Конспект урока по русскому языку на темуИмя существительное (с применением методов развития критического мышления)

КГУ «Побединская основная школа отдела образования
акимата Карабалыкского района »





Конспект урока по русскому языку
на тему: «Имя существительное»













Классный руководитель: Сагадеева З.К.


ТЕМА УРОКА: Имя существительное (общее грамматическое значение, вопросы кто? что?).
ТИП УРОКА: Открытие новых знаний.
Знать: что такое имя существительное, её грамматическое значение и на какие вопросы отвечает.
Уметь: соотносить вопросы кто? и что?; употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Воспитывать: культуру общения и любовь к животным.
Развивать: развивать познавательный интерес, критическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
ХОД УРОКА
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
Мотивирование к учебной деятельности.
- Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
– Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ. Согласны?
-Ну, тогда нам предстоит много работать. И без дружбы, конечно, не обойтись.
-Как вы думаете, какими должны быть следопыты-разведчики? (высказывать своё мнение)
А ещё нужно:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.

- А в путь мы отправимся по определённому маршруту (на доске). В течение всего урока вы будете самостоятельно оценивать себя, свою работу, а я вам буду помогать.
2. Актуализация знаний.
1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)
На доске
Большой-маленький
Глубокий-.
Старый -
Твёрдый-.
Сухой-
- К нам в класс рано утром пришло письмо, но чтобы его открыть, нужно найти ключ. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, какую букву будете писать.
- Подберите слова противоположные по лексическому значению.
- Какую строчную и заглавную букву будем писать сегодня? (букву Мм, потому что все слова в задании начинаются с М)
Показ; прописывание в воздухе; прописывание буквы учащимися.
2. Словарно-орфографическая работа
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Придумайте по два слова на букву М.
– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:
Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.
– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)
-Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.
– А что объединяет слова, которые мы записали? (Все остальные слова отвечают на вопросы кто? что?)
Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание.
Постановка учебной задачи.
-Перед тем, как узнать тему сегодняшнего урока.
-Проверим ваши знания.
Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения? (из слов)
Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.
-Сегодня познакомимся с одной из самостоятельной частью речи.
-Какие у вас возникли вопросы?
1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
-Какие цели ставите следопыты в этом поиске на нашем уроке? Воспользуйтесь схемой.
Мы познакомимся.
Мы научимся
Мы закрепим
Будем развивать
3. Открытие новых знаний
-Посмотрите на доску. ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!
-Что нам с вами нужно сделать? (найти часть речи)
Я второго класса. (ученик)
Я кладу в портфель. (учебник)
В пенале лежат.. (карандаши)
-Ребята, глядя на записанные слова, какие слова русского языка потерялись? (слова, которые отвечают на вопросы кто? что?)
-Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? И обозначают предмет называются именем существительным.
Прочитайте правило про себя.
-Что такое имя существительное?
- Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)
- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?
Предположительные ответы учащихся: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие.
Работа в парах (карточки)
- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его (в парах).
зверь

одомашнивать

грозил
рыбачили

звериный

дом
грозовое
рыба

озверел

домашнее
гроза
рыбный


- А почему, как вы думаете?
Сначала человек придумал имя каждому предмету.
-На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)
– Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».
– Замените одним словом и запишите:
Движение воздуха – ветер; буря на море – шторм; сильный ветер со снегом – метель; ненастье с громом и молнией – гроза.
– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?
(отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы).
-Следы привели нас в лес математики. Слушаем задачу:
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))
– Молодцы. Назовите героев этой задачи.
Попугай, Мартышка, Удав.
– Как одним словом назвать эти слова? (Животные).
Запишите названия животных.
– На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?)
– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает? (люди)
– Следы привели нас к океану изобразительного искусства.
Вы видите репродукцию картины.
– Что вы чувствуете, глядя на неё? (восхищение, удивление, спокойствие)
– На какой вопрос отвечают эти слова? (что?)
– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)
– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.
– Для изготовления аппликации, какие инструменты нам пригодятся? (ножницы, кисточка)
– Какие ещё знаете инструменты? (грабли, пила, лопата, топор)
– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома ? (Предметы)
-На какой вопрос они отвечают? (что?)
- Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?
-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе.
-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?
-На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
-Давайте запишем это название на последней остановке нашего маршрута.
-Как вы думаете, почему такое название? (предметы, вещи существуют)
– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.
4.Физкультминутка.
(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.
5. Развитие умений
– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?

– Может быть можно обойтись без неё?
– Давайте проверим наше предположение.
– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте (карточки).
– Всё ли понятно?
– Исправим текст. Запишем исправленный текст.
6. Самостоятельная работа
1.-Следопыты вы хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
Работа с учебником
-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.
– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.
СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.
-Давайте запишем это предложение.
-Какое задание можем предложить?
- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с.
7. Подведение итогов урока
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали?
- Следопыты-разведчики всегда с путешествия оставляют на память предмет.
С острова прошлого в ответ за наши заслуги по поиску потерявшейся части речи нам пришла вот такая телеграмма. Она у каждого есть на парте. На что она похожа? (скелет рыбы)
- В данный момент он красивый? Давайте его заполним.
- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.
- На верхних косточках основные понятия.
-На нижних косточках расшифровку понятий.
-Хвост – ответ на вопрос.
- Ну что ж следопыты что такое имя существительное?
8.Рефлексия
-Подводим итоги нашего урока. Поможет в этом моя подсказка.
-Я для себя сделал открытие
-Меня удивило
-Оказывается,что
-За работу на уроке я бы поставил себе
9.Домашнее задание Сочинить синквейн по данной теме.
-Мои следопыты-разведчики, представьте, что вы лучики, которые открывают новые знания, как солнце открывает день, оцените своё настроение на вот таких разных солнышках.
Дети подходят вставляют лучики.
Спасибо, дети за урок,
Надеюсь, он пошёл вам впрок!


















Телеграмма с «Острова прошлого»