Мастер – класс «Формирование УУД младших школьников через применение технологии критического мышления»


Мастер – класс «Формирование УУД младших школьников через применение технологии критического мышления»
Цель: познакомить коллег с методами формирования универсальных учебных действий средствами технологии развития критического мышления.
Задачи:
-продемонстрировать приемы и методы технологии развития критического мышления как средство формирования УУД;
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер- класса между собой;
-организовать рефлексию мастер- класса с целью определения его результативности.
Форма: практическое занятие
Составляющие мастер-класса:
Вызов:
- актуализация и анализ имеющихся знаний по заданной теме;
- пробуждение интереса к заданной теме.
Осмысление:
- получение новой информации, ее осмысление;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- поддержание активности, интереса.
Рефлексия:
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями.
Актуальность:
Выбор этой темы обусловлен серьезными профессиональными затруднениями педагогов по развитию УУД у обучающихся.
Ход мастер-класса:
Организационный момент.
1. Упражнение «Поздоровайся локтями».
Легонечко коснуться локтями соседа по парте. Данный приём способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Сообщение темы, введение в неё.
Перед школой стоит задача воспитать думающих, самостоятельных, всесторонне развитых людей. Поэтому с самых первых лет учёбы очень важно сформировать у учащихся УУД, которые обеспечивают школьников умением учиться. Одной из эффективных технологий, позволяющих научить ребёнка учиться, является ТРКМЧП.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Знакомство с основными видами ТРКМ.
Стадия вызова
1. Приём «Ковёр идей» - Определим, какие приёмы можно использовать на этом этапе?
2. Таблица «Знаю, хочу узнать, узнали» Данный метод позволит вспомнить, полученные ранее знания, учебные умения и позволит более четко определиться со своими образовательными целями.
Таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызов», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
Что знаем Хотим узнать Что нового узнали
Заполнение таблицы.
3. «Кластер» Кластеры - по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. «Кластер» универсальный приём, используется на всех стадиях урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Работа с текстом №1 «Уникальность воды»
Задание: прочитать текст, выделив ключевые слова, раскрывающие понятия «Вода», «Свойства воды».
- После прочтения записать все, что подчеркнули в виде схемы:
74549015875000142176515875000СВОЙСТВА ВОДЫ
787401206500
Стадия осмысления
1. Приём «Ковёр идей» - Назовите приемы, соответствующие стадии осмысления.
2. Метод «Инсерт» или «Пометки на полях».
Данный метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Пометки могут быть следующие:
V + - ? !
Знаю Новое для меня Думал иначе Не знаю, не понял Если то, что вы читаете, вас удивило
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Работа с текстом №2 «Интересные факты о воде»
3. «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа. Таблица тонких и толстых вопросов - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Тонкие вопросы Толстые вопросы
Что такое вода?
Как обозначается вода на карте?
В каких состояниях может быть вода? Зачем нужна вода?
Что будет, если вода исчезнет?
Где используется вода?
- Заполните таблицу.
Рефлексия
1. Приём «Ковёр идей» - Назовите приемы, соответствующие стадии рефлексия.
2. «Синквейн»
«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата.
5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы, чувство или сравнение.
Этот приём очень нравится детям, обычно применяется на стадии рефлексии.
С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами. - Систематизацию сегодня полученных знаний о воде проведем с помощью приема «Синквейн»
Подведение итогов мастер-класса.
Технология развития критического мышления – это чётко выстроенный, алгоритмичный процесс.
Применение ТРКМ предполагает проведение урока в четкой последовательности:
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Использование данной технологии, позволяет выработать у учащихся следующие умения:
- работать с потоком информации;
- ясно и корректно выражать свои мысли;
- самостоятельно решать возникающие проблемы;
- работать в группе, выстраивать взаимоотношения в коллективе.
Использование технологии ТРКМ позволяет формировать у учащихся умение находить, систематизировать и перерабатывать информацию.