Конспект организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ «Как помочь Колобку» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности
с элементами ТРИЗ
«Как помочь Колобку»
для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

Цель: развитие воображения и творческой активности у воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с наиболее распространенными приемами разрешения противоречий;
- упражнять в умении составлять предложения с заданными словами;
- формировать навыки классификации предметов по внешним признакам;
- формировать умение сравнивать и обобщать;
- формировать умение убеждать, объяснять, доказывать свое мнение в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Развивающие:
- развивать познавательный интерес и познавательную активность;
- развивать воображение и творческие способности;
- развивать эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийная установка, мольберт, пособие «Пятиэкранка», листы с изображением Колобка.











Ход организованной образовательной деятельности:

Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются). А теперь поздороваемся друг с другом и со мной.

Коммуникативная игра «Ой, здравствуйте». Дети гуляют свободно по залу, по сигналу воспитателя или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом. Начинают словами: «Ой, здравствуйте!» (Здороваются мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони, носочками ног, носами и т.д.). (Е. Рыбак)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей). Я вам загадаю загадку про свою любимую сказку, а вы попытайтесь ее отгадать.
Он от дедушки ушёл
И от бабушки ушёл.
На беду свою, в лесу,
Встретил хитрую лису.
И пропал румяный бок.
Кто был съеден? (Колобок)

Основная часть
Воспитатель: Знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта - грустно. Мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и съела! А мне такой конец совсем не нравится. Но я не знаю, как помочь Колобку. Я надеюсь, что вы мне подскажите.
Но сначала давайте вспомним о приключениях Колобка. (Подходит к мольберту, на котором прикреплен большой лист. Или включает слайды на компьютере).
Воспитатель: Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка». (Прием ТРИЗ «Пятиэкранка»). Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.
(Воспитатель помещает рисунок (или рисует сам) Колобка в центральную клетку.)
Воспитатель: А какой Колобок, из каких частей он состоит?
- Где происходит основное действие сказки?
- Чем он был раньше, откуда он появился?
- Чем закончилась сказка? Что произошло?
Воспитатель дополняет ответы детей фразами из сказки: «по сусекам поскребла», «Колобок, Колобок, я тебя съем» и т. д.














Воспитатель: Давайте представим, что Лиса еще очень далеко, а Колобок катится и играет в игру «Эхо». Давайте мы тоже поиграем.

Игра «Эхо» (по Н. Пикулевой)

(Дети повторяют последний слог и хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Собирайся, детвора! Ра!Ра!
Начинается игра! Ра!Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет Ваша голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух! Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
(Если кто-то закукарекал, его воспитатель хвалит за смекалку и сообразительность. Игра повторяется еще раз). (Чурилова)

Воспитатель: Представим, что Колобок катится дальше по лесной тропинке. Как вы думаете, кого он мог в лесу еще встретить? Кто живет в лесу? Посмотрите на экран и назовите животных, которые живут в лесу.
Игра «Третий лишний» (Прием ТРИЗ «Противоречие»)
Игра проходит посредством ИКТ. Достаточно 3-х слайдов. На каждом слайде – трое животных. Двое, живущих в лесу, и один, который не живет в лесу. Дети должны его назвать и объяснить, почему не живёт.
Пример: лиса – белка – бегемот; лось - курица - волк; медведь – заяц – крокодил.
Когда дети называют того, кто не живет в лесу, воспитатель недоуменно спрашивает: «Почему? У бегемота тоже хвост, ушки Может крокодил, как и медведь зимует в норе» и т.д. Дети должны отстоять свое мнение.

Воспитатель: Катится Колобок по тропинке, песенки поет. Вдруг небо потемнело, подул сильный ветер и пошел дождь (Можно сопровождать текст показами слайдов).

Игра «Хорошо – плохо» (Прием ТРИЗ «Обсуждение противоречий»)
Воспитатель: Ребята, как по-вашему, дождь – это хорошо или плохо? Что хорошего в дожде? (Почаще спрашивайте кого-то конкретно, чтобы была видна инд работа – Б.Г.)
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя...)
- А что плохого в дожде? (Ответы: можно намокнуть, промочить ноги)
- Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь - это «хорошо» тогда, когда..., и дождь для нас - это «плохо», когда... (Воспитатель уточняет и проговаривает вместе с детьми).
Воспитатель: Дождик неожиданно начался и так же неожиданно закончился. Выглянуло солнышко. А солнце – это хорошо или плохо?
- Ребята, что хорошего в солнце? (Ответы).
- А что плохого может быть в солнце? (Ответы).
Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
Воспитатель: А теперь проверим, как мы знаем друг друга и самого себя.

Подвижная игра «Разбежались!» (Прием ТРИЗ «Классификация по различным признакам»)
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбежаться дети, например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде к двери, у кого нет к окну и т. п.
Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами без карманов; длинные короткие рукава; кто обут в сандалики кто не в сандаликах; кто летал на самолете кто не летал, кого в детский сад привел папа кого не папа и др.
Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.

Воспитатель: Ребята, так что же нам придумать, чтобы Лиса не съела Колобка? (Ответы детей).
Все ответы принимаются, но надо подвести к мысли об изменении внешности Колобка.
Воспитатель: Конечно, молодцы! Давайте мы изменим внешность Колобка так, чтобы его Лиса не узнала.

Игра «Как изменить Колобка» (Прием ТРИЗ «Мозговой штурм»)
Вы мне говорите, что именно нужно изменить, а я попробую это нарисовать.
Воспитатель на мольберте рисует круг (колобка) и дорисовывает то, что говорят дети.
Примерные ответы детей: повязать платок, приклеить усы, нарисовать хвостик, нарисовать ушки, надеть шляпу, очки и т.д.
Обязательно обратиться к некоторым детям по имени: «Машенька, а как бы ты изменила Колобка». Затем к детям: «Ребята, Вы согласны с Машей?»
Воспитатель: Очень хорошо, теперь Лиса уж точно не узнает в этом существе Колобка. А как мы его назовем?
(Ответы детей).
Воспитатель выбирает наиболее яркое имя. Например, Колошарик.
Воспитатель: Давайте, поиграем с ним (Прием РТВ «Бином фантазии»). Нужно придумать предложение, чтобы было слово «Колошарик» и слово «коньки».
Если дети не смогут – помочь. Например, «Колошарик захотел научиться кататься на коньках».
Воспитатель: А кто составит предложением со словами «Колошарик» и «микроволновка»? (Можно еще 1-2 предложения придумать).
Заключительная часть
Воспитатель: Я рада, что мы с вами придумали, как спасти Колобка. У меня есть портреты Колобка, я вам их раздам и вы сами, в свободное время, по своему желанию, попробуйте изменить внешность нашего героя.
Раздает детям изображения Колобка
Ребята, скажите, А для чего мы меняли внешность Колобка? Как вы считаете, у вас получилось? Что мы еще сегодня делали? Что вам понравилось? Что осталось не понятным?
Ответы детей.
- Дорогие ребята, какие Вы молодцы! Вы спасли жизнь Колобку! Лиса его не узнала! Колобок погулял по лесу и вернулся к бабушке с дедушкой (слайд).
Они были очень рады. В благодарность бабушка испекла вам целую корзинку печенья (пирожков, вкусных рогаликов).
Угощает детей.














3. Где происходит основное действие?

2. Из каких частей?

5. Так что же случилось с Колобком?

Колобок

4. Чем он был раньше? Откуда появился?



15