Семинар — практикум Современные методы и подходы к формированию графических навыков у дошкольников.

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Поэтому одна из важных задач – это подготовить руку дошкольника к письму. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребёнок много и увлечённо рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребёнок пойдёт в школу неготовым приступить к обучению письму. Низкий уровень развития графического навыка может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:
- Низкий темп письма.
- Быстрая утомляемость при письме.
- Неровная, «дрожащая» линия.
- «Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.
- Слишком сильный нажим.
- Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
- Несоблюдение размера графических элементов.
- Несоблюдение наклона письма.
- Большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо.
- Нежелание выполнять письменные упражнения.
Работа по развитию графических навыков у детей должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
-развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
-развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения;
-развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений). Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью используются готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6 – 7 месяцев: массаж кистей рук. С десяти месячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие.
Младшим дошкольникам для развития мелкой моторики кисти рекомендуются следующие виды деятельности:
-мозаика (мелкая и крупная), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков;
-наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
-цветные клубочки ниток для перематывания;
-пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;
-наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти рук;
-наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
-пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров.
Хорошим средством для развития движений пальцев являются пальчиковые игры. Разнообразные по форме и содержанию игры развивают память, воображение, речь ребёнка. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными: пять минут в день достаточно.
Следует помнить, что потребность писать у детей 6 – 7 лет выражена слабо и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребёнок практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты ещё очень слабо, ребёнку трудно и , следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности. Это может быть: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки», «Попади в цель», «Дорожки», «Лабиринты» и т. д. Ребёнка следует обучать рисованию по точкам, дорисовыванию незаконченного рисунка, рисованию по клеточкам, копированию рисунков по клеточкам. Выполняя различные виды штриховок, копируя рисунки, ребёнок приобретает опыт графических движений. При этом необходимо сразу обучать ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, уметь выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур. Штрихи могут быть следующие: прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши) и т.д.
Точность графических действий обеспечивается за счёт мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии ме
·лких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребёнок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Для развития графического навыка следует использовать также:
Графический диктант - это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.  2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Рисование узоров по клеточкам – это отличный способ разработки мелких мышц ребёнка, интересное и увлекательное занятие. Для этого существуют различные учебные пособия (прописи, тетради печатные с готовыми узорами). Но можно использовать обычные тетради в клеточку. Воспитатель показывает образец, а дети повторяют.
Регулярные занятия с детьми по развитию графических навыков обеспечат правильное и красивое письмо, принесут им удовольствие от выполняемой учебной деятельности.

Задания для воспитателей:
1.Пальчиковая гимнастика.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
2.Работа в раскрасках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3.Графический диктант.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4.Штриховки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5.Дорисуй рисунок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6.Нарисуй по клеточкам точно такой же рисунок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7.Соедини точки по образцу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8.Нарисуй узоры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]