Урок литературного чтения. Секрет Лиса (А. де Сент:Экзюпери «Маленький принц». 5-я и 6-я части).


Методическая разработка открытого урока по литературному чтению во 2 «А» классе.
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: Секрет Лиса (А. де Сент:Экзюпери «Маленький принц». 5-я и 6-я части).
Цели:
– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
– формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 І. Организационный момент.
ІІ. Постановка цели урока.
А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?
Задумались...
Я приглашаю вас к разговору по душам. А кто будет нашим собеседником, вы узнаете, посмотрев видеоролик.
Кто же будут нашими собеседниками?
А собеседниками нашими будут добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц. А ещё Лис. Мы сегодня попытаемся узнать главный секрет Лиса. Тема нашего урока так и называется…
III. Проверка домашнего задания.
1. Вы прочитали отрывки из сказки, познакомились с биографией Сент-Экзюпери. Скажите, есть ли в сказке автобиографические моменты?
Ответы детей на фоне слайдов.
Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
Он летал над Сахарой, и у него тоже случались поломки самолёта.
В одном из писем родным Сент-Экзюпери упоминал о своей попытке приручить сахарского лисёнка-фенека.
Во время второй мировой войны он был военным лётчиком, сражался против фашистов. Погиб, выполняя задание. 31 июля 1944 года его военный самолёт сбил немецкий истребитель
над Средиземным морем.
Это добрую и мудрую сказку он написал в 1942 году, в самый разгар войны. Неужели военного лётчика не волновала окружающая его действительность? Почему из-под его пера выходит сказка?
(Он пишет сказку, потому что любит людей, пишет о том, чего так остро не хватает людям в это время: любви, доброты, мудрости)
2. Вы подготовили выставку работ, посвящённую главному герою сказки.
- Что вы можете о нём рассказать? Как он выглядел? Какой у него характер? Где жил и чем занимался?
- Почему мальчик показался автору необыкновенным? Начните ответ со слов: “На этот вопрос мне помог ответить: и докажите свою точку зрения
– портрет Маленького принца;
– то, что Маленький принц понял рисунки автора.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Слайд 6
II. Развитие умений.
Слайд 7 + доска
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
ΙΙΙ Обобщение
Слайд 11 Работа над текстом.
Итак, Маленький принц встретился с Лисом.
Инсценировка (Встреча М. Пр. с Лисом)
-Здравствуй.
-Здравствуй. Кто ты?
-Я Лис.
-Поиграй со мной. Мне так грустно.
-Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
-А как это приручить?
-Это давно забытое понятие. Оно обозначает создать узы.
-Узы?
-Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете……
- Я начинаю понимать. Есть одна роза…..наверно, она меня приручила.
- Очень возможно. Живётся мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно светом озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница будет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…… Пожалуйста, приручи меня!
-Я бы рад. Но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
-Узнать можно только те вещи, которые приручишь. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
-А что для этого надо делать?
-Надо запастись терпением.
6.Словарная работа.
- Как вы понимаете слово «приручил»?
- Слово знатоку русского языка. (Словарь Ожегова)
Экзюпери считал, что Приручить - сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу
- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?(преданность)
- Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».
Что такое узы?
- Слово знатоку русского языка. (Словарь Ожегова)
Чем ещё надо запастись, чтобы создать узы, приручить, чтобы возникла настоящая дружба? (терпением)
Узнали ли мы секрет Лиса?
Мы постараемся найти ответ на этот вопрос после небольшой паузы.
Физ. минутка
Музыкальное сопровождение (D.Marouani_-_Space_Opera_Part)
– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
1. Работа над текстом во время чтения.
5-я часть.
1. Чтение про себя.
Вопрос после чтения:
– О чём вспоминает Маленький принц?
2. Чтение по ролям.
3. Беседа.
– Каким был час прощания для Лиса и Маленького принца?
– Как вы понимаете Лиса, который говорит, что «будет плакать» по Маленькому принцу, но ему от этого хорошо? (Тяжело друзьям расставаться, грустно, но как хорошо знать и помнить, что где-то естькто-то близкий.)– Почему ко всем розам, кроме одной, Принц был равнодушен?
– Узнали ли мы секрет Лиса? Хочется узнать?
И Маленький Принц возвратился к Лису.
Инсценировка)– Какой секрет открыл Маленькому принцу Лис?
Словарная работа.
Что такое секрет? Кому его можно доверить?
Как вы понимаете слово «Зорко»?
Слово знатоку русского языка.
– Как вы понимаете эти слова Лиса?
– Как отнёсся Маленький принц к этим словам Лиса? (Он повторял их, чтобы запомнить.)
– Как вы думаете, почему Лис открыл свой секрет мальчику?
Найдите в тексте на стр. 120 важные слова и ещё раз прочитаем этот секрет хором
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
2. Работа в группах после чтения.
Выбери из слов в скобках и подчеркни то слово, которое ты считаешь авторским.
«Я для тебя всего лишь лисица… Но если ты меня (полюбишь, узнаешь, приручишь, найдёшь), мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня (один, только один, единственный) в целом свете».
«Вот мой (девиз, секрет, тайна, мудрость), он очень прост: (умно, зорко, правдиво, право) одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»
«Люди забыли эту (мысль, идею, истину, правду), но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого (узнал, приручил, полюбил, воспитал)». «Я узнаю цену (счастью, дружбе, одиночества). А если ты приходишь всякий раз в (другое, одинаковое, разное) время, я не знаю к какому часу готовить моё сердце!»
Ведь все взрослые сначала были (маленькими, непослушными, детьми), только мало, кто из них об этом помнит».
Узнать можно только те вещи, которые (купишь, полюбишь, найдёшь, приручишь). У людей уже не хватает (желания, терпения, времени) что-либо узнавать».
IV. Обобщающая беседа.
Вот мы и узнали секрет Лиса.
Что же это – самое главное чего нельзя увидеть глазами?
Что же является по-настоящему ценным на Земле?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Итог.
Слайд 12
Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мы прочитали только отрывки из этой сказки. Надеюсь, после нашего урока у вас возникнет желание прочитать всю книгу.
И сегодня, выйдя на улицу вечером, взгляните на звездное небо, улыбнитесь и мысленно обратитесь к Маленькому принцу, который непременно слышит вас со своей крохотной планеты. А слова свои никому не говорите. Пусть это будет вашей тайной - только вашей( вас и Маленького принца)
Послушайте, как сказал об этом Маленький принц:
«— Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!» ΙV. Домашнее задание. Выписать из сказки в рабочую тетрадь на стр. 46 любимые цитаты, которые тебе хочется запомнить.