Доклад на тему «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики на уроках занимательного труда»


Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 69 VIII вида»
Выступление на педагогическом свете
на тему:
«Коррекционная работа по развитию мелкой моторики на уроках труда»
Выступила:
Хасбиуллина Л.З.
учитель нач.классовНабережные Челны
2013/2014 учебный год
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики на уроках труда.
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Кроме того, в процессе работы над развитием мелкой моторики, у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.
Во время тренировки тонких движений пальцев рук и тактильной чувствительности совершенствуются также личностные качества, большинство детей становятся менее тревожными и агрессивными, они начинают более адекватно воспринимать себя и окружающий их мир. Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание.
Слайд 2. Одной из задач специальной (коррекционной) школы является коррекция дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство больше, чем любая другая область общественной жизни, оказывает положительное влияние на развитие и воспитание детей с любой степенью ограничений здоровья.
Коррекция и развитие происходит непосредственно через деятельность. В условиях школьного обучения этому способствуют уроки трудового обучения. Интересные и необычные поделки, разнообразные виды работ, смена видов деятельности привлекают учащихся, способствуют развитию творческого воображения, коррекции психических процессов.
Слайд 3.Уроки занимательного труда в начальных классах коррекционной школы – это пропедевтический период к профессионально-трудовому обучению в старших классах. Поэтому задачей учителя начальных классов являются:
- создание условий для формирования интереса к урокам трудового обучения,
-способствование формированию элементарных трудовых навыков.
Слайд 4. Для развития мелкой моторики рук на уроках труда используются следующие средства: пластилин, бумага, природный материал, крупы, бусы, песок, мозаика, конструкторы.
Слайд 5. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую доступную для освоения.
Во время работы с пластилином дети обучаются разнообразным приемам лепки, которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, происходит самомассаж ладоней и пальцев, а так же тренируется терпение.
Слайд 6. Основные приемы лепки.
Прием лепки: Описание:
Разминание. Надавливание руками или пальцами на кусочек пластилина.
Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина, а затем отрывают его.
Шлепанье. Похлопывание ладошкой с прямыми пальцами по пластилину.
Сплющивание. Сжимания куска пластилина с целью придания ему плоской формы.Небольшой кусочек пластилина сплющивается двумя пальцами - большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки к плоской поверхности.
Скатывание. Формирование шариков больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Надавливание. Нажатие на скатанный шарик пластилина указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Размазывание. Надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его в нужном направлении с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
Вдавливание. Расположение предметов на основе пластилина и прикрепление их путем нажатия пальцем.
Скатывание. Формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.
Раскатывание. Формирование из куска пластилина "колбасок" (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
Разрезание. Деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера.
Соединение деталей. Прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их к друг другу.
Заострение. Оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывания одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца.
Вдавливание палочки. Вставка палочки в деталь из пластилина по направлению к центру и надавливания на нее.
Нанизывание. Поочередное надевание пластилиновых деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.
Слайд 7-10. Техника лепки богата и разнообразна: пластилиновые аппликации из жгутиков, пластилиновые аппликации из шариков, рисование с помощью пластилина, пластилиновая мозаика, пластилиновая скульптура.
Следующим средством для развития мелкой моторики является бумага.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных упражнений. Бумагу можно рвать, мять, сгибать, складывать гармошкой, разрезать ножницами. Эти упражнения помогают ученику узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.
Слайд 11-18. К видам работы с бумагой относятся: вырезание из бумаги, аппликация, объёмная аппликация, бумажная мозаика, плетение из бумаги, оригами, моделирование из бумаги, папье- маше, квиллинг.
Слайд 19-23. Природный материал – прекрасный материал для поделок. Его легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Шишки, сухие листья, различные крупы – все, что только можно наклеить пригодится для работы. Развитию пальчиков очень хорошо помогает оригинальная техника изготовления поделок — посыпание. Для посыпания используется манная крупа, пшено. Также для посыпания можно использовать песок.
Слайд 24. Развивающие металлические конструкторы способствуют развитию не только пространственного воображения, но и технического мышления. Множество винтиков и гаечек, ключей и отверток учат ребенка собранности. Занимаясь поиском необходимых деталей и закручиванием шурупов, гаек, ребенок становится более внимательным.
Слайд 25. Детям с ограниченными возможностями здоровья очень тяжело даются подчас самые, казалось бы, простые движения. Они быстро утомляются. Поэтому во время физкульминуток полезно обучить детей приемам самомассажа, массажа рук, чтобы снимать напряжение мышц или хорошо подготовить руки и пальцы к предстоящей работе. Для массажа рук можно использовать массажёры, карандаши.
Слайд 26. Уникальным средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения. Они дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, пальчиковые игры и упражнения развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
При проведении пальчиковой гимнастики необходимо помнить два важных правила:
 пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
 после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Заключение.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Подобранные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.