Статья птеме: «Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка»

Тема: «Применение информационно- коммуникационных технологий на уроках английского языка»
Цель: обобщение опыта работы учителей по применению ИКТ в процессе обучения английскому языку
“Дитя требует деятельности
беспрестанно, а утомляется
не деятельностью, а ее однообразием.”

К.Д.Ушинский
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Понятийный словарь
Информация-сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством.
Коммуникация - путь сообщения, средства связи, пердача информации
Мультимедиа- (от латинского «мульти»- много, «медиа»-средство), электронный носитель,текст, изображение, анимации, графики, и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео, мультимедиа). Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.


Новейшие информационно-коммуникативные технологии занимают все большее и большее место в нашей жизни. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию, познавательную активность учащихся и расширяет их кругозор.


Уроку с применением ИКТ свойственно следующее:
1.   принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2.   управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3.   интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4.    неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом

компьютер
выполняет следующие функции:

1. в функции учителя

компьютер представляет собой:
источник учебной информации;

тренажер;

средство диагностики и контроля

наглядное пособие;

2. в функции рабочего
инструмента:


средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
 
средство подготовки выступлений;
      
вычислительная машина
больших возможностей

На уроках английского языка можно эффективно применять следующие образовательные ресурсы :
презентации в Power Point, тесты, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы и т.д.
ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление. ИКТ позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Использование различных ресурсов, сочетание разнообразных элементов помогает учащемуся получить более полные и глубокие знания, сформировать собственные зрительные и слуховые образы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Компьютер позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – все это помогает значительное время удерживать произвольное внимание учащихся.

Объяснение нового материала.
Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Для реализации всех достоинств использования ИКТ я создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.
При изучении грамматики возможно анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.
При изучении страноведческого материала наглядность незаменима, невозможно говорить о королеве Елизавете второй, не предоставив ее фотографию, знакомство с достопримечательностями страны должно сопровождаться их изображениями. Привлекает учащихся и такие уроки, как «уроки – путешествия», и на карте города они могут рассмотреть любую достопримечательность. Знакомясь с флагом Соединенного Королевства, ребята могут сделать вывод о тех странах, которые входят в состав государства. (Англия, Шотландия и Ирландия).
Закрепление
При закреплении материал учебника я преобразую, упражнения и тексты представляю в различных вариантах. При этом экономится большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратится на излишнее переписывание заданий.
Эффективно при использовании стратегии «фишбоун» наглядно показать скелет, используя эффекты анимации.
При обучении грамматики наглядность позволяет формировать продуктивные навыки письменной речи. Используя анимацию объектов, можно выделить изученное грамматическое явление. Удобно при изучении отдельных речевых конструкций использовать тексты с пропусками.
Игровые технологии служат для активизации познавательной деятельности школьников. Например, вариант известной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» (Кто лучше всех знает английский) – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, четверти или изучение большого раздела учебника кажется вполне приемлемым именно для повышения познавательной активности современных школьников.
Тесты, созданные в программе EXCEL, позволяют контролировать сформированность грамматических навыков на основе тестовых заданий быстро и эффективно.

Алгоритм проектирования урока
с использованием ИКТ.

Одним из основополагающих моментов в использовании
компьютера и ИКТ на уроке является проектирование самого урока.
1 этап проектирования урока
Ответить на важные вопросы: кому это нужно и зачем?
определить контингент слушателей: кто они?
учесть возрастную группу;
учесть уровень компьютерной грамотности.


2 этап . Постановка целей и задач.
3 этап. Выбор темы и отбор содержания
отобрать тематическое содержание урока, которое позволит достичь вышеназванных целей.

4 этап. Форма и содержание обучения.
Формы организации учебного процесса
Все виды деятельности обучаемых, можно разделить на 2 группы:
поиск информации
2) использование в учебной и внеучебной деятельности


Методы обучения

Методы обучении
Сервисы интернета
Формат представления информации

Словесные:
Рассказ

Объяснение

беседа

дискуссия
лекция


работа с книгой

Электронная почта, форум, веб -сайт

Электронная почта, форум, чат, веб -сайт

Форум, чат, интернет-т елефония (система онлайновой цифровой обработки звука)
Форум, чат,
Интернет -телефония
Электронная почта, форум, веб-сайт видеофрагмент
Электронная почта, форум, веб-сайт

Аудиофрагмент, видеофрагмент, текст, гипертекст
Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст
Живой или записанный звук

Живой или записанный звук
Живой или записанный звук, текст, гипертекст, медиа-лекция,

Текст, гипертекст

Наглядные:
метод иллюстрации




метод демонстрации
Веб-сайт

Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты и схемы, виртуальные лаборатории

Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории

Практические: упражнения, лабораторные работы, практические работы

Веб-сайт

Интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории, гипертексты, интерактивные тесты, тренажеры


Преимущества использования ИКТ
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
4. расширение информационных потоков при использовании Internet.
5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
9. Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.


Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1.      Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2.      У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3.      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4.      Отсутствие контакта с учителем информатики.
5.      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
6.      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7.      Не хватает компьютерного времени на всех.
8.      В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
9.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10.  Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

В данном виде работы имеются также и такие недостатки.
Общаясь с компьютером, учащиеся читают предложение, выбирают ответ, не проговаривая ничего вслух, т.е. речевой аппарат при данном виде работы становится пассивным, что крайне нежелательно при изучении иностранного языка. В связи с этим мы используем эту форму работы с компьютером периодически.

Вывод

Использование ИКТ в настоящее время является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе, способствует модернизации общего образования, позволяет осуществить деятельностный подход в обучении и успешно формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся