Конспект игровой образовательной деятельности по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста «На помощь капитану Звёздочкину»


Конспект игровой образовательной деятельности
по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 Берёзка»
п. Мостовского Краснодарского края
Степаненко Олеся Алексеевна
Тема: «На помощь капитану Звёздочкину» (легоконструирование космических кораблей).
Возраст: 5 -7 лет
Цель: создавать предпосылки для формирования инициативы и самостоятельности при конструировании из ЛЕГО.
Задачи:
Образовательные:
систематизировать, расширить и обобщить знания и представления детей о том, что такое космос, космическое пространство, способствовать формированию познавательного интереса;
создать предпосылки для формирования умения планировать процесс создания собственной модели;
продолжать учить обобщать ряд фигур по выделенным признакам и сопоставлять обобщённые признаки одного ряда с другим;
закрепить умение называть и сортировать детали по группам;
закреплять умение строить по образцу.
Развивающие:
развивать логическое мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать взаимосвязь между их назначением и строением;
развивать познавательную активность, любознательность, речь, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность;
развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие;
развить у детей мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, желание работать в коллективе;
воспитывать патриотические чувства, интерес к космонавтике.
Предшествующая работа:
- проведение бесед по теме «Космос»: «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?», «Сигнал SOS», «Первый космонавт»;
- рассматривание книг, атласов, альбомов о космосе, космонавтах, планетах;
- художественное творчество: рисование («Звёздное небо», «Я ракету нарисую»), лепка («Космические корабли»), аппликации по теме «Космос»; - чтение художественной литературы: Е.П. Левитан «Малышам о звёздах и планетах», А.К. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», Р.С. Сеф «Голубой метеорит», Н.Н. Носов «Незнайка на Луне».
Оборудование:
- экран для показа презентаций, слайдов; - фотографии и слайды по теме; - мелодия «Полет к далеким звездам»; - конструкторы «ЛЕГО» (по количеству детей); - коробка для посылки.
Ход игровой образовательной деятельности.
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Встаньте как вам будет удобно.
Воспитатель: Как мы можем поприветствовать друг друга? (ответы детей).
Воспитатель: А хотите ли вы поприветствовать всё, что нас окружает (слайд 1).
Здравствуй, небо голубое!         Руки поднять вверх
Здравствуй, солнце золотое!   Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, лёгкий ветерок! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, маленький дубок!     Описать большой круг над головой
Здравствуйте, леса, поля! Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх Здравствуй, родная наша Земля!
Воспитатель: Дети, как называется наша планета? (планета Земля) слайд2. Воспитатель: А что вы знаете о нашей планете? (Земля имеет форму шара, есть атмосфера, океаны и материки).
Воспитатель: А что происходит с нашей планетой в космосе? (Земля вращается вокруг своей оси – происходит смена дня и ночи; вращается вокруг Солнца – смена времён года)
Воспитатель: Какие планеты солнечной системы вы знаете? (слайд 3). Сколько их? (ответы детей)
Воспитатель: Чем необычна наша планета? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете загадки о космосе или космических объектах? Загадайте. А хотели бы вы отгадайте мои космические загадки?
1. А над нами, а над намиЛуг с волшебными цветами.Золотистые цветыРасцвели средь темноты. (Звёзды) (слайд 4).
Воспитатель: А что такое звёзды?
Воспитатель: Как называются группы звёзд? (Созвездия). Какие созвездия вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Какая звезда к нам ближе всего? Какая звезда самая яркая? (ответы детей)
2. Освещает ночью путь,Звездам не дает заснуть.Пусть все спят, ей не до сна,В небе светит нам …(Луна) (слайд 5).
Воспитатель: Что такое Луна? (спутник Земли). Почему Луна находится всегда рядом с Землёй? (Земля притягивает Луну, как магнит).
Воспитатель: Всегда ли мы видим полную Луну? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? (луноход).
3.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит (космонавт) (слайд 6).
Воспитатель: Кто был первым космонавтом? Как назывался космический корабль, на котором отправился в космос Ю.Гагарин? (ответы детей). Воспитатель: Каких ещё знаете космонавтов? Чем они знамениты? Как одеты космонавты? (ответы детей).
4.Осмотрелись мы кругом: Видим белую ракету Высотой с огромный дом. Раздаётся гул и гром, значит это …(космодром) (слайд 7).
Воспитатель: Что такое космодром? Как называется космодром, с которого взлетела ракета «Восток»? (Байконур) Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы отправиться в космическое путешествие? (ответы детей) (слайд 8). Воспитатель: На чём мы можем отправиться в космос? (ответы детей). Воспитатель: Какой транспорт лучше выбрать? Почему? (ракету, потому что…). Воспитатель: Решено, летим на ракете, занимайте места, как вы думаете, что нужно сделать перед полётом? (ответы детей: взять специальную еду в тюбиках, одеть скафандр).
Игра - имитация «Одеваем скафандр».
1. «Одеваем скафандр». Проверяем скафандр на свободу и раскованность движений. Выполняем упражнение руками «Мельница» по 5 раз. 2. «Одеваем шлем». Проверяем шлем на комфортность для головы. Выполняем повороты головой в стороны по 5 раз. 3. «Обуваем космическую обувь». Проверяем удобства высокой платформы ботинок. Их прыгучесть и отталкиваемость. Выполняем 10 прыжков на двух ногах. 4. «Одеваем перчатки». Проверяем защищенность кожи рук от воздействия внешних факторов. (Вращательные движения кистями рук, вытянутыми вперед на уровне груди, переменные и одновременные махи руками, поднимание рук вверх перед собой с поочередным сгибанием и разгибанием кистей, через стороны опускать вниз, также поочередно сгибая и разгибая кисти рук.) Хлопаем в ладоши. 10 раз. 5. «Одеваем на плечи баллон с воздухом». Проверяем способность организма дышать. Делаем вдох – поднимаем плечи; делаем выдох – опускаем плечи. Повторить 3 раза.
Воспитатель: Космонавты приготоились к полету. (слайд 9). Ключ на старт (есть ключ на старт).
Воспитатель: Пристегнуть ремни (есть пристегнуть ремни).
Воспитатель: Ключ на пуск (есть ключ на пуск).
Воспитатель: Обратный отсчет (есть обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, поехали).
Воспитатель: Внимание, экипаж! Мы входим в открытое космическое пространство! (слайд 10). Ой, что это со мной, почему моё тело стало таким лёгким? (невесомость).
Ритмопластика «Невесомость» (звучит музыка)
В темном небе звезды светят,
Космонавты летят в ракете.
День летят и ночь летят,
И на Землю вниз глядят.
Видят они весь шар земной
Шар земной наш дом родной.
(Звучит сигнал SOS) (слайд 11).
Воспитатель: Что это за сигнал? Что он означает? Как вы думаете, кто мог его послать? (ответы детей)
Воспитатель: посмотрите, нам на экран пульта управления пришло необычное письмо. Вы хотите, чтобы я его прочитала? (слайд 12).
Видеописьмо.
Здравствуйте, друзья! Я капитан Звёздочкин. Месяц назад с планеты Земля стартовала моя ракета. Экипаж состоял из пса по кличке Космик, робота Гравитона и меня - капитана Звёздочкина. Мы отправились в путь, чтобы исследовать далёкую галактику под названием Альфакадабра. Но случилась беда: пролетающая мимо комета задела хвостом ракету и нанесла ей серьёзные повреждения. Мы были вынуждены совершить аварийную посадку на неизвестной планете. Как оказалось, это планета Неумейка, населённая добрыми и весёлыми существами, которые никогда не видели летающих аппаратов и совершенно не умеют их конструировать. Помогите нам построить космический корабль, чтобы мы могли продолжить своё путешествие.
(слайд 13)
Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? Кто просит нашей помощи? (капитан Звёздочкин, просит нашей помощи). Что будем делать? Как мы можем помочь? Как называют учёных, которые создают космические корабли? (инженеры – конструкторы).
Как вы думаете, сложно ли сконструировать ли настоящий космический корабль? А сможем ли мы? (ответы детей).
Воспитатель: Итак, юная команда инженеров – конструкторов, так как вы решили оказать помощь и помочь построить космические аппараты, то я извещу об этом капитана Звёздочкина . Из чего мы можем сделать космические корабли? Посмотрите, что есть на бору нашей ракеты? (конструктор ЛЕГО).
Воспитатель: Капитан Звёздочкин прислал фотографию необходимых деталей для ракеты, давайте проверим, есть ли такие детали у нас.
Дидактическая игра с легоконструктором «Найди деталь и назови» (слайд 14).
Воспитатель: Обратите внимание на экран вам найдите такие же детали. Как называются они? (кирпичик с 6 кнопочками, с 4 кнопочками, горка, лапка, клювик, пластина...).
Воспитатель: Ну что же, детали необходимые для создания космических кораблей у нас есть.
Воспитатель: Робот Гравитон тоже хочет проверить, какие вы внимательные и как хорошо умеете запоминать.
Дидактическая игра с легоконструктором «Собери модель по памяти»
(слайд 15).
Воспитатель: Ребята, будьте внимательны, сейчас на несколько секунд на экране появится модель. Вам нужно её запомнить, а затем собрать по памяти. Воспитатель: Справились с заданием? Сравните с образцом. Сложно ли вам было? Почему? А теперь последнее задание капитана Звёздочкина. Воспитатель: Ребята, посмотрите, пёс Космик прислал нам изображение различных ракет, которые он встречал в космосе (слайд 16). Хотите рассмотреть ракеты? Какая у них форма? (длинная, цилиндрическая, внизу шире, а кверху она сужается). Воспитатель: Что находится в самом низу ракеты? (ответы детей) Воспитатель: В самом низу ракеты располагаются твёрдотопливные ускорители. Как вы думаете для чего они ракете? (они помогут ракете оторваться от поверхности планеты). Воспитатель: Посмотрите на фотографии, рисунки космических кораблей, какие ещё элементы у них есть? (солнечные батареи, иллюминаторы, антенны…).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, показали, что вы внимательные и умеете решать сложные задачи.
Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами вы должны обладать, чтобы справиться со сложным заказом? (ответы детей). Значит нужно сказать, что… (дети берутся за руки и становятся в круг)
Мы - дружные! Мы – внимательные! Мы – умные! Мы – старательные! Мы, ребята, просто класс! Всё получиться у нас!
Воспитатель: У каждого из вас есть набор деталей. Вы можете построить ракету по образцу капитана Звёздочкина (слайд 17) или придумать свой космический аппарат для жителей планеты Неумейка. Итак, команда инженеров – конструкторов, располагайтесь где вам будет удобно и приступайте к работе!
Самостоятельная деятельность детей. (Строительство из легоконструктора летательных аппаратов).
Воспитатель: Придумайте название для своей ракеты. Все работы ставьте на стол. Давайте их рассмотрим. Что построили? Что можно изменить, что добавить? (ответы детей) У нас получился настоящий космодром. Воспитатель: Ребята наша ракета сейчас пролетает над планетой Неумейкой (слайд 18), давайте подумаем, как же нам отправить наши изобретения? (в посылке, с помощью парашюта…) Воспитатель: Правильно ребята мы отправим наши изобретения с помощью космической почты (дети ставят свои работы в коробку). Внимание, отправляем груз.
Воспитатель: Капитан Звёздочкин, его экипаж и жители планеты Неумейка получили нашу посылку и благодарят нас (слайд 19). Воспитатель: Ну вот, и заканчивается наше космическое путешествие, пора возвращаться домой. Космонавты приготовились к посадке (есть приготовиться к посадке). Воспитатель: Пристегнуть ремни (есть пристегнуть ремни). Воспитатель: Штурвал на себя (есть штурвал на себя). Воспитатель: А вот и наша планета Земля (слайд 20).
Путь не прост, расчет был сложный,
Добрались мы до Земли.
Машем звездам и кометам
Неизведанным планетам.
К вам попозже прилетим!
Звездолет ещё мы соорудим.
И примчимся, так и знайте,
Ждите нас и не скучайте.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Устали? Снимайте скафандры. Интересным ли было наше путешествие? А что вам запомнилось, понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Сложным ли было наше путешествие? Ребята, всё ли у вас получилось? С какими трудностями вы столкнулись, над чем нужно поработать? Чьи изобретения вам понравились? (ответы детей). Воспитатель: Мне тоже понравилось наше космическое путешествие. Очень понравились ракеты Матвея и Маши, вы точно сделали по образцу, а Игорь и Таня придумали необычные летательные аппараты, а Даша была очень внимательна и собрала по памяти модель быстрее всех, очень порадовал Олег, он помог своим друзьям при конструировании ракеты. Спасибо всем за работу, вы сегодня были настоящей командой умных инженеров – конструкторов. Возможно кто- то из вас в будущем станет инженером – конструктором и создаст свою новую модель. А дома вы можете с родителями посмотреть энциклопедию, найти новую модель космического корабля, построить и придумать, куда мы отправимся на ней путешествовать.
Информационные ресурсы:
Лоов Р.А. «Школа приключений. Тренируем руку, фантазируем и рисуем. На планете Каля-Маля» – Краснодар: Флер, 2012.
Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО» – М.: Линка - Пресс, 2001.
Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». – М.: Мозаика - Синтез, 2007.