Современные подходы при формировании орфографических умений у младших школьников


Подскрипкина Т.И.
учитель начальных классов
МКОУ Мирненская СОШ
Угловского района,
Алтайского края
Современные подходы при формировании орфографических умений
у младших школьников
         Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако это возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.
Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
 Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её недостаточная  сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90% учащихся, где индивидуальные различия очень велики.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.
В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки.
Начиная с начального этапа – обучения грамоте, в процессе звукобуквенного анализа слов, ребёнок знакомится с понятием «опасное место» в слове, так называемые  «ошибкоопасные» места. Учитель формирует у ребёнка зрительную и слуховую память путём письма с проговариванием, прививает навык самоконтроля – проверки и сравнения написанного с образцом.
По мере ознакомления и изучения орфограмм расширяется и круг деятельности, возникает проблема применения правил на письме.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
На своих уроках использую следующие приемы:
• письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты ( зеленый), чтобы выделить трудную буквы;
• можно построить опорные схемы.
Например: Весной лес оживает.-( е о и е)
Из берлоги вылезает сонный медведь. – (с и ее нн ед)
• очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.
Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов наша цель не карать, а научить, и тут все средства хороши.
• можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то ,что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;
• обратную связь хорошо дает работа с сигнальными карточками.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода « наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Такое многократное проговаривание «прокручивается» на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов написание слова прочно запоминается.
Какие современные подходы помогают эффективно формировать эти умения? Это моделирование, использование словарей, формирование орфографического самоконтроля;
Маленькому школьнику порой трудно осознать орфографическое понятие и увидеть «ошибкоопасное» место в слове. Необходимо создавать такие формы наглядности, которые позволили бы ученику «материализовать» орфографическое понятие – например, опорные схемы. Они должны быть компактными, читаемыми «на бегу», понятными каждому ребенку.
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. В ходе работы помогаю разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает внимательно относиться к слову, учит детей сомневаться, чего обычно не хватает ученикам.
Орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат.
Таким образом, моделирование занимает важное место в обучении правописанию, так как: пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам; позволяет выделить систему ориентиров в орфографических явлениях; способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм; раскрывает способ действия по обнаружению орфографических трудностей; помогает учащимся усвоить орфографическое правило; обеспечивает открытие общего способа деятельности; формирует творческое мышление учащихся.
Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий для её развития позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок в 2,8 раза.
Диагностика показывает, на каком уровне была сформирована орфографическая зоркость у учащихся 2 класса, и какого уровня она достигла к концу 4 класса. Такие показатели были достигнуты благодаря целенаправленным упражнениям (регулярным тренингам, включающие в себя разнообразные виды упражнений), приемам самостоятельной работы над ошибками, комментированному письмо, отработке способов обнаружения орфограмм в ходе звуко – буквенного анализа и разбора слов по составу, списыванию, самопроверке, взаимопроверке.
Муниципальная контрольная работа, проведенная в 4 классе, показала качество знаний учащихся – 69%.
Качество знаний учащихся по русскому языку за последние 3 года
Учебный год Класс Предмет Кол – во
обучаемых Успеваемость в % Качество знаний
в %
2011 - 2012 2 Русский язык 9 100 56,5
2012 - 2013 3 Русский язык 9 100 64
2013 - 2014 4 Русский язык 9 100 72
Таким образом, на основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными условиями для развития орфографической зоркости учащихся являются моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм, целенаправленное систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их.
Эти условия позволили повысить качество знаний по русскому языку.
Библиографический список
1. Борисенко, И.В. / И.В.Борисенко. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. 2003. № 7. С. 32–34.
2. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. /Секреты орфографии. М., 1991. С. 56–72.
3. Львов, М.Р. / М. Р.Львов. Правописание в начальных классах. М., 1990.