Исследовательская работа на тему: «Особенности изучения рассказа на уроках литературного чтения в коррекционной школе VIII вида».


Шарифуллина Айсылу Фирдависовна
ГБОУ Янаульская коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Учитель русского языка и литературы.
Исследовательская работа на тему: «Особенности изучения рассказа на уроках литературного чтения в коррекционной школе VIII вида».
Одной из важных проблем в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии является проблема развития речи. Значимость проблемы определяется тем, что повышение уровня связной устной речи ведет к развитию познавательной деятельности и общего культурного развития учащихся, а также к их дальнейшей социальной адаптации в обществе, так как речь опосредует все виды деятельности человека, служит инструментом коммуникации, познания, образования и выражения личностных смыслов. Социально-интеллектуальное становление личности сопровождается развитием речевого мышления человека.
Исследования в области специальной педагогики и психологии раскрывают своеобразия развития умственно отсталых учащихся и нарушения их речи. Связная устная речь умственно отсталых учащихся отличается неполнотой высказываний, нарушением логики рассказа о происходящих событиях, неправильным использованием языковых средств, недостаточной выразительностью. Исследователями отмечена ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов, неточное их использование, патологический разрыв между активным и пассивным словарем у умственно отсталых учащихся. Поэтому так необходимо уделять большое внимание развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями, что возможно на уроках русского языка и литературного чтения, занимающих одно из значимых мест в образовательном процессе.
Уроки литературного чтения представляют широкие возможности для интеллектуального творчества учащихся и их познавательного развития. В процессе работы над текстом, рассказом, художественным произведением формируются творческое воображение, эстетические вкусы, фантазия, нравственные качества, основные читательские умения. Первоначальное прочтение текста даст юному читателю необходимый материал для первичного осмысления. Более высокий уровень восприятия текста наступает тогда, когда он будет должным образом проанализирован. Многие исследователи, такие как: А.К. Аксенова, И.И. Будницкая, В.Я. Василевская, Г.М. Дульнев, Л.В. Замков, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, 3.Н. Смирнова, Ж.И. Шиф и др. уделяют внимание проблеме понимания учебных текстов умственно отсталыми школьниками.
Процесс изучения, анализа рассказа, текста произведения включает в себя восприятие прочитанного, его понимание и речевое воспроизведение. В ходе работы над рассказом ученики, читая, и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Следовательно, изучение, анализ рассказа, художественного произведения играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся, в том числе и учащихся с умственной отсталостью. Владение умением понимать, анализировать текст художественного произведения позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение. По мнению ряда авторов (В.Я. Василевская, В.Г. Петрова, В. Побрейн, Н.К. Сорокина, Н.В. Соседова) организация умственной деятельности умственно отсталых учащихся в процессе работы с литературными текстами, способствует их более полному и глубокому пониманию. Именно чтение помогает решать ряд задач, которые стоят перед специальной (коррекционной) школой. Таким образом, можно констатировать, что тема нашего исследования является актуальной на сегодняшний день.
Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.
Изучение художественного произведения начинается с чтения его. Но часто чтению предшествует выразительное чтение, которое должен подготовить учащихся к чтению. Как отмечают О.Ю. Богданова и С.А. Леонов, часто в средних классах целесообразно провести не только выразительное чтение, но и прочесть в классе несколько глав, лишь затем предложить школьникам прочитать все произведение целиком .Такое совместное чтение первых глав произведений сопровождается комментированием. Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно. По замечанию В.М. Букатовой, учителя – практики различают следующие виды комментариев: предварительный, историко-бытовой, исторический, историко-литературный, лексический, лексико-фразеологический, идейно-стилевой, коннотативный (контекстуальный), подытоживающий.Уроки с комментированием требуют от учителя не только основательных знаний, но и определенных творческо-исполнительных способностей, так как словесник должен донести до ребят «аромат» произведения, его неповторимость. Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.
В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В V-VI классах техника чтения у детей недостаточно высокая, и, читая про себя, дети не чувствуют удовольствия. Да и классное чтение в этих классах сопряжено с рядом трудностей. 10-11 – летние школьники не могут в течение длительного времени слушать напряженно без перерыва. Они любят, когда им читают вслух, но через 20-25 мин их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах остро стоит вопрос о совершенствовании техники чтения. Поэтому есть тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой. Однако это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять с работой над техникой чтения. Произведение во всей силе должно звучать на уроке, а техникой чтения следует заниматься в процессе анализа, отчасти индивидуально.
Прежде всего, учащиеся должны знать, что педагог интересуется его чтением, следит за ним и опирается в ходе анализа на самостоятельное восприятие учащихся. Поэтому одним из действенных средств организации чтения является доброжелательный, заинтересованный и серьезный анализ итогов чтения.
Как отмечает Б.Б. Эльконин, желателен контроль, за ходом чтения, облечь в разнообразные формы. Это могут быть:
1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.). Такая викторина подтягивает учеников, побуждает их читать, поскольку они знают, что каждый должен дать отчет о прочитанном.
2. Выполнение заданий. Например: назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.
3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе.
4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения типа: назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их. Лишь, после того как учитель будет уверен, что произведение школьниками прочитано, можно приступить к изучению его.
Анализ художественного произведения в школе – это процесс углубленного вчитывания, умного осмысленного чтения текста, который не должен уничтожить того эмоционального впечатления, какое могло возникнуть у школьников при самостоятельном чтении.
Как отмечают О.Ю. Богданова, С.А. Леонов и В.Ф. Чертов, содержание школьного разбора – сложный, неоднородный, многослойный процесс. Оно вводит в особый мир, где исследуются разнообразные явления человеческого бытия, отношения людей, их характеры чувства. Школьник не только знакомится с жизнью, он как бы проживает ее вместе с героями. При изучении произведений школьной программы учащиеся приучаются видеть, что каждое из них обладает своей формой и строится писателем в соответствии с определенным замыслом, что, стремясь выразить переживание, автор создает лирическое произведение, осмысляя же жизненные конфликты, пишет драму и тКак отмечает Д.Б. Эльконин, условно можно выделить в качестве основных разновидностей анализа детальный разбор текста (или текстуальный), выборочно – направленный и обзорный. Твердых границ между этими разновидностями нет, но все же различия существуют. Например, при изучении «Кладовой солнца» Михаила Пришвина возможна следующая работа. Когда текст изучается обзорно, то произведение рассматривается в общих чертах. Учитель не ставит при этом проблемных, дискуссионных вопросов. Задача обзорного изучения – осмыслить сюжетную канву, тематическую основу, композицию произведения в целом или его части, чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться в тексте. Практика показывает, что при изучении «Кладовой солнца» обзорно изучается I глава, как вводная и несложная. Учащиеся выясняют, что рассказывается в ней о жизни Насти и Митраши (сюжетная сторона), о том, как относились дети друг к другу (факт для понимания дальнейших событий и художественной идеи произведения).
Выборочно-направленный разбор текста – это изучение его с известной степенью заостренности на какой-либо проблеме, как бы под заданным углом зрения. В этом случае вопросы к тексту должны быть емкими и исключающими односложность, однолинейность ответов. Работа над II главой «Кладовой солнца» строится выборочно – направленным путем. С этой целью ставится такой вопрос: какое заглавие и почему лучше передает смысл II главы – «Дети собираются в лес» или «Первая размолвка»?
При выборочно-направленном разборе ученики вновь и вновь обращаются к тексту, ищут доказательства для тех предположений, какие будут высказаны.
Для подробного разбора обычно берутся ключевые эпизоды произведения, где наиболее ярко раскрываются характеры героев. Например, в «Кладовой солнца» обзорно изучается I глава, выборочно-направлено – II глава и, наконец, детально рассматривается III глава. Автор (М. Пришвин) одновременно пользуется как бы двумя принципами изучения: изучая природу, он узнает себя и свой внутренний мир, и свои личные мысли переносит на открытие природы.
При детальном анализе задания и вопросы предполагают разнообразную деятельность учащихся: пересказ, устное словесное описание, беседа, дискуссия, составление плана.
Следует отметить, что подробным анализом нельзя злоупотреблять: он требует много времени, может привести к дробности восприятия, может утомить учащегося, вследствие чего школьники потеряют интерес к работе.
Одним приемом работы по изучению художественного произведения может быть выразительное чтение, как самим учителем, так и учащимися класса. Выразительное чтение с интонационной характеристикой персонажей помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанный рассказ. При этом необходимо учить ребенка правильно называть персонажей, точно воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Данный прием коррекционно-воспитательной работы может быть модифицирован, если предложить пересказать ребенку рассказ от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения, способности к децентрированию.
Речь большинства олигофренов отмечается вялостью артикуляции и интонационной невыразительностью, только простые слова произносятся детьми четко. Дети допускают ошибки в постановке ударения, неправильно пользуются интонацией (например, вопросительные предложения произносят как повествовательные). Поэтому важно помочь найти ребенку нужные слова и правильно выразить свои мысли.
Инсценирование рассказов – другой эффективный прием работы по изучению художественных произведений на уроках литературного чтения, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. При выборе рассказов для инсценировок педагог должен руководствоваться читательскими предпочтениями детей.
Таким образом, можно отметить, что у детей с нарушением интеллекта отмечается бедность представлений, трудности переноса опыта из одной ситуации в другую, скудность словарного запаса, также в значительной мере страдает логический анализ воспринятого материала, что приводит к нарушению логической связи предложения, последовательности в передаче отдельных смысловых единиц текста, и как следствие частичное усвоение информационного плана текста при недостаточном понимании его идейного плана. Однако, несмотря на все это, школьники с умственной отсталостью способны воспринимать общий смысл прочитанного рассказа, а организация их умственной деятельности в процессе работы с литературными текстами, способствует их более полному и глубокому пониманию. Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста рассказа, педагогами в работе используются различные приемы, средства, формы и методы.
На сегодняшний день значительное число детей с нарушениями в развитии имеют нарушения интеллекта – умственная отсталость. У детей в степени олигофрении есть существенные затруднения в овладении навыками чтения и письма. Это обусловлено различными причинами.
Чтение трудный и не всегда любимый вид деятельности для умственно отсталых школьников. Те сложности, с которыми сталкиваются ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида при чтении, не делают этот процесс популярным. Однако именно процесс чтения является важным звеном в познании окружающего мира, влияет на становление личности в целом.
Для полноценного овладения навыками чтения, развития речи, коммуникативных навыков, социальной адаптации детей с умственной отсталостью необходима целенаправленная педагогическая деятельность.
Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст рассказа, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.