Статья Лингвистические основы развития орфографических умений младших школьников


Лингвистические основы развития орфографических умений
младших школьников.
Митронина Оксана Викторовна.
МБОУ «СОШ №34 с УИОП»
г. Старый Оскол
Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе.
Современная трактовка языкового образования школьника позволяет рассматривать его, как «процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности».
Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Вопрос о формировании, развитии и совершенствовании орфографических навыков, как и вопрос о дифференциации методов обучения орфографии, исторически был тесно связан с ее особенностями. Как известно, формирование орфографических навыков опирается на лингвистические сведения и специфические понятия русской орфографии, так как именно усвоение теоретических знаний становится основой работы над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся, развитием речи.Школьный курс орфографии покоится на определенных теоретических началах: его рациональную основу составляют орфографические правила, с помощью которых учащиеся осваивают нормы правописания.
Считается, что обучение правописанию с помощью правил требует специальной методики. Известно, например, что знание формулировок правил само по себе не приводит к грамотному письму. Жалобы учащихся и родителей обычно сводятся к тому, что ребенок «знает все правила, а делает ошибки» и не успевает по русскому языку. Видимо, выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила — не одно и то же. Это явление было давно подмечено, и в наше время можно считать, бесспорным то положение, что становление навыка на основе правила требует организации специального процесса обучения, адекватного лингвистической основе правил.
Правило (его содержательную сущность) необходимо донести до сознания ученика в таком виде, чтобы оно могло служить способом определения написания, а не просто загружало память. От того, как организован процесс работы над правилом, зависят конечные результаты обучения, а также эффективность применения правила при письме.
В настоящее время в школьной программе по русскому языку есть понятие «орфограмма», а учителю вменяется в обязанность формировать у учащихся умение обнаруживать орфограммы; в школьных учебниках применительно к разным правилам указываются опознавательные признаки соответствующих орфограмм, предусматриваются задания по обнаружению орфограмм «на правило». Все это значительно повышает уровень сформированности умения находить орфограммы.
Однако, чтобы давать наибольший эффект, работа по формированию понятия орфограммы как специфичного явления письма должна занять свое законное место в общей системе обучения правописанию, а не проводиться, как это часто происходит, только при изучении того или иного конкретного правила и тем более не сводиться к заучиванию еще одного определения. Смысл формирования у учащихся понятия орфограммы заключается в том, чтобы с его помощью можно было сформировать у учающихся способность реагировать при письме на сомнительные написания (орфограммы), задерживаться в определённых моментах письма, размышляя над тем, как следует написать то или иное слово. Эта способность вырабатывается независимо от правил, она как раз сама делает актуальным обращение к правилу как к средству разрешения возникшего при письме сомнения. Грамотный, образованный человек тем, в частности, и отличается от неграмотного, что отчетливо осознает, в каких случаях он не знает, как верно пишется слово.
Пока ученик пишет с ошибками, нисколько при этом не сомневаясь, верно ли он пишет (более того, такой ученик, как правило, уверен, что ошибок в его работе нет: «я хорошо написал, я все проверил!»), не может быть и речи о сознательном становлении навыка.
Сформированная способность опознавать в процессе письма орфограммы как таковые, независимо от правил, — первая необходимая ступень, ведущая к неформальному обращению к правилам.
Таким образом, система обучения орфографии в младших классах основывается на реально существующей в языке внутренней взаимосвязи всех его сторон: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Система обучения орфографии в начальных классах строится с учетом сущности связи между фонетикой, лексикологией, словообразованием и грамматикой. Данное положение реализуется как при определении последовательности изучения материала (порядок изучения разделов программы), так и в самом содержании обучения (органическая связь между разделами программы, обусловленная их лингвистическими особенностями). Так объединяя написания на основе общего языкового признака (морфема, значение и др.) и противопоставляя их по условиям, определяющим выбор нормативного графического варианта, мы помогаем учащимся осознать внутреннюю суть правила и действовать при письме на его основе.
Литература.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Норматика, 2014. – 132 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.
Бакулина, Г.А. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках на уроках русского языка. / Г.А.Бакулина // Начальная школа №1, 2003. – С. 32 – 38
Шаповалова, Н.С. Лингвистические основы орфографической работы в начальной школе. / Н.С. Шаповалова // Начальная школа № 11, 2005. – С. 57 – 58