Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.


Методическая разработка урока композиции с применением информационно-коммуникационных технологий.
Продолжительность: 2 урока (80 мин)
Тип занятий: тематическая композиция.
Тема : белая основа-чёрное покрытие.
Цель урока:
дальнейшее изучение теории композиции и развитие творческих способностей в композиции.
Задачи урока:Обучающие: знакомство с законами тоновых отношений;
дальнейшее ознакомление с творческими приёмами художников-графиков Башкортостана, России, а также зарубежья.
Развивающие: обогащение речи;
развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение).
Воспитательные: развитие познавательных способностей обучающихся;
воспитание интереса к изучаемому предмету;
умение в коллегиальной форме свободно выражать и доказывать свои мысли при
обсуждении работ;
умение слушать других;
аккуратность.
Цель применения ИКТ на уроке:  усиление воспитательной функции урока; активизации познавательной деятельности обучающихся;  формирование коммуникативной компетенции;
формирование информационной культуры. 
Оборудование:
рисунки из фонда;
репродукции работ картин художников;
на доске – педагогический рисунок;
загрунтованный лист формата А3, лист целлофана;
инструменты для процарапывания;
компьютер;
демонстрационный экран;
проектор.
Используемый медиа-ресурс:
программа Microsoft PowerPoint;
электронная презентация.
Место фрагмента с использованием ИКТ в структуре урока:
объяснение нового материала
План урока:
Организационный момент – 5 мин
Объяснение нового материала – 15 мин
Практическая работа – 50 мин
Подведение итогов – 5 мин
Задание на дом – 5 мин
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяОрганизационный момент
Провести инструктаж по ТБ;
отметить отсутствующих, установить должную дисциплину
Приготовить рабочее место, соответствующие материалы
Объяснение нового материала
Беседа по пройденному материалу.
Что такое «графика»?
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Что такое «тоновая растяжка»?
Тоновая растяжка - это прием, позволяющий добиться плавного перехода цвета от темного к светлому или даже свести цвет к белому фону.
Как можно показать тоновую растяжку в граттаже?
Штрихом, чем чаще штрих, тем светлей изображение.
Что такое «формат»?
Выбор художником пропорций будущей картины, существуют множество видов: квадрат, прямоугольник, овал и т.д.

Беседа-лекция.
В изобразительном искусстве существует понятие «тон».
Что такое «тон» в изобразительном искусстве?
Тон - степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен). При помощи отношений различных тонов передаются объёмность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном передаётся то различие предметов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. Под понятием «тон» в живописи подразумевается светосила цвета, а также насыщенность цвета. В живописи цветовые и светотеневые отношения неразрывно связаны. При этом не следует смешивать понятие «тон» с понятиями «оттенок» и «цветовой тон», определяющими другие качества цвета.
Качества тона:
контраст (контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции);
градации светотени (степень освещённости объёмной формы от её окраски)
  Высказывания в соответствии с темой
Совместное обсуждение
Высказывания в соответствии с темой
Совместное обсуждение
Рассмотрим репродукции известных художников разных периодов времени и проведём анализ по теме, которую мы проходим.
Совместное обсуждение
Использование медиа-ресурсов

А.П.Остроумова-Лебедева. «Горный институт»

И.В.Голицин. «Утром у В.А.Фаворского»

Л.Овчинников. «Ворот»

Н.Гугнин. «Софийский собор»
Количество светлых и тёмных тонов примерно одинаково;
Штриховки минимальное количество;
Преобладает чередование широких тёмных и светлых вертикальных полос.
Светлые тона преобладают;
Большое количество белых пятен;
Минимальное количество штриховки.
Тёмные тона преобладают;
Фигуры решены плотными массами, что соответствует идейному замыслу картины;
Штриховка решена «белыми кирпичиками».
Равноценное количество серого и тёмного тона;
Штрих имеет индивидуальную характеристику в зависимости от изображаемого объекта.
Практическая работа
Беседа о практической работе.
Техника безопасности при работе колюще-режущими инструментами.
Выбор инструмента при процарапывании. Работе на загрунтованном листе.
Высказывания в соответствии с темой
Подведение итогов
Беседа-опрос по выполненным работам.
Все ли справились с сегодняшними задачами?
Какие работы вам больше всего импонируют?
Какое решение тонового контраста вам больше всего понравился?
Какую работу хотелось бы сделать на крупном формате в цвете?
Совместное обсуждение и подведение итогов
Задание на дом
Беседа о домашнем задании.
Продолжение работы.
Выполнение эскиза к предстоящей выставке.