Презентация на тему Роль классного руководителя в организации деятельности по сохранению жизни и здоровья участников образовательного процесса


Роль классного руководителя в организации деятельности по сохранению жизни и здоровья участников образовательного процессаХалиулина Э.Ф. учитель начальных классов Здоровье – это такое состояние человека, которое позволяет ему полноценно выполнять свои функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни. И в этом немаловажную роль играет классный руководитель. Сегодня педагогические коллективы школ работают над проблемой воспитания здоровой, творческой, конкурентоспособной личности. Это цель работы каждого классного руководителя.Воспитание здорового человека - основной аспект развития личности. Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать как органическую часть целостного педагогического процесса. Именно в школе общество черпает духовные и физические силы в лице подрастающего поколения. Дети - главная ценность общества, способствующая его развитию и процветанию, но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от болезней, физических и психических травм. Спортивно-оздоровительная работа в деятельности классного руководителя играет значительную роль. Она способствует формированию физически и нравственно здоровой личности школьников. Такая деятельность не только приучает их к здоровому образу жизни, укрепляет физически, является действенной профилактикой многих болезней, но и служит воспитанию таких необходимых каждому современному человеку качеств как целеустремленность, сила воли, выносливость и конкурентоспособность. Кроме того, участие школьников в спортивно-оздоровительной работе позволяет организовать проведение их досуга в активной форме, является профилактической мерой по борьбе с правонарушениями. Потребность быть здоровым - основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом - нравственное, социальное. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорили в Древней Спарте. С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух». Основные направления деятельности оздоровлению учащихся. Эти направления позволят последовательно сформировать в школе здоровье сберегающее образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровье сберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья.Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся проводится в разнообразных формах. В ежедневном общении, беседах, играх, соревнованиях и конкурсах, в выпуске листовок и газет здоровья, устных журналах, праздниках и КВНе, занятиях в спортивных секциях учащимся прививаются нормы здоровой жизни, желание и стремление быть здоровым. В своей работе школа исходит из понимания сути здоровья как физического, психического и социального благополучия индивида, живущего и действующего в здоровой окружающей среде. Такое понимание важности спортивно-оздоровительной работы потребовало систематизации проводимой работы. Составление расписания учебных занятий в соответствии с нормами СанПиНа. Структура расписания: основные занятия, оздоровительные мероприятия, факультативы, кружки.- Введение динамической паузы- Контроль за соблюдением гигиенических требований к организации и условиям обеспечения учебно-воспитательного процесса- Учебный план разрабатывается с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников.- Домашние задания даются ученикам с учетом возможности их выполнения в нормативных пределах.- Особый контроль за соблюдением гигиенических требований к компьютерному классу.- Соблюдение учителями четких гигиенических требований к уроку: продолжительность 45 минут, в середине урока - 2-х минутная физ-пауза с обязательным включением упражнений для снятия спазма глазных мышц, соблюдение режима освещения и проветривания, ортопедического режима.- Соблюдение правила для всех: перемена - время отдыха и разгрузки.- Организация рационального питания учащихся.- Оформление помещений школы, создающее положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников (картины, цветы, цветовое оформление стен). Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Классный руководитель, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис­пользовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровье сберегающие образовательные технологии — регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Это направление деятельности должно учитываться классным руководителем при организации спортивно - оздоровительной работы с учащимися.Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения Спортивно-оздоровительная работа, проводимая в школе, пропагандирует здоровый образ жизни, направлена на сохранение и укрепление здоровья всех учащихся Для осуществления таковых задач необходимо: сотрудничество с методическим персоналом учебного заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся классов; сотрудничество с родителями учащихся и учителями – предметниками (если такие работают в начальной школе) в рамках обозначенной проблемы; сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений само регуляции и самовоспитания; сотрудничество с внешкольными учреждениями, с помощью которых необходимо вести профилактическую, просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей; организация и проведение внутри классных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом; формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья. При этом главными понятиями в работе с классным коллективом являются:- физическое и психическое здоровье; традиции и обычаи семьи по сохранению здоровья; понятие гигиены и её значение в жизни человека; культура сохранения собственного здоровья; ответственность за здоровье других людей; гармония души и тела, режим дня и здоровья; значение воли в сохранении здоровья; самовоспитание и само регуляция в здоровье. - проведение спортивных конкурсов, соревнований внутри класса и между классами, спартакиад, олимпиад, марафонов и турниров;- проведении встреч с взрослыми спортсменами, старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений и студентами специальных факультетов, семейными династиями, активно занимающимися спортом- походы выходного дня, проведение дней здоровья, туристические походы;- проведение классных бесед и дискуссий на темы: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Спортивные сооружения моей страны», «История видов спорта», «Древние виды спорта», «История олимпийских колец», «История олимпийских игр», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в моей семье», «Режим дня и спорт», «Любимый вид спорта», «Спорт против вредных привычек»;- психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся