Конспект интегрированного урока Геометрические фигуры. Аппликация из геометричесеских фигур


Тема:Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур.
Цель: формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге.
Задачи:
Образовательные: учить различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник.
Упражнять в счёте в пределах пяти Игоря, лада, Катю; продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу;
Коррекционно-развивающие: развитие творческих способностей, используя различные геометрические фигуры; развитие памяти, внимания, воображения; развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;формировать навыки позитивной коммуникации.
Ход урока
1)Организационный момент.
 Приветствие “Здравствуйте!”
 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Сегодня на уроке нас ждут интересные задания, которые помогут нам:
1) – лучше запоминать, потренируем нашу память;
2)- быть более внимательными;
3) – задания, которые помогут грамотно говорить, строить свою речь красиво;
4) - каждое задание будет нас учить думать, размышлять.
- Готовы?
= Итак, упражнение на развитие памяти…
«Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас массажируют точку на переносице
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами. Массажиуют точки на висках.
На столе: круг, 3 четырёхугольника.
- Посмотри внимательно, посчитай, закрой глаза.
Добавляется квадрат.
Постановка проблемы:
- Что изменилось?
- Сколько фигур стало? (5.)
- Какую фигуру я добавила? (Квадрат.)
- Какая фигура лишняя и почему? (Круг. У него нет углов.)
Как назвать, одним словомвсе эти фигуры?
дети: геометрические! (есле не скажут…ты..
-Ребята, все эти фигуры называются ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. Повторите за мной (хором, потом спроси 2 –х, кто сумеет повторить – это будет наглядная практика: тренировка памяти на слух и наглядная)
2)Объявление темы урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке наша задача вспомнить названия геометрических фигур , с которымимы знакомы и из них изготовим аппликацию. А кто будет героем нашей аппликации, мы узнаем позже.
Учитель: - Ребята, цифры в ряду в правильном порядке? (нет)
- Восстановите ряд цифр числового ряда с 1 до…
- Посчитаем слева направо, а теперь справа налево. (хором, поочередно).
Игорь, Влад – выложить цифры по порядку от 1до 5.Катя –закрасить цифру 1.
Возьмите листочки. ( Приложение 1) Что вы на них видите?
Ученики: точки и цифры.
Наша задача соединить точки по возрастанию цифр – от меньшей к большей. Что у вас получилось?
Ученики: треугольник и квадрат.
Учитель: треугольник, квадрат – это геометрические фигуры. А какие еще геометрические фигуры вы знаете?
Ученики: круг, прямоугольник, овал (при затруднении - учитель показывает геометрические фигуры, а дети их называют).
3.2)Игра «Покажи фигуру».
Учитель: А теперь поиграем в нашу игру «Покажи фигуру». Возьмите свои конвертики и достаньте свои геометрические фигуры. (Приложение 2).
Я называю геометрическую фигуру, а вы мне ее показываете.
Покажите мне круг. Покажите мне квадрат. Покажите мне треугольник. Покажите мне овал. Покажите мне прямоугольник. Уберите свои геометрические фигуры в конвертики.
3.3)Работа с предметными картинками.
Учитель: Есть предметы, которые нас окружают, похожие на геометрические фигуры. Давайте вместе подумаем, какие предметы напоминают нам геометрические фигуры.
( Учитель показывает предметные картинки, дети называют, на какую геометрическую фигуру похож данный предмет). (Приложение 3).
Что это? (арбуз) На какую геометрическую фигуру похож арбуз? (круг).
Что это? (книга). На какую геометрическую фигуру похожа эта книга? (квадрат).
Что это? (пирамидка). На какую геометрическую фигуру похожа пирамидка? (треугольник). И т. д. лимон – овал; часы – квадрат; мяч – круг; парусная лодочка – треугольник; дыня – овал; телевизор – прямоугольник; елочка – треугольник; воздушный шарик – овал; колесо – круг; окно – квадрат; картина – прямоугольник.
Посмотрите вокруг себя внимательно и найдите в нашем классе предметы, похожие на геометрические фигуры (доска – прямоугольник; парта, сиденье стула, шкаф, телевизор, дверь, окно, игрушка солнышко, часы).
Учитель:Перед вами листочки изображением геом фигур. Назовите их. ( Приложение 4).
Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
Ученики: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал.
 А сейчас ребята мы с вами будем закрашивать геометрические фигуры.
Но в начале, давайте приготовим наши руки к работе.
Самомассаж рук «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика. (Имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой, (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик – Снеговичок
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Ребята,очень внимательно слушаем меня. Я буду называть геометрическую фигуру и её цвет, а вы должны будете закраситьэту фигуру таким цветом, какой я назвала.
Итак! Внимание!
- Найдите круг, и закрасьте его зеленым цветом.
- Найдите квадрат и закрасьте его синим цветом.
- Найдите треугольник и закрасьте его красным цветом и т. д.
- А теперь, ребята, найдите фигуры похожие на квадрат и соедините их с квадратом и т. д.
Учитель: Какие предметы изображены?
Ученики: солнышко, вишенки, флаг, кубик, конфеты, мяч, елочка, вагон.
Учитель: Давайте прочитаем, что мы должны с ними сделать.
Ученик: Найти предметы, которые похожи на эти геометрические фигуры. Соединить их линиями.
Учитель: Какие предметы соединим с треугольником?
Ученики: флаг, елочку.
Учитель: Какие предметы соединим с кругом?
Ученики: вишенки, мяч.
Учитель:Закончите работу самостоятельно, а потом все вместе проверим.
( Для самостоятельной работы дается 2 – 3 минуты. Далее идет совместная проверка; можно предложить детям поменяться листочками с соседом и проверить работу соседа).
Проверим ваше задание.
Какие предметы соединили с квадратом? Прямоугольником? Овалом?
Кто ни разу не ошибся – получает 5. Остальным ребятам надо стараться выполнять работу без ошибок.
3.5) Закрепление знаний о полукруге и полуовале.
Учитель: Возьмите круг. Сложите его пополам, как это делаю я. У нас получилась половина круга – полукруг. Посмотрите на картинку, какие предметы состоят из полукругов? (Приложение 5).
Ученики: шляпка у грибочка; у медведя – ушки, корзина, лапки; у божьей коровки – голова.
Учитель: Возьмите овал. Сложите его пополам, как это делаю я. У нас получилась половина овала. Как можно назвать половину овала?Ученики: полуовал.
Учитель: Мы теперь знаем круг и его половину - ….?., овал и его половину - …?
4)Физкультминутка.
5)Закрепление.
Учитель: А чтобы нам еще лучше запомнить полукруг и полуовал поиграем в игру «Запоминай-ка». Я называю геометрическую фигуру, а вы ее мне показываете. Приготовьте геометрические фигуры. Покажите мне треугольник, полуовал, круг, полукруг, квадрат, полуовал, треугольник, полукруг, круг, полуовал, овал, полукруг.
6)Изготовление аппликации из геометрических фигур.
Учитель:Уберите геометрические фигуры в конвертик.
- Пришло время узнать, кто же будет героем аппликации, которую нам предстоит сделать. Для этого, ребята, вам нужно отгадать загадку:
Он из снега
Сделан ловко.
Вместо носа,У него морковка,
Его гордость,
И краса! (снеговик) На доске большой снеговик.
- Посмотрите и скажите, из каких геометрических фигур состоит наш снеговик? (ответы детей)
Одинаковые или разные по размеру круги? (разные)
- Сколько больших кругов у снеговика?
- Сколько маленьких кругов у снеговика?
- Какого цвета круги? (белые)
- Ребята, вы, верно, считаете и отвечаете, но наш снеговик почему – то загрустил, как вы думаете почему? (ответы детей).
- Ну конечно, он хочет поиграть! А как вы думаете, какая у него самая любимая, зимняя игра? (ответы детей). Ну, конечно же, хоккей, и он хочет, что бы вы шайбу по хоккейному полю покатали.
Сидя за столом.
Перед детьми лист бумаги и чёрный кружок.
- Это шайба (показываю круг, а это ледовое поле (лист бумаги).
Положите шайбу на середину поля. Где лежит шайба?
- Шайба скользит по полю. Где остановилась шайба?
- А сейчас снеговик хочет, что бы шайба полетела вверх, а затем вниз и т. д.
- Ребята, снеговику очень нравится у нас в гостях, но у нас жарко и ему пора на улицу. Но вот беда, на улице ему грустно одному стоять, ему нужны друзья! (дети предлагают сделать снеговиков).
- Но сначала давайте снеговику покажем физкультминутку «Снежок».
ФИЗМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы)
Мы с тобой снежок лепили, («лепят»)
Круглый, крепкий (сжимают кулачки, очень гладкий, (гладят ручки)
И совсем – совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим,
Два – поймаем (приседают «ловят»,
Три – уроним (встают «роняют»,
И – сломаем (топают).
 Организация рабочего места:
- Что нам понадобится для изготовления снеговика? ( синий картон, цветная , бумага, круги белого цвета, салфетка).
- А какие инструменты, приспособления нам пригодятся? (клей, ножницы, клеенка).
6. Повторение правил безопасности при работе с клеем.
7. Повторение правил работы с ножницами.
Проговорить с детьми. Составление плана работы.
Ребята, для того, чтобы выполнить работу, нам нужно понять порядок работы.
1. Сначала готовые детали расположить на основе из цветного картона так, как показано на образце. (Размещение композиции на картоне).
2.Затем все детали приклеить к основе. Будьте внимательны и аккуратны, не сдвигайте детали и не меняйте их местами.
3.Чего-то не хватает у снеговика? Правильно, у него нет лица. Потом делаем лицо. Два маленьких черных кружка – это глаза, треугольник – это нос, две черных полоски – это руки.
– По ходу выполнения работы обращайтесь к образцу. Контролируйте себя:  правильно ли я выполняю работу?
Перед детьми на столах лежат силуэты снеговиков, а дети должны из геометрических фигур выложить им головной убор, лицо и пуговицы. Дети приступают к раскладыванию геометрических фигур, а учитель интересуется, какую геометрическую фигуру они положили. Затем дети приклеивают геометрические фигуры. После окончания работы учитель спрашивает, из каких фигур они сделали пуговицы? Из каких фигур лицо? Сколько, каких фигур использовали? Чем похожи все снеговики? А чем они отличаются? и т. д.
Учитель: Возьмите конвертики. Посмотрите, в них…..? (Геом.фигуры)
Учитель:Перечислите их.
( если дети не называют размер фигур, учитель обращает внимание детей на это: « есть круг большой, средний и маленький), « покажите маленький,круг, средний, большой).
Учитель: Предлагаюсделать из этих геом.фигур снеговика.
Готовы? Начинаем работать.
( Учитель делает аппликацию с детьми поэтапно; показывает образец выполнения на доске).
Возьмите большой круг– это нижняя часть туловище, приклеим его как я.
Возьмите круг поменьше – средняя часть туловища
Возьмите маленький круг - это голова, приклеим ее над туловищем. Как я.
Возьмите два самых маленьких круга– это руки, приклеим их к средней части туловища снеговика.
Теперь приклеим головной убор.
Выкладываем лицо.Посмотрите как делаю я.
А теперь приклеим их. Посмотрите как делаю я.
Остался один треугольник– это носик. Приклеим и его. Посмотрите, какие веселые снеговички у нас получились.
Работа в парах. Адик, Влад и Надя, Игорь.(2 баночки)
А теперь приступаем к волшебству. А так, как снеговик очень любит снегопад и метель, мы превратимся в волшебников и подарим снеговику настоящий снегопад. Из чего можно сделать снег? (блеск, натертая свеча, мелконарезанный «дождик», паетки)
-Нам понадобится баночка с холодной кипяченой водой. Закрываем крышку. Ребята, я подойду и закрою плотно крышку, чтобы вода не вылилась через щели крышки. Ребята, а теперь можно проверить получилось ли наше волшебство. Встряхните баночку.
Мы настоящие волшебники.
7)Подведение итога урока. Выставка детских работ.
Учитель: Посмотрите, какую аппликацию мы сделали?
Из каких геометрических фигур мы сделали аппликацию?
Молодцы! Сегодня за работу на уроке получают пятерки -…( учитель отмечает работу активных учеников).
Давайте сделаем выставку работ. Какую оценку поставим за аппликацию Наде,….. (детям предлагается оценить работы своих одноклассников).
8)Домашнее задание.
Игорь, Влад, Катя - подумаете и нарисуете те геометрические фигуры, на которые похожи картинки в ваших карточках. Например: книга - … (прямоугольник); колесо похоже на…(круг) и так далее.
Надя, Адик – изготовьте аппликацию любимой игрушки из геометрических фигур.
9) Организованный конец урока.
Учитель: Теперь урок окончен,
Все сделаны заданья,
Гостям мы скажем на прощанье:
«Спасибо, до свиданья!»
Спасибо и всем детям за работу на уроке.