Исследовательская работа Здоровые зубы здоровью любы…


Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Вахтанская средняя школа»

Здоровые зубы здоровью любы…
Исследовательская работа

Автор работы:
Садакова Екатерина, 3В класс,
МАОУ «Вахтанская средняя школа»
Руководитель:
Пронина Екатерина Александровна –
учитель начальных классов,
МАОУ «Вахтанская средняя школа»


п. Вахтан 2016г.
План
1.Введение ………………………………………………………с.3-4
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. Для чего нам нужны зубы?……………………………….с.5-6
2.1.2.Строение зубов......................................................................с.6-7
2.1. 3.Болезнь зуба - кариес………………………………………с.7-9
2.1.4. Как и чем чистить зубы?..................………………………с.9-10
2.1.5. Что можно, а чего нельзя?....................................................с.10-11
2.1.6.Возможно ли самоисцеление зубов?...................................с. 12
2.2. Практическая часть
2.2.1. Эксперимент по исследованию влияния зубной пасты
на прочность зубов…………………………………………. с.13
2.2.2. Эксперимент по оценке качества чистки зубов………….с. 13-14
2.2.3. Опрос одноклассников…………………………………… с. 14-15
2.2.4. Создание буклета………………………………………… с. 15
3. Заключение……………………………………………………с. 16
4. Список литературы………………………………………… с. 17
5. Приложения
1.Введение
Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться, и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный и веселый.
Я не до конца понимала, зачем мне необходимо чистить свои зубы утром и вечером, полоскать рот после еды. Родители говорили, что это важно, но в основном – запугивали зубным врачом…
Мне стало интересно узнать, что же такого особенного в зубах, почему нужно относиться к ним, как к большой драгоценности?
Актуальность
Здоровье детей - это здоровье нации в будущем поколении.
Состояние здоровья зубов у детей имеет  немаловажное значение. Болезни зубов и десен прогрессируют, вызывая не только боль и инфекционные заболевания, но и, как следствие, нарушение пищеварения, так как плохо пережеванная пища приводит к более длительному процессу ее расщепления и в конечном итоге к нарушению обмена веществ в организме человека. Специалисты-стоматологи утверждают, что наши зубы начинают портиться уже в детстве, т.е. почти у каждого шестилетнего ребенка коренные зубы испорчены полностью или частично, и в большинстве случаев они были испорчены уже при прорезывании. Имея здоровые зубы, можно продлить жизнь человека минимум на 10 лет. Чтобы сохранить свои зубы здоровыми, необходимо соблюдать все меры по их защите.
Гипотеза
Предположим, что состояние зубов всецело зависит от общего состояния здоровья организма.
Объект исследования: зубы человека
Предмет исследования: сохранение здоровья зубов
Цель: изучение взаимосвязи состояния зубов и здоровья человека
Задачи:
Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены.
Установить причины заболевания зубов кариесом.
Исследовать основные средства по уходу за зубами и качество чистки зубов с помощью красящего раствора.
Выявить уровень знаний у школьников по гигиене зубов.
Создать буклет «Берегите зубы!»
Методы исследования:
изучение литературы и интернет – ресурсов;
эксперименты: влияние зубной пасты на прочность зубов, оценка качества чистки зубов;
наблюдение;
сравнение;
опрос одноклассников;
обработка и анализ полученных результатов.
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. Для чего нам нужны зубы?
Уверена, многие тут же ответят, чтобы есть или чтобы выглядеть привлекательно. Но, оказывается, что мы еще много чего не знаем про них. Известно, например, что у первобытного человека было большее количество зубов (36, а не 32, как теперь), мощные и довольно выраженные жевательные мышцы с массивными челюстями. «Друзьями» здоровых зубов в далеком прошлом были, инстинкт к выбору пищи и среда обитания.
Основная задача зубов - это измельчение и перетирание пищи (механическая обработка) для того, чтобы в дальнейшем она могла лучше перевариваться. Исследования, которые недавно провели ученые, показали нам довольно любопытные результаты. В племенах, которые наиболее всего приближены к первобытным условиям (как африканские или же народы крайнего севера), существует совсем небольшая вероятность заболевания зубов, здесь эта болезнь может быть всего лишь у 5-10 человек из 100!
Противоположным результатом является состояние зубов у жителей «цивилизованных» стран.
Зубы должны выполнять ту функцию, для которой они предназначены - жевать (притом очень хорошо). Механическая активность зубов - это уже залог здоровых зубов. Надо употреблять натуральные овощи и фрукты (только не протертые). Этим обеспечивается механическая нагрузка на зубы и хорошее их очищение. При этом происходит лучшее кровоснабжение к деснам и зубам (соответственно и их питание).
Зубы нужны и для красивой речи, ведь они участвуют в произношении некоторых звуков.
Соотношение верхних и нижних зубов обычно называют прикусом. И если зубы стоят не ровно, то из-за неправильного прикуса могут меняться контуры лица. Это, конечно, придает лицу своеобразие, но в большинстве случаев не очень украшает мальчика или девочку.
В результате исследования человеческого мозга скандинавскими учёными была обнаружена непосредственная связь между количеством зубов и памятью человека, чем больше зубов потеряно, тем ниже качество памяти у человека. А японские учёные пришли к выводу, что те, кто чистят зубы три раза в день, реже страдают от избыточного веса.
Наконец, во все времена ослепительно белые зубы считались признаком прекрасного здоровья и красоты. Оказывается, зубы реагируют на внутренние неполадки в организме, причем очень конкретно. Проанализировав состояние зубов и имеющиеся у человека заболевания, ученые пришли к выводу, что каждый заболевший зуб напрямую связан с нездоровьем какого-то из внутренних органов. Как ни странно, но белоснежная, голливудская улыбка вовсе не свидетельствует о здоровье зубов. Оттенок эмали должен быть с небольшой желтизной. С экранов телевизоров, глянцевых журналов на нас смотрят счастливые лица с запредельно белыми, сверкающими зубами. Ориентироваться на эти псевдоулыбки не стоит. Гонение за такой красотой может вообще трагично закончиться для ротовой полости. Хотя, на обложках глянцевых журналов засняты вовсе не белоснежные зубы, поскольку фотоснимки эти обработаны на компьютере.
Самое главное, о чем нужно беспокоиться - о здоровье зубов. Например, в Китае существует даже национальный праздник: "День любви к своим зубам", он проходит 20-го сентября.
2.1.2. Строение зубов
Учёные, изучив происхождение зубов человека, выяснили, что зубы не что иное, как трансформированная рыбья чешуя. Рыбы, которые обитали на Земле сотни миллионов лет назад, были покрыты выступающими чешуйками. Те из них, что располагались около челюстей, помогали удерживать и расчленять добычу. 
У обычного человека на протяжении жизни зубы меняются дважды: вначале появляется 20 молочных зубов, а затем 32 постоянных зуба. Кстати, название "молочные зубы" дал Гиппократ, который был убежден, что самые первые зубы ребенка формируются из молока.
Зубы отличаются друг от друга по своему строению. Самые передние 4 зуба вверху и 4 зуба внизу называются резцами, так как с их помощью мы откусываем или, как ножницами, отрезаем кусочки пищи. За резцами
следуют зубки с острой, похожей на шило верхушкой - это клыки. Они похожи на зубы хищных животных - собаки, кошки, акулы. За клыками - жевательные зубы, которые наверху заканчиваются плоской площадкой с бугорками. Эти зубки похожи на мельничные жернова: они перемалывают кусочки пищи, отрезанные передними резцами.
А теперь посмотрим, как устроен зуб. Снаружи он белый и блестящий, так как одет в красивую «рубашку» из эмали. Это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба — коронку. Между коронкой и корнем находится шейка зуба. Корни зуба не видны, они покрыты цементом, и располагаются в костных лунках. Под эмалью и цементом находится дентин, из него состоят прочные стенки зуба.
Зуб можно сравнить с домиком. Эмаль — крыша, стенки зуба — дентин, внутри зуба — комнатка, это — пульпа. Туда-то и стремятся проникнуть микробы при кариесе. Дом обычно имеет фундамент, а зубы — корни, поэтому они больше похожи на растения. Но, в отличие от растений, зубы после прорезывания растут только в высоту. Как растение питается от корней, так и зуб. В каждой зубной лунке верхней и нижней челюстных костей находятся кровеносные сосуды и нервы, которые через каналы, начинающиеся у верхушек корней, заполняют сердцевину зуба. Сплетение сосудов и нервов внутри зуба называют пульпой.
2.1.3. Болезнь зуба – кариес
Термин «кариес» имеет латинское происхождение и переводится как «гниение». Кариес по праву считается одним из наиболее широко распространенных недугов. Причем, лечить его научились относительно недавно. Раньше единственным методом лечения кариеса считалось полное удаление зуба. Современные методы лечения позволяют спасти даже сильно пораженный кариесом зуб.
Кариес – это заболевание, при котором происходит постепенное разрушение твердой ткани зуба, в результате чего в нем образуется полость - «дырка».
Отчего, это происходит? В качестве причин, вызывающих кариес можно назвать следующие.
В большинстве случаев, кариес возникает вследствие некачественной гигиены полости рта. Во рту содержатся микробы, которые вступая во взаимодействие с остатками пищи, делают слюну более кислой. К тому же, плохо почищенные зубы покрываются налетом. А в нем — идеальные условия для размножения бактерий. Все это разрушает эмаль, что и является причиной кариеса.
Вторая причина — нарушение белкового обмена, употребление в пищу продуктов, в которых мало минералов, и отсутствуют витамины группы В и Д. 
Еще одной причиной заболевания кариесом являются тяжелые хронические заболевания, снижение иммунитета во время простуды, в стрессовых ситуациях.
Кариес способен не только сделать ваши зубы некрасивыми, но и полностью разрушить их, причиняя при этом боль и вызывая неприятные ощущения. Кроме того, последствия запущенного поражения зубов кариесом - развитие еще более опасных заболеваний.
Эмаль зубов разрушается не сразу. Это процесс совсем не быстрый. Природа позаботилась о том, чтобы человеку пришлось очень сильно постараться, приложить максимум усилий, прежде чем его зубы начнут портиться. В начале, внутри зуба происходит исчезновение солей, остается одна только оболочка, а затем уже стирается эмаль. Следовательно, наружное воздействие и бесконечная чистка здоровья зубам точно не прибавят. Если человек здоровый, его зуб способен очистить себя сам, не дав тем самым возможности развитию бактерий в полости рта.
2.1.4. Как и чем чистить зубы?
Еще древние люди, не зная об опасности кариеса, пытались с помощью самодельных зубочисток в виде стеблей травы и разжеванных палочек очищать свои зубы после еды.
В последние годы в мире появилось множество полезных для здоровья зубов изобретений: зубные пасты, гели, эликсиры, ополаскиватели, электрические зубные щётки, зубная нить-флосс и т.д.
Зубы чистят два раза - утром, после завтрака, и вечером, перед сном. Почистив зубы после приёма пищи, вы обезопасите свои зубы от кариеса и налёта, так как на зубах не останется остатков пищи. Поэтому не следует чистить зубы до еды.
Кроме этого после еды, в течение дня, следует ополаскивать рот специальным ополаскивателем или соляным раствором.
Зубную щетку нужно выбирать так, чтобы она не была ни слишком твердой, ни слишком мягкой. Поверхность ее должна быть слегка выпуклой.
После чистки зубов щётку нужно обязательно промыть водой.
Зубная щетка — предмет индивидуального пользования, она должна
храниться в стакане головкой вверх. Менять её следует каждые 3 месяца.
Во многих зубных пастах содержится достаточно большое количество фтора, который оказывает положительное влияние на зубы и защищает их от
образования кариеса. Сейчас в продаже имеются различные ароматизированные зубные пасты, которые сделают чистку зубов не только полезным, но и приятным занятием.
При выборе пасты нужно ориентироваться на проблемы, которые беспокоят. Например, людям с чувствительными зубами подойдут неабразивные пасты с хлоридом калия или хлоридом стронция. Для тех, у кого проблема с деснами, рекомендуются зубные пасты с противовоспалительным и антибактериальным эффектом. В целях общей профилактики кариеса каждому из нас следует чистить зубы пастами, содержащими фтор. Но использовать их постоянно не стоит. Пасты с фтором следует чередовать с пастами без него, которые также будут полезны людям с флюорозом (заболевание зубов, вызванное переизбытком фтора в питьевой воде).
Процесс чистки зубов должен занимать не менее 3-х минут.
Главным движением при чистке зубов является, выметающее движение, которое производится от десны к краю зуба. Не рекомендуется непрерывный ход зубной щёткой вверх-вниз, так как это может ранить десну. В заключение следует провести щетку по зубам круговыми движениями. Они хорошо отполировывают эмаль, к тому же, это хороший массаж для дёсен. Во время чистки зубов следует также почистить язык, так как на нём образуется бактериальный налёт.
Пространство между зубов следует чистить зубной нитью. Пользоваться нитью нужно осторожно, стараясь не травмировать десну. После всего этого рот нужно прополоскать ополаскивателем или каким-либо другим дезинфицирующим средством – например, водой с большим содержанием соли.
2.1.5. Что можно, а чего нельзя?
Для того чтобы сохранить хорошие крепкие зубы, необходимо соблюдать важные правила, что можно и чего нельзя.
Итак, что можно…
1.Пользоваться зубной щеткой и нитью, ведь регулярная чистка - это самая важная забота о зубах.
2.Полноценное 3-4 разовое питание. В его рационе должны быть продукты четырех основных групп: хлебные, молочные, мясные и фруктово-овощные. Полезно есть твёрдую и грубую пищу - морковь, редис, яблоки, так как зубы «любят» такую нагрузку.
3.Жевание жвачки, не содержащей сахара, в течение 20 минут после еды способно уменьшить риск разрушения зубов.
4.Регулярное 2 раза в год посещение стоматолога – залог здоровых зубов
5. Сильный иммунитет – важнейшее условие здоровья, в том числе и зубного. Общее укрепление организма пойдет только на пользу
Что нельзя делать…
1. Наиболее вредной для зубов считается сладкая, липкая и кислая еда. К ней относят карамель, пирожные, печенье, чай, кофе и другие напитки, содержащие сахар. Он не только крайне вреден для зубной эмали, но и создает благоприятную среду для развития бактерий в полости рта. Правда, есть и другое мнение. Опыт, который проводил ученый Е.Х. Тьюрисон, показал, что здоровые зубы, помещенные на 30 дней в сахарный раствор, ничуть не пострадали. На этих зубах не было замечено следов коррозии. Доктор Хью утверждает, что только в случае общего нарушения функций организма, сахар, употребляемый в пищу, будет нарушать состояние зубов.) Во многих фруктовых соках содержатся кислоты, которые также очень негативно влияют на зубную эмаль, постепенно разъедая ее.
Ещё один пищевой неприятель для зуба - это белый хлеб. Самое неприятное в белом хлебе - его минеральные соли, наносящие здоровым зубам немалый вред.
2. Частые перекусы (особенно, напитки и сладкая пища) питают не только нас, но и вредных бактерий, которые вызывают кариес.
3. Нельзя грызть зубами твёрдые конфеты, орехи, кусать мороженое и
лёд из коктейля, перекусывать зубами нитки.
4. Не нужно ковыряться в зубах, не предназначенными для этого предметами, например иголками или спичками. Ими можно поранить как десны, так и эмаль зуба.
5. Очень холодная или горячая пища вредна для эмали зубов. Еще вреднее - резкий перепад температуры. Из-за разницы температуры на эмали образуются микротрещины.
2.1.6.Возможно ли самоисцеление зубов?
Возможно, но только при определенных условиях! Чудеса все-таки случаются. И за это нужно благодарить мать-природу. Она позаботилась о том, чтобы зубы человека были способны самоизлечиваться! Этот факт был доказан учеными. Между прочим, еще совсем недавно стоматологи во всем мире категорически опровергали этот факт. Но сейчас в возможности самоисцеления зубов сомневаться не приходится. Ведь зубы - это те же самые кости. А, как давно известно, кости способны восстанавливаться (при благоприятном стечении обстоятельств). Нужно просто не мешать их восстановлению. Исследования доказали, что очень скоро после начала приема апельсинового сока зубная пульпа, хотя и не полностью, все же восстанавливала свои функции и начинала формировать вторичный дентин. Когда питательный баланс восстанавливается, разрушительный процесс изнутри можно остановить, и если он не зашел слишком далеко, то он может быть обратимым. Для этого надо употреблять достаточное количество творога, кислого молока, апельсинового сока и зеленых овощей. Не употребляйте много белка, излишнее его количество вредно для организма. Не стоит забывать, однако, что, как и любому счастливому обстоятельству, самоисцелению есть предел. Но этот предел достигается лишь в том случае, когда человек уж сильно старается и изо дня в день портит свои зубы. А стоит лишь немножечко помочь своим зубам. И тогда исцеление не заставит себя долго ждать. Безусловно, это открытие, которое не может не радовать.
Вывод: Здоровье зубов – это показатель здоровья всего организма, а не только полости рта. Любой фактор, будь то физический, пищевой или эмоциональный, вызывает разрушение зубов.
2.2. Практическая часть
2.2.1. Эксперимент по исследованию влияния зубной пасты на прочность зубов
После того, как я выяснила, как правильно ухаживать за своими зубами, я решила провести эксперимент, который продемонстрирует воздействие кислоты в полости рта на зубную эмаль и влияния зубной пасты на её сохранность.
Для этого эксперимента в качестве модели зуба я взяла два варёных яйца, потому что скорлупа куриных яиц совпадает с составом зубов (состоит на 90% из карбоната кальция). (Приложение 2)
Одно из яиц я тщательно обработала зубной пастой «Бленд-а-мед». Оставила зубную пасту на скорлупе на 5 минут, а потом её смыла. После этого оба яйца положила в стаканы с 9% уксусом.
Результаты: Через 7 часов скорлупа «незащищённого» яйца стала тонкой и мягкой, а скорлупа обработанного яйца хотя и стала тоньше, но осталась твёрдой на ощупь.
Вывод:
Кислоты разрушают зубную эмаль.
Зубная паста, содержащая фтор, укрепляет зубную эмаль.
2.2.2. Эксперимент по оценке качества чистки зубов
Для того чтобы продемонстрировать важность гигиенических процедур и проконтролировать качество чистки зубов, я провела следующий эксперимент.
Я сделала красящий раствор для определения наличия зубного налёта: 5% раствор йода развела водой два раза. (Приложение 3)
I этап. Вечером, перед тем, как чистить зубы, я нанесла раствор ватной палочкой на переднюю поверхность верхних и нижних зубов.
Результат: мягкий налёт, который накопился на зубах в течение дня, окрасил их в жёлтый цвет.
II этап. Я почистила зубы зубной пастой и нанесла раствор второй раз.
Результат: Окрашенных участков на зубах стало меньше. Они остались около дёсен и между зубами.
III этап. Я ещё раз более тщательно почистила зубы и повторила процедуру окрашивания.
Результат: Зубы остались чистыми.
Вывод:
В течение дня на зубах образуется мягкий налёт, в котором находится множество микроорганизмов, разрушающих зубы.
Ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию кариеса.
2.2.3. Опрос одноклассников
Я решила узнать, как мои одноклассники следят за здоровьем своих зубов, и раздала анкеты с вопросами всем ученикам 2В класса. Обработала все анкеты и выяснила отношение ребят к гигиене зубов.
( Приложение 1)
Результаты:
Чистят зубы 2 раза в день – 41%
Ополаскивают зубы после еды – 64%
Нравится чистить зубы – 86%
Научены правильно чистить зубы – 59%
Меняют зубную щётку 1 раз в три месяца – 32%
Любят перекусить между едой фруктами – 59%
Посещают стоматолога 2 раза в год – 50%
Вывод:
Мои одноклассники, в целом, относятся положительно к уходу за своими зубами. Примерно половина опрошенных ребят знают и выполняют необходимые гигиенические требования. Но 73% детей в нашем классе уже имеют заболевания зубов, и только половина ребят регулярно посещает стоматолога. Знания одноклассников о гигиене зубов я считаю недостаточными. Очевидно, что нужно с самого детства следить за своими зубами, чтобы сохранить их здоровье на долгие годы.
2.2.4. Создание буклета « Берегите зубы!»
Буклет « Берегите зубы!» поможет правильно следить за здоровьем зубов. Пусть Ваши зубы всегда будут крепкими и здоровыми!
( Приложение 4)
Вывод: Ряд гигиенических правил помогут сохранить зубы здоровыми. Самое главное – профилактика!
3.Заключение
Проведя исследования, я выяснила, для чего человеку необходимы зубы, какое строение они имеют, узнала причины заболевания зубов и правила ухода за ними.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что состояние зубов всецело зависит от общего состояния здоровья организма, полностью подтвердилась. Если хотите сохранить зубы, ни одна причина, вызывающая нарушение здоровья, как бы незначительна она ни казалась вам, не должна игнорироваться. Здоровье наших зубов зависит от образа жизни и соблюдения гигиены. Ухаживать за своими зубами нужно с самого юного возраста. Такая полезная привычка будет залогом здоровья и красоты ваших зубов.
С материалами и результатами данного исследования я познакомила своих одноклассников и каждому из них подарила буклет «Берегите зубы!».
4. Список литературы
1. Большая энциклопедия для дошкольника «Олма-Пресс», 1999 г., с.336-337
2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М. «Тонга-Принт», 2001г., 216 с.
3. Универсальная энциклопедия. Ваш ребёнок от рождения до школы «Махаон», 2004 г., с. 255-256, с.352-355
4. Чистим зубы правильно [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.medicus.ru/stomatology/patient/chistim-zuby-pravilno-20983.phtml
5. Как правильно ухаживать за зубами [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.alegri.ru/deti/vs-dlja-devochek-i-malchikov/kak-pravilno-uhazhivat-za-zubami.html
6. Как рассказать детям о зубах [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.chameleon-graphix.com/mbook/page2501.htm
7. Мамская мастерская с Мариной Кузиной. Как рассказать ребёнку про зубы и стоматологов [Электронный ресурс] Режим доступа http://doublex.ru/blog/family/174.html