Конспект урока по обществознанию Демографическая ситуация для 11 класса (базовый уровень)


Материалы к уроку обществознания в 11 классе.
Тема урока:Демографическая ситуация в современной России.
Козлова Татьяна Валентиновна,
Учитель истории и обществознания МАОУ гимназии №4
Г.Хабаровска
Тип урока:проблемныйЦели: создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России,
развить умения совместными усилиями анализировать данную ситуацию.
Планируемые результаты: владение базовыми понятиями , умениями выявлять причинно – следственные связи социальных процессов, навыков оценивания социальной информации, владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни.
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи, оценивать приводимые доказательства и рассуждения , корректировать учебную деятельность.
Познавательные УУД: применение различных методов познания для изучения демографической ситуации.
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности , учитывать позиции другого . разрешать конфликты.
Основное содержание темы, понятия и термины:. 1.Современная демографическая ситуация в России
2.Тенденция развития современной семьи
3.Депопуляция.
4.Инфантилизация подрастающего поколения
5.Проблема неполных семей.
Структура урока. 1. Постановка учебной задачи.
Для начала давайте просмотрим слайды, которые иллюстрируют демографическую ситуацию в России
Сегодня вы представляете разных экспертов: пессимистов, оптимистов, реалистов.
Вы просмотрели материал и можете сформулировать задачу урока.
Каковы тенденции развития современной семьи?
Находятся ли семья и семейные ценности в состоянии кризиса?
Как изменить демографическую ситуацию в России?
(запись на доске после выводов учащихся)
Постараемся проанализировать в чем причины сокращения населения и выработать совместные пути решения.
Учитель озвучивает ожидаемые результаты деятельности, устанавливает правила работы, определяет роли
Основная часть. Этап организации совместной деятельности.
(самостоятельная работа по учебнику –стр. 193-195)
В итоге возникает другая проблема: опасность депопуляции –суженое воспроизводство и сокращение численности населения.
Есть ли выход из этой ситуации? Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции?
(кейс с документами :1. Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 г.
2.Материнский капитал в 2014 г.
3.Извлечения из политического, Большого энциклопедического, экономического, социологического словарей (раздаточный материал).
Перед вами несколько кейсов – текстов. На обсуждение по 5 минут. Каждая группа выступает отдельно.
К какому выводу вы пришли?
1.Все больше возникает неполных семей, хотя государство разрабатывает проекты по укреплению семьи.
2. От нас зависит - каковы будут наши семьи, потому, что еще один признак времени - инфантилизация подрастающего поколения.
Заключительная часть.
1. На основе того , что вы сегодня узнали и концепции демографического развития РФ на период до 2025 г? Есть ли выход?
2.Прошу вас презентации ваших проектов.
3.Аналитический блок. Обмен мнениями групп. Высказывание собственных позиций.
Формулирование выводов.
4.Рефлексия и оценивание. Анализ проделанной работы.
Не все потеряно. Будущее за молодыми российскими семьями.
Дома:§17.
Приложение.
1.Кейс №1. Демографические ситуация в России.(презентация)
2..Кейс №2. «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2025 г
-основные цели демографической политики
-меры, направленные на негативные последствия депопуляции
3. Кейс №3. Актуальная информация о материнском капитале в 2014 г.
4. Термины: ( на отдельном планшете)
Демография - наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и др. признакам, его движение – рождаемость, бракосочетание, смертность и т д.
Депопуляция –убыль численности населения какой –либо страны или территории, которая носит выраженный и систематический характер. Суженное воспроизводство-превышение смертности над рождаемостью, высокий уровень эмиграции.
Инфантилизация молодого поколения- нежелание и неготовность принять на себя лично как гражданина ответственность за развитие общества
Источники:
1.http://protown.ru/information/4291.htm2.http://materinskij-kapital.ru.2014-godu.
3.http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii