Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики

Формирование познавательной самостоятельности
младших школьников на уроках математики
1 слайд.
Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
2слайд (В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано»развитие самостоятельности,инициативы и ответствнности личности как условие её самоактуализации)
3 слайд (Сущность понятия самостоятельность в научной литературе трактуется по разному: как интеллектуальные способности ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться,как готовность учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями)
Всё это формируется не иначе как в учебно-познавательной деятельности ребенка. Такое понимание познавательной деятельности включает в себя понятие познавательной самостоятельности.
4 слайд(Что же такое познавательная самостоятельность? Это качество личности, отражающее уровень саморазвития учащегося.Она проявляется, в его готовности к автономной познавательной деятельности,способности к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями)
Познавательная самостоятельность проявляется в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенное, в умении осуществлять перенос знаний и навыков в новую ситуацию, т. е. проявляется в умении использовать имеющиеся знания, навыки для приобретения новых знаний и опыта.
Формирование познавательной самостоятельности младшего школьника является одним из важных путей повышения эффективности обучения в современной начальной школе.
5 слайд (Одна из главных задач учителя -научить каждого ребёнка быть самостоятельным)
Трудность самого процесса формирования познавательной самостоятельности заключается в том, что на различных этапах обучения приходится идти различными путями, использовать разнообразные методы и приемы воспитания и обучения Основой для формирования мотивов учебной деятельности является познавательный интерес, который теснейшим образом связан со стремлением к узнаванию нового.
6 слайд(Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащегося, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы)
Развитие познавательной самостоятельности может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы, изучаемых в младших классах, изучение математики наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности, так как поиск решения математических задач требует самостоятельной мыслительной деятельности для построения плана решения, самопроверки полученного результата, умений самостоятельно пользоваться правилами и алгоритмами, а также умений применять систему обобщенных знаний.
7 слайд(уровни)
По характеру учебной самостоятельной деятельности младших школьников на занятиях по математике целесообразно выделить три уровня самостоятельности .
Первый уровень простейшая воспроизводящая самостоятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались. Так как первый уровень формирования самостоятельности прослеживается у многих учеников в начале занятий, то задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.
Второй уровень учебной самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждения и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
Третий уровень самостоятельности частично-поисковая учебная самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела математики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики; в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти «собственное правило», прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества
8 слайд(рабочая тетрадь)
1.В решении проблемы развития познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики эффективным средством является рабочая тетрадь.
9 слайд.(рабочая тетрадь)
2.Большое влияние на формирование познавательной самостоятельности младших школьников оказывают игры. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т.д. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Особую ценность на уроках имеют дидактические игры, направленные на формирование потребности в новых знаниях.

10 слайд(графическое моделирование из учебника)

3. На уроках математики наряду со словесными и наглядными методами обучения большую роль играют практические методы обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки, например, учитель применяет их при работе с величинами и геометрическим материалом. К практическим методам относятся упражнения и практические работы. Приведу примеры практических работ на уроках математики:
1. Начерти замкнутую ломаную линию из пяти звеньев.
2. Сколько можно провести прямых через две точки А и В. Начерти.
3. Измерьте стороны данного треугольника картонной меркой, линейкой, циркулем.
4. Начерти острый угол.

11 слайд(творческие работы, мат задачи,сказки,сост ребусов)
4.Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников. Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике.
1.Придумывание, а точнее, составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.
2. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры
12.13, слайд(задачи)по учебнику
5. Решение задач одна из форм самостоятельной деятельности.

14,слайд(карточки)
    6. Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Работа по карточкам начинается с 1 класса. Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы. Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку за урок, и каждый ученик знает, что всё зависит от его старания.
    Индивидуальная самостоятельная работа строго учитывает индивидуальные особенности ученика: темп, способности по предмету.
Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием объяснить каждое действие задачи.
При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера.
15 слайд
Например, при решении задачи: «На трёх этажах гаража стояло 260 машин. На втором этаже 100 машин, на третьем 30. Сколько машин стояло на первом этаже?» можно предложить ученикам карточки с учетом уровня их способностей:
Закончи краткую запись:
1. 1 э. -? м
2 э. - 100 м.
3 э. - 60 м.
2. Запиши выражение для ответа на вопрос «Сколько машин на первом этаже?».
3. Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ:
280 - (...+...)=
4. Сделай краткую запись. Запиши и реши задачу.
16.17,18, слайд(проекты в учебниках)
7 Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Применительно к предмету «математика» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Темы уроков для работы по методу проектов выбираются с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.

19 слайд(диски)(Самостоятельно работать можно и по дискам которые есть у учащихся , на них представлены виды самостоятельной работы по каждой теме математики)
20 слайд ( Так же можно использовать самостоятельные работы, которые показывают уровень овладения материала и самостоятельности каждого ученика)
Заключение
Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя – еще одно условие успешного развития познавательной самостоятельности учащихся. Для младших школьников в силу их индивидуальных и возрастных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках.
Важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является так же личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых знаниевых образцов. От учителя требуется большее доверие к учащимся, большая опора на их собственные наблюдения, личный опыт, интуиции, фантазии, инициативу. Урок становится своеобразной лабораторией совместного поиска, организуемого и направляемого учителем.
Познавательная самостоятельность младшего школьника не является врожденным качеством личности, а формируется и развивается в процессе обучения, представляя собой постепенный переход от действий, производимых только под руководством педагога, к познавательной деятельности, основанной на самостоятельном, творческом подходе к поставленной учебной задаче.






Список литературы.
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Под ред. Осипова М. П. Минск Наука, 1997 г.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Ш. А. Амонашвили. - Минск, 1990 г.
3. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики / А.И. Болотова // Воспитание и обучение. - 2009. - №6. - С.17-19.
4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева // Нач. школа. - 2005. - №11. - С. 20-22.
5. Демидова, С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике / С.И. Демидова, Л.О. Денищева. - М.: Просвещение, 2009. - 128с.
6. Макарова М.Ф. Развитие творческой активности учащихся в современной школе: Дисс. канд. пед. наук. – Саратов, 2004 г.
7. Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа. До и после. - 2014. - №2. - С.22-25.
8. Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.
9. Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.
30. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Наука, 2003. - 499с.











Приложение 1
Примеры работы при изучении темы "Задачи на движение"
В обучении решению задач на движение можно выделить несколько этапов: качественный анализ процесса движения, формирование представлений о скорости, единицы скорости, применение знаний при решении задач. Для работы на уроке каждому ребенку дается рабочий лист с картинками, схемами, заданиями и областью, где ребенок работает самостоятельно.
1 этап. Качественный анализ процесса движения
Ребята внимательно рассматривают картинки. Учитель задает вопросы, помогающие детям обратить особое внимание на определенные детали картинки, например, на одновременное начало движения, на различную траекторию пути.
Учитель: Опиши ситуацию, которая изображена.
Ученик: Гусеница и муравей увидели яблоко, им надо доползти до яблока.
Учитель: Кто раньше начал движение, кто позже?
Ученик: Они вместе поползли.
При анализе ситуации важно обратить внимание детей на то, что хоть двигаться они начнут в одно и тоже время, но траектория их пути может быть различной.
Учитель: Какую задачу можно составить по этим картинкам?
Ребята с удовольствием фантазируют на данном этапе работы, составляя свои задачи. При этом в работу включаются даже те ученики, которые, как правило, работают не очень активно по различным причинам, боятся неверных ответов, или индивидуальный темп работы которых, отличается от темпа работы всего класса.
Ученики предлагали сюжеты: "муравей и гусеница устроили соревнование, кто быстрее доползет до яблока"; "турист потерял яблоко в лесу, муравей и гусеница одновременно заметили его и захотели съесть".
Учитель обобщает ситуации и выбирает следующую:
Муравей и гусеница соревновались, кто быстрее добежит до яблока.
Учитель: Сколько минут потребовалось каждому, чтоб добежать до яблока? На сколько минут больше потребовалось гусенице?
Учитель: Можно ли ответить на вопросы по картинке?
Ученик: Нет.
Учитель: Рассмотрите схему (Схема нарисована на листе, рядом с картинкой).


Рис. 3

Учитель: На какие вопросы можно ответить по этой картинке?
Ученик: Кто раньше доползет до яблока? Кто быстрее полз? у кого дорожка длинней?
Учитель: Как можно узнать время движения каждого персонажа?
Ученик: Можно посмотреть, сколько раз отрезок, равный одной минуте помещается в каждом отрезке. А потом подсчитать, сколько их поместилось.
Ученики сразу отметили: по чертежу видно, что время движения гусеницы больше, чем муравья.
Учитель: Можно ли по схеме ответить на вопрос: "На сколько больше времени потратила гусеница на дорогу к яблоку?"
Ученик: Да, это видно, на сколько отрезок длиннее, на столько и больше она времени потратила.
Учитель просит детей самостоятельно составить задачу к данной схеме и дорисовать её (рис. 4).


Рис. 4


Рис. 5

Лодка и катер перевозили туристов с одного берега Волги на другой. Катер потратил на дорогу 2 час, а лодка на 1 час больше. Сколько часов была лодка в пути? (Схема, дополненная учеником к данной задаче изображена на рисунке 5)
2 этап. Скорость протекания процесса
Работа на этом этапе начинается аналогично с анализа картинки (рис.6).


Рис. 6

Учитель: Какую задачу можно придумать к этой картинке?
Ученик: Из города в деревню выехали 2 машины: грузовая и легковая. Расстояние
между городом и деревней 300 км. Легковая машина доехала до деревни раньше, чем грузовая. Какой автомобиль двигался быстрее?
Ученики имеют определенный достаточно богатый жизненный опыт. Каждый из ребят естественно имеет какое-то представление о такой величине, как скорость. Многие из учеников сами употребляют этот термин в своей речи.
Учитель: Почему легковая машина затратила на дорогу меньше времени, чем грузовая, расстояние ведь было одинаковым?
Ученик: Легковая машина ехала быстрее.
Учитель: Рассмотрите схемы. Какая величина характеризует быстроту
движения?


Рис. 7 Рис. 8

Подробно анализируем каждый элемент схемы.
Учитель: На сколько частей разделен отрезок, показывающий время движения?
Ученик: На 5, так как машина ехала 5 часов.
Учитель: На столько же частей разделен и отрезок, который показывает расстояние. Как вы думаете, что обозначает этот отрезок?
Ученик: Сколько километров проезжала машина за 1 час.
Учитель: Итак, путь, пройденный за единицу времени - это скорость движения. За единицу скорости принимают км/ч (километры в час). Как же найти скорость?
Ученик: Для того чтоб найти скорость, надо пройденный путь разделить на время, затраченное на этот путь.
Учитель: Обратите внимание на запись единицы скорости: наклонная черта обозначает знак деления и подсказывает нам, как найти скорость.
По такой методике были проведены все уроки по теме "Задачи на движение". В беседе школьники отмечали следующее: "появилось стремление больше узнать", "очень нравится самому придумывать задачи, а не читать их в учебнике", "интересно узнавать новую тему постепенно, как будто самостоятельно открывать новые научные факты". Из наблюдений за работой детей на уроках можно сделать вывод о том, что у учеников стала проявляться настойчивость при выполнении заданий, появилось стремление больше узнать, некоторые ученики подходили после уроков и просили дать им дополнительное домашнее задание, у них появляется тенденция к самоконтролю.
Таким образом, организация обучения, при которой школьники активно вовлекаются в процесс самостоятельного поиска, самостоятельного осуществления познавательной деятельности, способствует положительной динамике в развитии познавательной самостоятельности.
Приложение 2

Организация работы с карточками
Рассмотрим организацию работы с детьми по карточкам на примере одной задачи:
Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта?
Ученику, не способному самостоятельно проанализировать задачу и составить краткую запись, предлагаем карточку № 1.
Карточка № 1.

Краткая запись задачи дана в виде таблицы:

V (км/ч)
T (ч)
S (км)

Вертолет
?
2
430

Самолет
? в 3 раза больше
5
?


Реши задачу, используя подсказку:
1) 430: _ = _ (скорость вертолёта)
2) _ х _ = _ (скорость самолёта)
3) _ х _ = _ (километров пролетит самолёт за 5 ч.)
В карточке дана краткая запись задачи, указано количество действий её решения, знаки математических действий. В первом действии указано делимое. Рядом с каждым действием есть пояснение того, что находим.
Ученику остаётся только подставить пропущенные числа в данные действия и найти ответ задачи. Отработав с учеником такой тип карточек, предлагаем ему карточку № 2. Здесь также даётся краткая запись задачи, указано количество действий и знаки математических действий, но уже нет пояснений того, что нужно найти в результате каждого действия, и не указано делимое в первом действии.

Карточка 2. Краткая запись задачи дана в виде таблицы

V (км/ч)
T (ч)
S (км)

Вертолет
?
2
430

Самолет
? в 3 раза больше
5
?


Реши задачу, используя подсказку:
1) _: _ = _
2) _ х _= _
3) _ х _ = _
При работе с этой карточкой ученику приходится домысливать, что можно найти в результате первого действия и что для этого следует записать в скобках как пояснение. Ответив на один вопрос задачи, он последовательно переходит к другим вопросам, учитывая те математические действия, которые даны в подсказке.
Освоив второй тип карточек, ученик переходит к следующему типу. Как и в предыдущих карточках, учитель оформляет краткую запись задачи, но объём подсказки заметно сокращается. Учитель только указывает количество действий решения и знак математического действия в первом из них.




Карточка № 3. Краткая запись задачи дана в виде таблицы

V (км/ч)
T (ч)
S (км)

Вертолет
?
2
430

Самолет
? в 3 раза больше
5
?

Реши задачу, используя подсказку:
1) _: _ = _
2)
3) .
Такого типа карточки мы даём на начальном этапе и детям, имеющим первоначально средний уровень развития познавательной самостоятельности. Ученикам, которые способны самостоятельно проанализировать за дачу, составить её краткую запись, выделить известное и неизвестное в условии, предлагается
Карточка № 4.
Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Составь краткую запись задачи и реши её, начав решение с нахождения скорости вертолёта.
От ученика требуется составить краткую запись задачи и решить её, основываясь лишь на той подсказке учителя, где указывается, что нужно найти в первую очередь. Ученик должен сам выделить те данные, которые помогут ему ответить на этот вопрос, а затем найти ответ на вопрос задачи.
Ученикам, которые способны справиться с карточками № 3 и 4, и тем, кто быстро находит стандартный способ решения, можно предложить карточку № 5.
Карточка № 5.
Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Дано первое действие решения задачи:
1) 430.3 = 1290 (километров пролетит самолёт за 2 часа).
Продолжи решение. Подсказка учителя состоит в том, что он даёт первое действие решения задачи, но уже не стандартным способом, и рядом указывает, что находится в результате этого действия.
Далее ученики, используя имеющиеся данные в задаче, продолжают её решение. В карточке № 6 объёма помощи учителя гораздо меньше, чем в предыдущих карточках.
Карточка № 6.
Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Подумай, на какой вопрос задачи мы ответили следующим выражением: 430.3 = 1290. Продолжи решение.
Учитель даёт лишь одно из действий решения задачи. Ученики сами должны определить, на какой вопрос задачи даёт ответ это выражение, и, проводя дальнейший анализ задачи, решить её. Такой тип карточек предполагает очень хорошо отработанные математические умения и навыки учеников.
Для детей, имеющих более высокий, творческий, уровень развития познавательной самостоятельности, предлагается
Карточка № 7.
Дана задача: Вертолёт за 2 часа пролетел 430 км. Сколько километров пролетит за 5 часов самолёт, если его скорость в 3 раза больше скорости вертолёта? Реши задачу, используя следующие вопросы:
1) Сколько километров пролетит самолёт за 2 часа?
2) Сколько раз по 2 часа содержится в 5 часах?
Эта карточка предполагает оригинальное решение задачи, которое учащийся найдёт, если ответит на предложенные учителем вопросы.
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915