Конспект урока по окружающему миру В путь по реке времени4 класс


Тема: В путь по реке времени
Цели: сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; познакомить с понятиями река времени, история, с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.
Планируемые результаты: учащиеся научатся давать толкование слова «история»; ориентироваться по ленте времени; определить по дате события век, в котором оно произошло; рассказывать истории из прошлого своего края.
Оборудование: книги, иллюстрации о прошлом своего края, лента времени, зеркальца.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью
Вспомните условные обозначения.
Как мы будем добывать новые знания? (В парах, .у с помощью взрослых, в справочниках, книгах.)
Какое еще учебное пособие прилагается к учебнику?(Рабочая тетрадь.)
Откройте содержание учебника на с. 143. Прочитайте, как называются темы уроков. Какие события вам знакомы?
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте на с. 4 название первого раздела второй части учебника.
Как можно путешествовать по реке? (Ответы учеников)
А как называется наша река? (Река времени.)
Эта река особенная, волшебная.
Приходилось ли вам читать слово не с начала, а с конца?
А книгу? Что бы получилось из такого чтения? скажите: помните ли вы какое-то событие, когда вы были маленькими? (Ответы учеников.)
А может ли кто-нибудь описать событие до вашего рождения
(Ученики рассказывают о разных событиях.)
Как вы о нем узнали? (Из рассказов взрослых.)
Из ваших слов получается, что для каждого человека история
семьи начинается задолго до его рождения: с рождения родителей, их знакомства, свадьбы... Но личный опыт, воспоминания, своя собственная история жизни каждого человека начинается с его рождения.
Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сегодняшнего дня? (Можно посмотреть фотографии, спросить у бабушек и дедушек, родителей.)
Так же происходит и с историей страны, мира. Как найти подтверждения каких-либо событий в истории (По фотографиям, фильмам, из газет прошлых лет)
А как узнать о событиях тех времен, когда истории мира еще только начиналась и люди еще не умели писать? (Из легенд, преданий, сказок.)
Сегодня для нас открывается возможность нарушить законы времени и пуститься в путешествие против течении: из настоящего в прошлое. Мы «прочитаем книгу с конца», поплывём против течения в прошлое мира, нашей страны. Поплывём по реке времени. Помогут нам в этом авторы учебника Анатольевич Плешаков и Марина Юрьевна Новицкая . По курсу «Окружающий мир» мы многое узнаем из мировой
истории нашего государства, нашего города (села), нашего края.
(Ученики отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 4.
III.Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(учитель читает текст и организует беседу по прочитанному)
- Почему люди стремились передать опыт и знания своим потомкам?
- Как они это делали до изобретения письменности?
- Приведите для примера такие предания и легенды из истории нашей страны, мира.
- Какие исторические памятники о событиях прошлых лет дошли до наших дней в виде наскальных рисунков, надписей? (Ответы учеников.)
-О каких исторических событиях вы узнали «из уст в уста»: от своих дедушек и бабушек, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны? (Ответы учеников.)
- О каком значении слова «история» говорится в этом абзаце? Почему история — это наука? (Она изучает, расследует события прошлого.)
- Какие события из истории нашего государства вы можете привести для примера? (Ответы учеников.)
IV. Физминутка
Это правая рука,
Это левая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева — быстрая река.
Справа - роща протянулась,
Слева — чей-то огород...
А когда я обернулась,
(Повернуться.)
Стало все наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа — быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука? С. Долженко
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Практическая работа
Работа с полосками рекой времени
Рассмотрите полоску с рекой времени.
На какие две части она разделена? (Время до и наша эра.)
Как разделены эти отрезки? {Елочкой.)
Какой христианский праздник мы отмечаем, наряжая ёлку(_ {Ель — это символ Рождества.)
Кто может объяснить, что символизирует праздник Рождества? {Это дата рождения Иисуса Христа.)
Современный счет времени ведется от даты рождения Христа!Это время называют новая эра.
Река времени разделена на маленькие отрезки – века. это нулевая отметка. Отметим, начиная со следующего деления, по порядку века от первого века.
Вспомните из уроков математики, сколько лет в веке? {Сто лет.)
Так отмечается время до новой эры. Обозначим века.
(Учитель отмечает на доске, учащиеся - на своей реке времени)
— Прочитаем в учебнике на с. 5, как определяется дата исторического события на схеме «Река времени».
2. Работа по учебнику
( стр.5, потом стр .7- ответить на вопросы)
VII.Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику/
- Прочитайте статью «Отец истории» на с. 6.
-Почему Геродота считают отцом истории?
-Найдите и отметьте на схеме «Река времени» даты его жизни и творчества.
- Прочитайте рубрику «Календарь памятных дат» на с. 6.
-Какой исторический памятник оставил потомкам святой Нестор?
- Что такое летопись?
( работа на стр.7 учебника)
- Какие герои русских былин изображены на картине? {Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)
- Как вы думаете, что в этих былинах правда, а что вымысел? ( Правда в том, что на Руси были такие богатыри, которые защищали русский народ от врагов. Вымысел — Змей, Соловей- разбойник.)
- Какие легенды и предания помогают восстанавливать картин ы истории? {Ученые узнают о событиях прошлого.)
2.Выполнение заданий в рабочей тетради 2 (с. 3-4).
VIII. Рефлексия
Проверочная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради №3(с.4)
(взаимопроверка заданий )
IX. Подведение итогов.
X. Домашнее задание.
1.учебник : стр.7- ответить на вопросы « Проверим себя»
2. Рабочая тетрадь: №4,5 , с.5
3.Выполнить проект в раб.тетради с.5