Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Н.И.Горчакова
МОКУ «Тюкалинский лицей», г.Тюкалинск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Успешный человек – кто он? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно - значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. При поступлении в школу, диагностируя сформированность личностных УУД, определяют индивидуальную готовность к школьному обучению. По итогам диагностики, проведенной в лицее, полностью сформированная внутренняя позиция ученика лишь у 53 % первоклассников, у 37% частично сформировалось эмоционально-положительное отношение к школе, у 10% внутренняя позиция не была сформирована, что проявляется в отсутствии желания ходить в школу, такие дети отдают предпочтение игровой деятельности. Анализ результатов актуализировал необходимость в формировании личностных УУД. Мы представляем модель Воспитания и социализации личности в лицее таким образом:
- фундаментом служат Программы:
1. Урочной и внеурочная деятельности
2. Духовно – нравственного развития
Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Данные программы являются составляющими ООП ОУ реализуемой в лицее. Как же отслеживать формирование ЛУУД? На начальном этапе нами была использована педагогическая диагностика к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт» под редакцией Битяновой М.Р. Диагностика проводится на третьей-четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Результаты диагностики позволили педагогу не только оказать адресную педагогическую помощь и поддержку каждому уче
·нику, учитывая его индивидуальные особенности, но и "настроить" процесс обучения класса в целом. Данные диагностики открывают портфолио ребенка, которое по мере его обучения будет дополняться новыми материалами. Для оценки достижения планируемых результатов по формированию ЛУУД используются задания разного типа:
- по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
- по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня;
- по используемым средствам при проведении работы: задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
- по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
Подобраны следующие методики, позволяющие: - выявить внутреннюю позицию школьника – Методика « Беседа о школе», - выявить уровень развития самооценки поможет методика «Хороший ученик», -мотивацию учебной деятельности поможет проявить методика «Незаконченная сказка».
Нравственно-этическая ориентация раскрывается через:
- выделение моральной ситуации нарушения нормы/следования норме; - решение моральной дилеммы на основе децентрации и оценку действий с точки зрения моральной нормы.
К каким результатам мы придем – покажет время. Но мы очень надеемся, что наш выпускник:
осознает смысл учения и поймет личную ответственность за будущий результат
будет сформирована учебная мотивация и развиты мотивы достижения и социального признания
сформирована адекватная самооценка
будет видеть свои сильные и слабые стороны и будет понимать, кто он в этом мире и чем ему хотелось бы заниматься
знающий основные моральные нормы
умеющий делать нравственный выбор и давать моральную оценку поступкам и событиям
сформирован целостный образ мира, уважение к культуре и истории, к себе, людям и окружающему миру.
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г.Асмолова
Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.












13 PAGE 14315



Заголовок 115