да», а первый—«Нет». Проверяем по слайду. Выставляем оценки в «Лист самооценки».
В классе семь учеников. Да/нет
Идёт двадцать седьмой день февраля. Да/нет
Все получили пятёрки. Нет/да
Школа двухэтажная. Нет/да
Усилия нужно удвоить. Нет/да
Задание № 9. Морфологический разбор числительного.
Самуил выучил одиннадцать английских слов.
Выучил(сколько?) одиннадцать(слов). Одиннадцать—числительное.
Н.ф.—одиннадцать.
2. Пост.признаки: простое, колич., целое.
Непост.признаки: в вин.пад.
3.Выучил (что?) одиннадцать слов.
Сообщение о числительном сорок. Слайд.
Задание №10. Ребусы.
По2л подвал
С3ж стриж
3ко трико
Па3от патриот
40а сорока
100лб столб
100ляр столЯрУчитель: Итоги. Все ли цели достигнуты? Оценки сами выставляют в лист самооценки. Рефлексия( на слайде вопросы).
Домашнее задание. Напишите мини-сочинение о себе или о своём селе, используя не менее 10 числительных.
Приложение.
Лист самооценки.
ФИО _________________________________________________________
Трансформированный текст Задание № Задание № Да/Нет Работа на уроке Итоговая оценка
Презентация прилагается.