УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ «О физике без скуки»(задача Робинзона) Формирование социальной и коммуникативной компетентности с использованием приемов педагогической техники ТРИЗ


УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ
«О физике без скуки»(задача Робинзона)
Формирование социальной и коммуникативной компетентности с использованием приемов педагогической техники ТРИЗ
Задачи урока: дидактические: учащиеся должны перевести знания, умения и навыки, а также самостоятельно-умственные действия в новую ситуацию; учащиеся должны уметь комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности;
Развивающие: развитие творческого стиля мышления, самостоятельности, инициативы;
Воспитательные: воспитание и формирование устойчивого интереса к физике.
Учитель:
РЫЖКОВА СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА
Артемовский УВК № 11 им. Артема
Методические обоснование.
Урок объединяет следующие идеи:
Идею личностной направленности;
Идею гуманизации и демократизации педагогических отношений;
Отказ от прямого принуждения$
Новую трактовку индивидуально подхода;
Формирование положительной «Я - концепции».
Цель урока:
Давать возможность каждому ребенку в мысленно созданной экстремальной ситуации осуществить:
Право выбора(выбрать дело по душе);
Проявить свои творческие способности (смекалку, изобразительность).
Представить следующие позиции нового взгляда на личность учащегося:
Ученик-субъект педагогического процесса (преобладает деятельность детей);
Каждый ребенок талантлив (это проявится в какой-либо его деятельности на уроке).
Учение с увлечением (ставка на самостоятельность и самодеятельность детей).
Создание каждому ученику обстановку успеха, одобрения, поддержки , доброжелательности, помогая детям реализовать себя в положительной деятельности.
Приемы педагогической техники и задачи, которые они должны решить. Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Начало урока. Мотивационный настрой.
Звуковое сопровождение
(3 мин) Учитель рассаживает учащихся и обращается к ним:
-Ребята! Вы учитесь в школе – большом корабле, который несет вас по безграничному океану знаний. Давайте мысленно представим себе, что корабль попал в шторм, потерпел крушение, а вы все спаслись: были выброшены волной на берег. Учащиеся слушают учителя и пытаются посредством своего воображения представить данную ситуацию.
2 Приём эмпатии («вжиться в образ») Когда вы пришли в себя и осмотрелись, то увидели, что оказались на острове на берегу речушки? Волны выбросили на берег то, что не затонуло. На другом берегу реки росла пальма, за песчаным холмом мелькнули и скрылись жители острова, а вокруг, настолько хватало глаз, был океан.
Наша задача: выжить в данной ситуации и притом остаться цивилизованными людьми –использовать свои знания по физике, жизненный опыт. Итак, задача Робинзона - как выжить на острове! 3 Прием эмпатии («играть в образ») Как вести себя в экстренной ситуации? Беда объединяет людей и мы., взявшись за руки, минуту обдумаем свои действия. Дети берутся за руки, образуя замкнутый круг- «объединение единомышленников».
4 Мозговая атака (форма группового мышления и эффективный способ решения проблемы) 2мин. Учитель: «Итак, ваши действия! Слу8шаю ваши предложения». Учитель записывает предложения учащихся, разные выходы из ситуации. Создание банка идей. Учащиеся предлагают варианты.
Мозговой штурм (решение творческой задачи в группах) 6мин.
На доске Учитель вместе с учащимися выбирает основные предложения.
Добыть огонь;
Вылечить больных;
Приготовить пищу;
Построить жилище;
Наладить связь с жителями острова;
Изготовить орудия труда.
Вырабатывается общий план действий.
Задание детям:
В группу должно войти 4-5 человек. Подумайте, что конкретно хочет выполнить каждый из вас?
Раздаются предметы с помощью которых выполнить задание, сделать зарисовки и обосновать, какие значения физики будут использовать, с какими физическими явлениями они при этом столкнутся. Учащиеся помогают составить общий план действий.
Дети рассаживаются по группам.
6 Выступление групп(прием театрализации) 20 мин. Учитель помогает комментировать ответы. Последняя группа отыскивает «клад» 7 Подведение итогов. 10мин.
На доске Учитель: Итак, вы смогли выжить в тех условиях, вкоторых оказались. Вы сделали все, что могли, используя знания по физике 7,8 и 9 классов. Символично, что «клад Робинзона» - это эквивалент ценности вашего ума – «мудрики»(раздается детям).
Подводя итог сегодняшнему уроку, ответьте на вопросы:
1) Что на мой взгляд происходило сегодня на занятии? В чем его смысл?
2) В чем выражалось моё личное участие? Что я понял(а)? Чему научилась (лся)?
Что чувствовал(а)?, ощущал(а)?
Мои замечания и предложения: а) учителю; б) себе; в) всем нам. 8 Вручение памятных подарков Заключительное слово учителя:
Орешек знаний тверд!
Но вам, друзьям, не нужно
Отступать!
И расколоть его поможет
Желание побольше все узнать!(раздаются грецкие орехи)
Без знаний физики
Сегодня нам не обойтись:
Она нужна и лётчикам и капитанам,
Хозяйке в доме, и врачу,
И путешественнику в дальних странах. Я верю в Ваш успех!!!
С Рыжкова…